Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.07.2007 по делу N А42-369/2007 Наличие статуса юридического лица у учреждения, использующего принадлежащее федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба, имущество, не является основанием для признания его плательщиком налогов на транспортные средства, закрепленные за ним на праве оперативного управления.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 10 июля 2007 года Дело N А42-369/2007“

Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 июля 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Семиглазова В.А., судей Масенковой И.В., Третьяковой Н.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лущаевым С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5672/2007) Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.2007 по делу N А42-369/2007 (судья Драчева Н.И.) по заявлению Военного прокурора Северного флота в защиту интересов
Министерства обороны РФ к Межрайонной инспекции ФНС N 2 по Мурманской области, 3-е лицо - государственное учреждение “1969 отделение морской инженерной службы“, о признании решения частично недействительным, при участии: от заявителя - Катышев Д.В., доверенность от 02.07.2007 N 28/6/5943; от ответчика - Щербатова О.Ю., доверенность от 07.03.2007 N 14/4077; от 3-го лица - Шевчук Е.В., доверенность от 29.06.2007 N 1227,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.2007 удовлетворены требования Военного прокурора Северного флота в защиту интересов Министерства обороны РФ о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области N 4535 от 02.11.2006 в части доначисления транспортного налога и налога на имущество, соответствующих сумм пени и налоговых санкций.

В апелляционной жалобе Инспекция просит решение отменить, полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, представители заявителя и третьего лица просили оставить решение без изменения, считая его законным и обоснованным.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил.

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Мурманской области в период с 14.07.2006 по 25.08.2006 проведена выездная налоговая проверка учреждения по вопросу соблюдения законодательства по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций, налогу с продаж, транспортному налогу, целевым сборам на содержание милиции, земельному налогу, валютному законодательству за период с 01.01.2003 по 31.12.2005.

Результаты проверки оформлены актом N 02.1-32/75 ДСП от 29.09.2006, который получен представителем ответчика лично (л.д. 14 - 25).

По результатам
рассмотрения вышеуказанного акта и возражений, представленных учреждением, Инспекцией принято решение от 02.11.2006 о привлечении учреждения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предусмотренных в том числе:

- пунктом 2 статьи 119 НК РФ за неправомерное непредставление деклараций по транспортному налогу за 2003, 2004, 2005 годы в общей сумме 705290 руб. и деклараций по налогу на имущество организаций за 2004, 2005 годы в общей сумме 33578392 руб. 40 коп;

- пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату транспортного налога в виде штрафа в сумме 74810 руб., а также налога на имущество организаций в виде штрафа в общей сумме 7059367 руб. 60 коп.

Указанным решением учреждению доначислен транспортный налог в сумме 374050 руб., налог на имущество организаций в сумме 35296838 руб., а также пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 120997 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 8192655 руб. 33 коп.

В апелляционной жалобе налоговый орган ссылается на то, что третье лицо является самостоятельным юридическим лицом, не входит в структуру Министерства обороны РФ, не относится к федеральным органам исполнительной власти.

Апелляционная жалоба отклоняет данную позицию Инспекции как противоречащую представленным в материалы дела доказательствам.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог
или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Из содержания подпункта 2 пункта 4 статьи 374 НК РФ следует, что на основании данной нормы льгота по налогу на имущество предоставляется тем организациям, которые относятся к федеральным органам исполнительной власти, использующим имущество, принадлежащее им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

В соответствии с пунктами 1 - 2 раздела 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.11.1998 N 1357 (далее - Положение о Министерстве обороны), и положениями Указа Президента Российской Федерации от 20.05.2004 N 649 Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, центральным органом военного управления, состоящим из главных и центральных управлений, управлений и иных подразделений, входящих в его структуру.

В состав Министерства обороны Российской Федерации организационно входит Северный флот. В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 06.10.2001 N 410 “Об утверждении положения о флоте“ флот является дислоцированным оперативно-стратегическим объединением Вооруженных Сил Российской Федерации.

Согласно статье 10 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“ Вооруженные Силы Российской Федерации - это государственная военная организация, составляющая оборону Российской Федерации. В соответствии со статьей 11 указанного Закона Вооруженные Силы состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, войсковых частей и организаций,
которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, как следует из пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ “Об обороне“, является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Вместе с тем на праве оперативного управления имущество передается учреждениям, а в хозяйственном ведении находится у государственных и муниципальных предприятий (статьи 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Следовательно, в целях применения статей 358 и 374 НК РФ имуществом (в том числе транспортными средствами), принадлежащим федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только имущество (в том числе транспортные средства), непосредственно закрепленное за федеральным органом исполнительной власти, но и имущество (в том числе транспортные средства), находящееся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими организациями для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Мурманской области, о чем выдано свидетельство от 24.10.2000 N 365, и внесено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) 1025100804288.

Пунктом 1.1 Положения об учреждении, утвержденного командиром войсковой части 49354 (далее - Положение), учреждение осуществляет деятельность в соответствии с приказами министра обороны Российской Федерации.

При этом письмом командира войсковой части 51242 от
25.01.2007 N 34/1/103 подтверждено, что учреждение организационно входит в состав Северного флота (л.д. 88).

Как обоснованно указал суд первой инстанции, учреждение имеет самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, имущество, находящееся в обособленном распоряжении учреждения, является собственностью Северного флота на правах оперативного управления (пункт 1.3 Положения).

Факт нахождения имущества в федеральной собственности и его принадлежность учреждению на праве оперативного управления подтверждаются распоряжением Администрации Мурманской области от 15.11.2000 N 295 (л.д. 72 - 80). При этом также суд первой инстанции обоснованно принял во внимание письмо командира войсковой части 00111 от 02.02.2007 N 67/1-136, из которого следует, что собственником автомобильной техники, поступающей для частей (организаций) флота, финансируемых из федерального бюджета, в том числе для учреждения, является Министерство обороны Российской Федерации (л.д. 89).

Целью деятельности учреждения является эксплуатация, ремонт коммунальных сетей, объектов и сооружений, обслуживание войсковых частей Северного флота (пункт 2.1 Положения). Управление учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказами и директивами Министерства обороны Российской Федерации, ВМФ РФ (пункт 3.1 Положения).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ воинская служба - особый вид службы, исполняемый гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Начальник учреждения назначается приказом командующего Кольской флотилией РС. При этом, как следует из письма Управления кадров Северного флота от 20.02.2007 N 48/2/427, в учреждении по штату и списку содержится 3 офицера.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что учреждение отвечает всем требованиям, установленным подпунктом 2 пункта 4 статьи 374 и подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, вследствие чего обоснованно применило льготу
по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. Наличие же у учреждения статуса юридического лица не является основанием для признания его плательщиком данных налогов по имуществу (в том числе транспортных средств), закрепленному за ним на праве оперативного управления.

Между тем Инспекция указанные льготы учреждению не предоставила, неправомерно доначислив при этом транспортный налог в сумме 374050 руб. и налог на имущество организаций в сумме 35296838 руб.

Поскольку обязанность по уплате указанных видов налогов у учреждения отсутствовала, неправомерным является и начисление пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 120997 руб. и пени за несвоевременную уплату налога на имущество организаций в сумме 8192655 руб. 33 коп., а также привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату указанных налогов.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Как указано в пункте 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность представить налоговую декларацию возлагается на налогоплательщика в зависимости от наличия либо отсутствия у него обязанности по уплате данного конкретного налога.

В данном случае учреждение не является плательщиком налога на имущество организаций и транспортного налога в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 374 и подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, следовательно, у него отсутствует обязанность представлять
налоговые декларации по указанным налогам, что исключает привлечение к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ.

При таком положении судом первой инстанции полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, решение арбитражного суда принято без нарушения норм материального и процессуального права.

Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Расходы по оплате государственной пошлины подлежат оставлению на налоговом органе.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.03.2007 по делу N А42-369/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

СЕМИГЛАЗОВ В.А.

Судьи

МАСЕНКОВА И.В.

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.