Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.10.2007 по делу N А21-720/2007 Ненадлежащее уведомление привлекаемого к административной ответственности юридического лица о времени и месте составления протокола, вынесения оспариваемого постановления и о назначении товароведческой экспертизы является основанием признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 октября 2007 г. по делу N А21-720/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего М.А.Шестаковой

судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой

при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи В.И.Агеевой

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-9570/2007) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 24 мая 2007 года по делу N А21-720/2007 (судья И.Л.Гурьева),

по заявлению ООО “Агропромстройтранс-МП“

к Выборгской таможне

о признании незаконным постановления

при участии:

от заявителя: представитель не явился, извещен

от ответчика: М.Н.Зарков по доверенности от 09.01.2007 N 05-01/52

установил:

ООО “Агропромстройтранс-МП“ обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о
признании незаконным постановления от 01.02.2007 Выборгской таможни по делу об административном правонарушении N 10206000-1679/2006 о назначении обществу административного наказания на основании части 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

Решением суда от 24.05.2007 заявленные обществом требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Выборгская таможня просит отменить решение суда первой инстанции как вынесенное с нарушением норм материального права. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции неправильно истолкованы положения пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“, статьи 9 Закона N 13-ФЗ от 22.01.1996 “Об особой экономической зоне в Калининградской области“, части 5 статьи 6 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель таможенного органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.

ООО “Агропромстройтранс-МП“ надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представитель в судебное заседание не явился. В соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя общества.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, 01.09.2006 на таможенный пост МАПП Торфяновка прибыло принадлежащее ООО “Агропромстройтранс-МП“ транспортное средство: грузовой автомобиль (седельный тягач) марки “Рено“, государственный регистрационный номер Н 214 ЕХ 39 с полуприцепом марки “Десот“, регистрационный номер АЕ 1256 39, следовавшие по маршруту Финляндия - Москва по процедуре МДП. В ходе мероприятий таможенного контроля выявлено, что в свидетельство о регистрации на указанные транспортные средства внесены записи: “ввоз на остальную часть таможенной
территории Российской Федерации и таможенного союза разрешен при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей“.

Транспортные средства помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области. Завершение таможенного режима в отношении тягача седельного и полуприцепа с бортовой платформой не производилось.

По факту использования условно выпущенного товара - седельного тягача и полуприцепа, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ, в отношении общества таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении N 10206000-1679/2006.

17.01.2007 составлен протокол об административном правонарушении.

Постановлением Выборгской таможни от 01.02.2007 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере однократной стоимости предмета административного правонарушения, что составило 1188000 рублей.

Считая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что транспортные средства, участвующие в перевозке, не являются товаром, а также указал то, что ограничения, введенные ФЗ N 16-ФЗ от 10.01.2006, не распространяются на транспортные средства, ввезенные на территорию РФ до введения указанного закона в действие.

Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании закона.

В соответствии со статьей 155 ТК РФ одним из видов таможенного режима является режим свободной таможенной зоны. Регулирование правоотношений по установлению и применению режима свободной таможенной зоны в Калининградской области наряду с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 и Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.1993 осуществляется Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ (статья
37) и Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.

В силу статьи 9 Федерального закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ от 10.01.2006 N 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом. Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории Калининградской области.

В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ исключением из указанного правила может быть использование транспортных средств в международных перевозках между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также в перевозках товаров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации.

Однако таможенный орган установил, что транспортные средства использовались для международной перевозки товара с территории иностранного государства Финляндия на территорию Российской Федерации. При осуществлении международной перевозки товар из иностранного государства не ввозился на территорию
Калининградской области.

Осуществляемая обществом перевозка подпадает под понятие “международная автомобильная перевозка“ и не соответствует ограничениям, предусмотренным пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ.

Исходя из пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон), юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“, могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом главой 3 Федерального закона, с особенностями, установленными главой 8 этого же закона.

Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона установлено, что моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области, а также принадлежат юридическим лицам, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области.

Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона действие положений статьи 15 Федерального закона в отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, ввезенных на территорию
Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу Федерального закона, в течение трех лет со дня его вступления в силу распространяется также на случаи, если указанные транспортные средства принадлежат физическим лицам, государственная регистрация которых в качестве индивидуальных предпринимателей осуществлена в Калининградской области.

Таким образом, исключение из статьи 15 Федерального закона предусмотрено только в отношении физических лиц, которым предоставляется возможность осуществления перевозок в течение трех лет. Других исключений применительно к статье 15 Федерального закона, в том числе по условиям осуществления международных перевозок в рамках переходных положений (гл. 8) Федерального закона, не предусмотрено.

Согласно статье 7 Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“ таможенный режим “свободной экономической зоны“ применялся в отношении ввозимых из других стран в особую экономическую зону товаров, используемых на территории данной области. В паспорте транспортных средств, ввезенных в данном таможенном режиме, имеется указание на разрешение международной перевозки, в том числе между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации. Таким образом, ограничения по эксплуатации данных транспортных средств имели место до вступления в силу Федерального закона N 16-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, таможенный орган правомерно привлек общество к административной ответственности, посчитав, что вина общества
доказана.

В то же время решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения в силу допущения таможенным органом существенных процессуальных нарушений.

Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются в том числе протоколом об административном правонарушении. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу статьи 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие
указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ).

Перечисленные выше нормы права, предписывающие в присутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, рассматривать дело об административном правонарушении (составлять протокол об административном правонарушении, выносить решение, постановление о привлечении к административной ответственности), призваны обеспечить соблюдение процессуальных гарантий этого лица, поскольку в противном случае дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.

Как следует из материалов дела и дела об административном правонарушении в суд первой инстанции не были представлены доказательства об уведомлении общества о времени и месте составления протокола и вынесения оспариваемого постановления,
а также о назначении товароведческой экспертизы.

В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 10 от 02.06.2004 разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Нарушение административным органом положений статьи 25.1 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, носит существенный характер и является основанием для отказа в удовлетворении требования Выборгской таможни о привлечении общества к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 24.05.2007 по делу N А21-720/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ШЕСТАКОВА М.А.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

СЕМЕНОВА А.Б.