Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007 по делу N А56-7675/2007 Основанием для признания недействительными решений таможенного органа о классификации товара, повлекшей изменения классификационного кода ввезенных организацией судов, служит тот факт, что оспариваемые решения не соответствуют положениям статьи 271 Таможенного кодекса РФ, а также Постановлению Правительства РФ от 21.06.2002 N 448 “Об освобождении от обложения таможенными пошлинами и налогами временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации морских судов“.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2007 г. по делу N А56-7675/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Гафиатуллиной Т.С.

судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.

при ведении протокола судебного заседания: Петраш А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10394) Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2007 по делу N А56-7675/2007 (судья Боровлев Д.Ю.),

по заявлению ОАО “Северо-Западное пароходство“

к Балтийской таможне

о признании недействительными решений

при участии:

от истца (заявителя): Стадник А.С., доверенность от 15.01.2007.

от ответчика (должника): Ковалев Д.О., доверенность от 09.02.2007 N 04-04/2122.

установил:

открытое акционерное общество “Северо-Западное
пароходство“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, с учетом уточнения требований, о признании недействительными решений Балтийской таможни (далее - таможня) от 22.01.2007 N 10216000/11-38/142-15, N 10216000/11-38/141-14, N 10216000/11-38/143-16; от 23.01.2007 N 10216000/11-38/154-20, N 10216000/11-38/153-19 о классификации товара.

Решением суда первой инстанции от 14.06.2007 заявленные требования общества удовлетворены.

В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на неправильное применение судом положений статей 40, 72, 350, 361 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статей 22, 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ РФ) и примечания 1 к группе 89 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (далее - ТН ВЭД), просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению таможни, плавучие средства, ввезенные обществом, относятся к судам смешанного типа плавания (код ТН ВЭД 8901 90 990 0) и не могут быть классифицированы по коду 8901 90 100 0 ТН ВЭД, относящемуся только к морским судам. В связи с этим изменение таможней классификационного кода ввезенных судов в оспариваемых решениях является законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы жалобы, а представитель общества указал на их необоснованность.

Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, по договорам бербоут-чартера, заключенным с фирмой “NWS Balt Eighteen Shipping Company Limited“, Кипр, общество ввезло на территорию Российской Федерации и оформило в соответствии с таможенным режимом временный ввоз по грузовым таможенным декларациям (далее - ГТД) N 10216080/220306/0027572, 10216080/170406/0039083, 10216080/290606/0072737, 10216080/220906/0115469, 10216080/190706/0081360 суда, а именно: т/х “Сормовский-3064“, т/х “Балтийский-107“, т/х “Ладога-103“, т/х “Ладога-106“, т/х
“Ладога-101“.

Балтийской таможней был осуществлен выпуск указанных судов с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.

При проведении проверки в порядке статьи 361 ТК РФ таможней установлено, что ввезенные заявителем суда являются судами смешанного типа (река-море) и должны быть классифицированы в товарной подсубпозиции 8901 90 990 0. Обществом, по мнению таможни, были заявлены недостоверные сведения о коде товаров, повлекшие неправомерное использование льгот по таможенным пошлинам и налогам согласно Постановлению Правительства от 21.06.2002 N 448.

Данное обстоятельство послужило основанием для принятия таможней 22.01.2007 и 23.01.2007 решений о классификации ввезенных обществом судов в соответствии с правильным, по мнению таможенного органа, кодом ТН ВЭД России.

27.02.2007 таможней в адрес заявителя выставлено требование N 064 об уплате 8075338 руб. 37 коп. таможенных платежей и 471285 руб. пеней за просрочку их уплаты.

Общество не согласилось с принятыми решениями таможни и обратилось с заявлением в суд.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, пришел к выводу о том, что оспариваемые решения таможенного органа не соответствуют положениям статьи 271 ТК РФ, а также Постановлению Правительства РФ от 21.06.2002 N 448, что является основанием для признания их недействительными.

Апелляционный суд, заслушав мнения сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 ТК РФ временный ввоз транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов допускается при соблюдении следующих условий:

1) если транспортное средство зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории иностранного государства;

2) если транспортное средство ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и используется иностранным лицом, за исключением случаев,
когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом;

3) если транспортное средство не используется на таможенной территории Российской Федерации во внутренних перевозках;

4) если транспортное средство после ввоза на таможенную территорию Российской Федерации не передается в аренду (в случае, если транспортное средство ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду), за исключением случая, когда договор аренды (договор субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства.

Как указано в пункте 3 статьи 279 ТК РФ, помещение транспортных средств под таможенные режимы временного ввоза или временного вывоза в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 271, статьей 274 и пунктом 1 статьи 276 ТК РФ, осуществляется при предъявлении соответственно въездной и выездной декларации. В остальных случаях декларирование транспортных средств производится по правилам, установленным Таможенным кодексом Российской Федерации для декларирования товаров (глава 14 ТК РФ).

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи временного ввоза транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, если временно ввезенное транспортное средство используется российским лицом либо зарегистрировано за российским лицом, а также если другие условия, предусмотренные подпунктами 1 - 4 пункта 1 статьи 271 ТК РФ, не соблюдаются, при условии, что в течение срока временного ввоза транспортного средства право собственности на транспортное средство не переходит российскому лицу (пункт 2 статьи 271 ТК РФ).

Постановлением Правительства РФ N 448 установлено, что морские суда валовой вместимостью свыше 1000 (коды ТН ВЭД 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0), находящиеся в собственности
иностранных лиц и зафрахтованные российскими лицами по договору тайм-чартера или бербоут-чартера, при условии их использования в международных перевозках товаров и пассажиров временно ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации с полным освобождением от обложения таможенными пошлинами и налогами на срок действия указанных договоров.

Согласно дополнительному примечанию 1 к группе 89 ТН ВЭД (“Суда, лодки и плавучие конструкции“) в подсубпозиции 8901 10 100 0, 8901 20 100 0, 8901 30 100 0, 8901 90 100 0, 8902 00 120 0, 8902 00 180 0, 8903 91 100 0, 8903 92 100 0, 8904 00 910 0 и 8906 90 100 0 должны включаться плавучие средства, предназначенные только для морской эксплуатации и имеющие наибольшую длину корпуса (исключая выступающие части) не менее 12 м. Рыболовные и спасательные суда, предназначенные для морской эксплуатации, следует рассматривать как таковые независимо от их длины.

Изменяя классификационный код судна, таможенный орган посчитал, что оно не относится к морским судам, а является судном смешанного типа (река-море).

Данный вывод таможенного органа обоснованно отклонен судом первой инстанции.

В соответствии со статьей 22 КТМ РФ технический надзор за судами и их классификация осуществляются российскими органами технического надзора и классификации судов.

Согласно Положению о классификации судов и морских стационарных платформ, утвержденному Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.07.2003 N 160 (далее - Положение), классификация морских судов осуществляется федеральным государственным учреждением “Российский морской регистр судоходства“ (далее - Морской регистр).

Как указано в пункте 7.2 Положения, присваиваемый Морским регистром класс судна состоит из основного символа, дополнительных знаков и словесных характеристик, определяющих конструкцию и назначение судна. Для самоходных судов основным символом является знак
КМ* (пункт 7.3 Положения).

Классификация судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания в соответствии с Положением “О классификации судов внутреннего и смешанного (река-море) плавания“, утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2002 N 136, осуществляется федеральным государственным учреждением “Российский Речной Регистр“. При этом согласно пункту 7.4 этого Положения основными символами в формуле класса судов смешанного (река-море) плавания являются буквенные сочетания “О-ПР“, “М-ПР“ и “М-СП“, определяющие конструктивные особенности судна и условия его эксплуатации в морских районах.

В соответствии с представленными обществом классификационными свидетельствами судов т/х “Сормовский-3064“, т/х “Ладога-106“, т/х “Ладога-103“, т/х “Балтийский-107“, т/х “Ладога-101“ они имеют класс Российского Морского Регистра Судоходства (далее - РМРС) КМ*Л3 II СП А1.

Согласно письмам РМРС от 13.03.2006, от 17.03.2006 т/х “Сормовский-3064“, т/х “Ладога-106“, т/х “Ладога-103“, т/х “Балтийский-107“, т/х “Ладога-101“, имеющие класс с символами КМ*Л3 II СП А1, являются морскими судами, предназначенными для эксплуатации в морских районах.

При этом возможность морских судов определенных классов осуществлять заходы в речные порты и переходы внутренними водными путями из одного морского бассейна в другой не свидетельствует о том, что эти суда не предназначены только для морской эксплуатации. Определенные маневренные характеристики таких судов не исключают их главного функционального предназначения, которое и имеет классификационное значение применительно к приведенным положениям ТН ВЭД.

Соблюдение обществом иных критериев (кроме классификационного кода), установленных Постановлением Правительства РФ N 448, не оспаривается таможенным органом.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что ввезенные обществом суда относятся к морским, классифицируемым в товарной подсубпозиции 8901 90 100 0 ТН ВЭД, является обоснованным.

Таким образом, у таможенного органа отсутствовали правовые и фактические основания для принятия оспариваемых решений.
Доводы жалобы сопряжены с неверным истолкованием материального закона.

Процессуальные основания для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2007 по делу N А56-7675/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.

Судебные расходы по апелляционной жалобе отнести на Балтийскую таможню.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГАФИАТУЛЛИНА Т.С.

Судьи

САВИЦКАЯ И.Г.

СЕМЕНОВА А.Б.