Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2007 по делу N А21-7785/2006 Поскольку при таможенном оформлении товара в соответствии с таможенным режимом свободной экономической зоны предоставляются льготы по уплате таможенных платежей, требование таможенного органа об уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товара, находящегося до переработки под режимом свободной таможенной зоны и помещенного после переработки под тот же режим, нарушает права и законные интересы заявителя.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 17 сентября 2007 года Дело N А21-7785/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего А.Б.Семеновой, судей Л.П.Загараевой, И.Г.Савицкой, при ведении протокола судебного заседания Т.Н.Светловой, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7496/2007) СЗТУ Калининградский регион на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.04.2007 по делу N А21-7785/2006 (судья С.Н.Сычевская) по иску (заявлению) ОАО “Калининградский морской торговый порт“ к Калининградской таможне, 3-е лицо - Северо-Западное таможенное управление Калининградский регион, о признании
недействительным требования Калининградской таможни от 08.12.06 N 10205000/081206/0000161, при участии: от истца (заявителя) - не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 73609); от ответчика (должника) - не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 73610); от 3-го лица - представителя И.Б.Русиной (доверенность от 19.06.07 N 01-32/25592),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Калининградский морской торговый порт“ (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) об уплате таможенных платежей от 08.12.2006 N 10205000/081206/0000161.

Определением суда первой инстанции от 28.02.2007 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Северо-Западное таможенное управление Калининградский регион (далее - СЗТУ, третье лицо).

Решением суда от 6 апреля 2007 года заявленное Обществом требование удовлетворено.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, СЗТУ обжаловало его в апелляционном порядке. В судебном заседании представитель СЗТУ доводы апелляционной жалобы поддержал.

В обоснование своих возражений СЗТУ ссылается на пункт 5 статьи 208 Таможенного кодекса РФ (ТК РФ), в соответствии с которым в случае, если ввозятся продукты переработки товаров, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов до их вывоза (пункт 3 статьи 198 ТК РФ), при выпуске таких товаров для свободного обращения наряду с суммами таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии со статьей 207 настоящего Кодекса, подлежат уплате суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза товаров на переработку.

Таможня, извещенная надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направила. Общество, также надлежаще уведомленное о времени рассмотрения дела,
ходатайствовало перед судом об отложении слушания дела в связи с нахождением своего представителя в отпуске, данное ходатайство судом отклонено как необоснованное. Дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.

Выслушав подателя апелляционной жалобы, обозрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

Материалами дела подтверждается, что в 1998 году Обществом были приобретены автопогрузчики дизельные самоходные модели DRD420-60SS, в том числе погрузчик “Kalmar“ с заводским номером Т34107.0237, что подтверждается грузовой таможенной декларацией (ГТД) N 02809/31088/0013187, паспортом транспортного средства (л.д. 15, 16).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона N 13-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“, действовавшего до 01.06.2006, погрузчик был помещен под таможенный режим свободной экономической зоны с освобождением от ввозных пошлин и иных платежей, взимаемых при таможенном оформлении.

В процессе эксплуатации погрузчика возникла необходимость в его капитальном ремонте, в связи с чем Обществом 29.03.2005 был заключен контракт N 502453 на реконструкцию контейнерного автопогрузчика с фирмой-исполнителем Kalmar Industries AB, Швеция (л.д. 17 - 21).

По условиям Контракта ремонт производился на заводе в Швеции. В связи с этим на основании пункта 4 статьи 204 ТК РФ Общество поместило автопогрузчик под таможенный режим переработки вне таможенной территории РФ путем подачи ГТД N 10205/180705/0028273 (л.д. 28). В соответствии со статьей 203 ТК РФ Обществом от таможенного органа было получено разрешение на переработку товара вне таможенной территории N 10205/180705/610001, срок переработки был определен 30.11.2005, а впоследствии продлен на 1 месяц (л.д. 26, 27).

По окончании ремонта автопогрузчик был ввезен
на территорию свободной экономической зоны Калининградской области и помещен под таможенный режим свободной экономической зоны, что подтверждается ГТД N 10205100/201205/0046030 (л.д. 29).

Таможенный режим переработки вне таможенной территории Российской Федерации был завершен своевременным ввозом отремонтированного автопогрузчика на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей.

СЗТУ в отношении Общества в ноябре 2006 года была проведена общая таможенная ревизия по вопросу проверки полноты уплаты таможенных платежей в отношении погрузчика при завершении таможенного режима переработки вне таможенной территории по ГТД N 10205100/201205/0046030.

В ходе таможенной ревизии установлен факт неуплаты Обществом таможенных пошлин, налогов, в отношении которых были предоставлены льготы до вывоза указанного товара на переработку, в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 208 ТК РФ.

На основании Акта таможенной ревизии от 28.11.2006 N 10200000/281106/000015 (л.д. 10 - 14) Таможня выставила Обществу требование об уплате таможенных платежей от 08.12.2006 N 10205000/081206/0000161, согласно которому Таможня извещает Общество о факте задолженности по их уплате. Сумма неуплаченных таможенных платежей составляет 849376,44 рубля, в том числе: ввозная пошлина - 143475,75 рубля; дополнительная импортная пошлина - 86085,45 рубля; НДС - 619815,24 рубля (л.д. 8).

Не согласившись с выставленным требованием, Общество оспорило его в суде.

Удовлетворяя заявленное Обществом требование, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого требования таможенного органа таможенному законодательству.

Согласно части 1 статьи 197 ТК РФ переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным
освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

В соответствии с частью 2 статьи 198 ТК РФ переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки (статья 199 ТК РФ), за исключением случая, когда осуществляется замена продуктов переработки иностранными товарами в соответствии со статьей 206 настоящего Кодекса.

Частью 3 данной статьи предусмотрено, что для помещения товаров под таможенный режим переработки вне таможенной территории товары должны иметь для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении. Допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если операцией по переработке товаров является ремонт.

Способы идентификации товаров в продуктах их переработки предусмотрены частью 1 статьи 199 ТК РФ.

Из материалов дела следует, что идентификация автопогрузчика контейнерного типа “Kalmar“ как товара в продуктах переработки осуществлялась способом сопоставления внешнего вида, размера, цифровой маркировки вывозимого товара и ввозимых продуктов переработки, Таможенным органом не оспаривается факт произведенного ремонта автопогрузчика, что нашло свое подтверждение в акте таможенной ревизии от 28.11.2006.

Первоначально при таможенном оформлении автопогрузчика в августе 1998 года по ГТД N 02809/310880/0013187 в соответствии с таможенным режимом свободной экономической зоны были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. На момент помещения погрузчика под таможенный режим переработки вне таможенной территории в отношении него сохранялись льготы по уплате таможенных пошлин и налогов, предоставленные ранее.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный режим - таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных
пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории Российской Федерации либо за ее пределами.

Согласно подпункту 24 пункта 1 данной статьи свободное обращение - оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации без запретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...пункту 2 части 1 статьи 155 ТК РФ...“.

Согласно пункту 2 статьи 155 ТК РФ одним из видов таможенного режима является режим свободной таможенной зоны. Регулирование правоотношений по установлению и применению режима свободной таможенной зоны в Калининградской области наряду с положениями ТК РФ осуществляется Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ (далее - Закон N 116-ФЗ) и Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Закон N 16-ФЗ). На момент рассматриваемых правоотношений действовал Федеральный закон от 22.01.1996 N 13-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“ (далее - Закон N 13-ФЗ).

В соответствии со статьей 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.

Согласно статье 37 Закона N 116-ФЗ свободная таможенная зона является таможенным режимом, при котором иностранные товары размещаются и
используются в соответствующих территориальных границах без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам мер экономической политики.

В соответствии со статьей 1 Закона N 13-ФЗ особая экономическая зона в Калининградской области рассматривается как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны.

Пунктом 2 статьи 7 Закона N 13-ФЗ установлено, что товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов).

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не статьи 210.

Таким образом, проанализировав вышеперечисленные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое требование, выставленное Обществу об уплате таможенных платежей в отношении автопогрузчика, находящегося до переработки (ремонта) под режимом свободной таможенной зоны и помещенного после переработки (ремонта) под тот же режим, не соответствует Закону N 116-ФЗ, Закону N 16-ФЗ, а также действовавшему в период рассматриваемых правоотношений Закону N 13-ФЗ и нарушает права и законные интересы Общества, обоснованно признал его недействительным в соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ.

Также суд апелляционной инстанции учитывает тот факт, что таможенным органом
не доказан размер взыскиваемых пошлин и налогов. Оспариваемое требование содержит ссылку на расчеты, предоставленные ОТП КР СЗТУ (служебная записка от 07.12.2006 N 05-05/210), однако данный документ в материалы дела не представлен. Данное обстоятельство исключает возможность проверки судом правильности расчета.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 6 апреля 2007 года по делу N А21-7785/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу СЗТУ Калининградский регион - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМЕНОВА А.Б.

Судьи

ЗАГАРАЕВА Л.П.

САВИЦКАЯ И.Г.