Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2007 по делу N А21-5263/2006 Аннулирование лицензии на ввоз сельскохозяйственного товара, выданной с превышением выделенной тарифной квоты, влечет доначисление таможенных пошлин, подлежащих уплате в общем порядке без применения соответствующих тарифных льгот, которыми воспользовался декларант при ввозе товара по признанной недействительной лицензии.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2007 г. по делу N А21-5263/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Савицкой И.Г.

судей Гафиатуллиной Т.С., Тимошенко А.С.

при ведении протокола судебного заседания: Семак Н.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2074/2007) Калининградской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2006 по делу N А21-5263/2006 (судья Залужная Ю.Д.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Риоверде“

к Калининградской таможне

3-е лицо: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

о признании недействительным требования

при участии:

от заявителя: Краснов А.Н. - доверенность от 01.10.07 б/н;

от ответчика: Окунев А.И. -
доверенность от 16.03.07 N 14;

от 3-го лица: не явились, извещены;

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Риоверде“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской таможни (далее - таможня, таможенный орган) об уплате таможенных платежей от 10.08.06 N 10205000/100806/0000085.

Определением от 25 сентября 2006 года в соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд первой инстанции на основании ходатайства ответчика привлек в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерство Российской Федерации экономического развития и торговли (том 1, л.д. 94).

Решением от 19 декабря 2006 года суд заявленные требования удовлетворил.

В апелляционной жалобе таможня просит решение суда от 19.12.06 отменить, полагая, что оспоренное требование выставлено в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации. По мнению подателя жалобы, наличие у лица соответствующей лицензии на ввоз свинины не может служить основанием для применения пониженной ставки таможенной пошлины в случае превышения доли тарифной квоты, выделенной в соответствии с установленным порядком. Кроме того, как считает таможенный орган, признавая лицензии недействительными с момента их выдачи, Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - Минэкономразвития РФ) действовало в пределах предоставленных ему полномочий.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.

Представитель общества просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела
без его участия.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как усматривается из материалов дела, в декабре 2005 года общество на основании внешнеэкономического контракта осуществило ввоз на территорию Российской Федерации в таможенном режиме для внутреннего потребления свинины мороженой. При таможенном оформлении товара заявитель применил льготу в соответствии с разовыми лицензиями от 22.12.05 N 7480505518944, 7480505518946, 7480505518947, 7480505518948, 7480595518949, 7480505518950, 748050551895, 7480505518952, выданными Минэкономразвития РФ на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.04 N 879 “О регулировании импорта свинины в 2005 году“ (далее - Постановление N 879, том 1, л.д. 86 - 93).

Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211 “О признании лицензий недействительными“ выданные, в том числе и заявителю, лицензии были признаны недействительными и Департаменту государственного регулирования внешнеторговой деятельности вменялось в обязанность проинформировать Федеральную таможенную службу России об этом для принятия мер по взысканию неуплаченных сумм таможенных платежей (далее - Приказ N 211, том 1, л.д. 72 - 85).

Во исполнение названного приказа таможня провела проверку на основании статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) документов и сведений после выпуска товаров. По результатам проверки таможенный орган выставил Обществу требование от 10.08.06 N 10205000/100806/000085 об уплате 12 075 179 руб. 96 коп. таможенных пошлин, в том числе 1 097 743 руб. 64 коп. НДС, а также 1 087 168 руб. 70 коп. пеней за несвоевременную уплату таможенных пошлин и налогов (том 1, л.д. 7 - 8).

Не согласившись с законностью названного требования, ООО “Риоверде“ оспорило его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что:

- ссылка в
Приказе N 211 на превышение тарифных квот при выдаче обществу лицензий не может служить основанием для их аннулирования, так как отсутствует в соответствующем перечне;

- действующее законодательство не предусматривает возможности отмены с момента выдачи тех лицензий, срок действия которых истек к моменту их аннулирования и права по которым к моменту отмены реализованы;

- таможенным органом нарушены требования Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливающие порядок доначисления таможенных платежей;

- общество правомерно исчислило таможенные платежи в соответствии с присвоенным товару кодом Товарной номенклатуры Внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД).

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав мнение сторон, считает решение суда подлежащим отмене, а апелляционную жалобу таможни - удовлетворению на основании следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 “О таможенном тарифе“ (далее - Закон о таможенном тарифе) при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации, в том числе, в виде установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации.

В пункте 4 названной нормы определено, что тарифные квоты на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров устанавливаются Правительством Российской Федерации в целях стимулирования сельскохозяйственного производства, обеспечения необходимого объема потребления сельскохозяйственных товаров на территории Российской Федерации, а также в целях содействия развитию международной торговли.

При этом согласно пункту 2 статьи 36 Закона о таможенном тарифе для целей указанной статьи под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого
на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.

Одновременно под сельскохозяйственными товарами понимаются товары, которые, в том числе, классифицируются в 1 - 24 группах ТН ВЭД.

В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Закона о таможенном тарифе ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в рамках тарифных квот осуществляется в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления на основании лицензий на ввоз таких товаров, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование внешнеторговой деятельности. Выдача указанных лицензий осуществляется на основании заявлений участников внешнеторговой деятельности. Доли тарифной квоты распределяются между заявителями по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему ввоза на таможенную территорию Российской Федерации заявителем товара, происходящего из иностранного государства и поименованного в пункте 3 настоящей статьи, в предыдущем календарном году.

При принятии решения об установлении тарифной квоты Правительство Российской Федерации определяет метод и порядок распределения долей тарифной квоты. Порядок и сроки выдачи указанных в пунктах 7 и 8 настоящей статьи лицензий и проведения конкурсов (аукционов) устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 9 статьи 36 Закона о таможенном тарифе).

Согласно Таможенному тарифу Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.01 N 830 “О Таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности“ говядина мороженая (код по ТН ВЭД 0202) и свинина мороженая (код по ТН ВЭД 0203) классифицируются во 2-й группе ТН ВЭД, а, следовательно, на их ввоз распространяется действие статьи 36 Закона о таможенном тарифе.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.04 N 879 “О регулировании импорта свинины в 2005 году“ и N 878 “О регулировании импорта говядины мороженой в
2005 году“ утверждены ставки ввозных таможенных пошлин со сроком действия с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г., а также определены порядок и срок выдачи лицензий в 2005 году.

Расчет объема ввоза мяса для участников внешнеэкономической деятельности в 2005 году с разбивкой по государствам-поставщикам (союзу государств) осуществлялся Минэкономразвития России в установленном порядке в соответствии с Методикой расчета 100% объема мяса домашней птицы и 85% объемов свежей, охлажденной и мороженой говядины и свинины, утвержденной Приказом Минэкономразвития от 29.01.05 N 15 “О мерах по выполнению Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2004 г. N 877 “О регулировании импорта свежей и охлажденной говядины в 2005 году“, от 30 декабря 2004 г. N 878 “О регулировании импорта мороженой говядины в 2005 году“, от 30 декабря 2004 г. N 879 “О регулировании импорта свинины в 2005 году“, от 30 декабря 2004 г. N 880 “Об особенностях применения специальной защитной меры в отношении мяса домашней птицы в 2005 году“.

Тарифная квота, предоставленная заявителю, определена в соответствии с действовавшим порядком распределения, установленным Правительством РФ. Количество товара (коды по ТН ВЭД 0202, 0203), которое лицо вправе импортировать по пониженной ставке таможенной пошлины, обусловлено только размером выделенной в установленном порядке доли тарифной квоты, и при наличии лицензии, выданной компетентным органом. Иного порядка изменения доли тарифной квоты законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

Как следует из материалов дела, общая квота заявителя в 2005 году на ввоз свинины мороженой составила 14 247 382 кг. Указанная квота была выбрана заявителем полностью путем ввоза на территорию Российской Федерации на основании лицензий от 22.12.05 N
ЛР74780505518944, ЛР74780505518945, ЛР74780505518946, ЛР74780505518947, ЛР74780505518948, ЛР74780505518949, ЛР74780505518950, ЛР74780505518951, ЛР74780505518952, ЛР74780505518953 и ЛР74780505518944. Данное обстоятельство подтверждается как судебными актами по делу N А40-72991/06-122-452, так и материалами настоящего дела.

В ходе проверки, проведенной Минэкономразвития РФ, установлено, что отдельным импортерам, в том числе и заявителю, лицензии были выданы с превышением предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации объемов тарифных квот, в связи с чем, указанные лицензии признаны Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211 недействительными (полностью или в соответствующих частях) с момента их выдачи.

Исходя из положений таможенного законодательства, пониженные ставки таможенных пошлин применяются только к товарам, ввозимым в рамках тарифной квоты. Наличие у лица лицензий Минэкономразвития России на ввоз свинины и говядины само по себе не может рассматриваться как основание для применения пониженной ставки таможенной пошлины, если соответствующие партии были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации вне рамок имеющейся у такого лица доли тарифной квоты.

Поскольку применение пониженных ставок таможенной пошлины связывается законодателем с фактом ввоза товаров в объеме, не превышающем тарифную квоту, которая была превышена заявителем, то общество не имело права на тарифные преференции в соответствии с лицензиями, выданными сверх выбранного объема свинины.

Нельзя признать состоятельным и вывод суда об отсутствии правовых оснований для приостановления или аннулирования выданных лицензий, предусмотренных пунктом 13 Положения о порядке лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.1996 N 1299, и пунктом 11 Положения о лицензировании в сфере внешней торговли товарами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.05 N 364. Из указанных норм следует, что ими установлены основания для приостановления и аннулирования лицензий,
выданных с соблюдением закона, в связи с обстоятельствами, возникшими после выдачи лицензий.

Между тем, по делу N А40-72991/06-122-452 судами установлено, что часть лицензий заявителю выдана с превышением тарифной квоты, что свидетельствует об отсутствии у них юридической силы с момента их выдачи, в связи с чем, заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании недействительным Приказа Министерства экономического развития и торговли России от 31.07.06 N 211 в части, касающейся лицензий, выданных ООО “Риоверде“.

В соответствии с пунктом 1 статьи 329 ТК РФ при ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.

В силу пункта 1 статьи 348 ТК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно в порядке, определенном настоящей главой.

Согласно пункту 1 статьи 350 ТК РФ требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) проценты.

Пунктом 3 приведенной нормы права предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

В настоящем споре, установив факт неуплаты заявителем таможенных платежей в определенном законодательством Российской Федерации порядке, таможня обоснованно направила в адрес общества
оспоренные требования. Начисление таможенных платежей осуществлено таможней исходя сведений, содержащихся в представленных заявителем грузовых таможенных декларациях и факта признания недействительными спорных лицензий со дня их выдачи.

Подлежит отклонению довод заявителя о фактическом ввозе свинины в рамках выделенных квот со ссылкой на выписку из федерального банка выданных лицензий (л.д. 96 - 101, том 2). Как указывалось выше, обстоятельства ввоза ООО “Риоверде“ свинины с превышением причитающейся заявителю доли тарифной квоты, исследовались судами в рамках дела N А40-72991/06-122-452, и выводы судов о выдаче лицензий с превышением доли тарифной квоты не опровергаются представленной таможенным органом выпиской из федерального банка базы выданных лицензий. Из представленных выписок из федерального банка выданных лицензий как по ООО “Риоверде“, так и по ООО “Агерратум“ усматривается, что ООО “Агерратум“ получало лицензии в счет выделенной квоты ООО “Риоверде“, в свою очередь ООО “Риоверде“ получало лицензии в счет выделенных квот ООО “Агерратум“.

Таким образом, при ввозе свинины мороженой сверх выделенной доли квоты общество неправомерно применяло пониженные ставки таможенных пошлин, а потому таможня обоснованно доначислила таможенные пошлины, подлежащие уплате в общем порядке без применения соответствующих тарифных преференций, которыми воспользовалось Общество при ввозе мясопродукции по лицензиям, признанным недействительными со дня их выдачи Приказом Минэкономразвития РФ от 31.07.06 N 211.

Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявления.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.12.2006 по делу N А21-5263/2006 отменить.

В удовлетворении заявленных
требований общества с ограниченной ответственностью “Риоверде“ отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины, связанные с рассмотрением дела в суде первой инстанции, отнести на общество с ограниченной ответственностью “Риоверде“.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью “Риоверде“ в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

САВИЦКАЯ И.Г.

Судьи

ГАФИАТУЛЛИНА Т.С.

ТИМОШЕНКО А.С.