Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 26.12.2006 по делу N А49-7306/2006-222/5 Исковые требования о взыскании убытков по возмещению расходов истца в связи с предоставлением льгот гражданам, проживающим в ЖСК, по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворены в полном объеме, поскольку ответчиком не исполнены надлежащим образом обязательства по компенсации хозяйствующему субъекту затрат, связанных с практической реализацией указанных льгот.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 декабря 2006 г. Дело N А49-7306/2006-222/5“

(извлечение)

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЖСК “Солнце“ (440011, г. Пенза, проспект Победы, 8) к

1. Социальному управлению г. Пензы (440008, г. Пенза, ул. Ставского, 9),

2. Министерству финансов Пензенской области (440600, г. Пенза, ул. Московская, 75),

с участием 3-х лиц: 1. Министерство финансов РФ (103097, г. Москва, ул. Ильинка, 9), 2. Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области (440008, г. Пенза, ул. Пушкина, 163),

о взыскании 1452 руб. 01 коп.,

при участии в заседании:

от истца - Федорова Е.В. - председатель правления;

от 1 ответчика - Краснова Н.С. - главный специалист
отдела правовой и кадровой работы по доверенности N 012/1838 от 29.09.2006;

от 2 ответчика - Самородова Н.А. - ведущий специалист юридического отдела по доверенности N 13-176 от 06.09.2006;

от первого и второго третьих лиц - не явились,

УСТАНОВИЛ:

истец - ЖСК “Солнце“ г. Пензы обратился в арбитражный суд с иском к ответчику - Социальному управлению г. Пензы о взыскании убытков в сумме 1452 руб. 01 коп. по возмещению расходов истца в связи с предоставлением льгот в размере 50% гражданам в соответствии с ФЗ РФ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, проживающим в ЖСК, по оплате жилищно-коммунальных услуг в ноябре 2005 года.

В предварительном судебном заседании истцом было заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика Министерства финансов Пензенской области, исключив его из состава третьих лиц. В соответствии со ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса РФ данное ходатайство истца было удовлетворено, в связи с чем вторым ответчиком по делу следует считать Министерство финансов Пензенской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ имеет название “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, а не “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“.

Представитель истца в предварительном судебном заседании исковые требования поддержал. Суду пояснил, что в соответствии с договором N 07-99-138 от 18 марта 2005 года, заключенным между Управлением социальной защиты населения города Пензы (ныне - Социальное управление города Пензы) и ЖСК “Солнце“, предметом которого является возмещение последнему в 2005 году расходов, связанных с реализацией гражданами права на меры социальной
поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные федеральными законами “О ветеранах“, “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“. Истцом недополучены денежные средства от Социального управления г. Пензы в размере 1452 руб. 01 коп. в связи с предоставлением в ноябре 2005 г. льгот в размере 50% по уплате услуг гражданам, пользующимся льготами в соответствии с ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“. Указанную сумму истец считает своими убытками, возникшими по вине ответчика, и просит взыскать их с Министерства финансов Пензенской области, на которое возложена в соответствии с Законом соответствующая обязанность.

Представитель первого ответчика - Социального управления города Пензы в судебном заседании исковые требования истца не признал по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Суду пояснил, что размер задолженности выверен с истцом в установленном порядке, договорные обязательства им выполнены в полном объеме. В соответствии с п. 2.2 договора истцу перечислены средства в пределах выделенных на эти цели из бюджета Пензенской области субвенций.

Представитель второго ответчика - Министерства финансов Пензенской области в судебном заседании исковые требования истца не признал по доводам, изложенным в отзыве на иск. Суду пояснил, что Министерство финансов Пензенской области исковые требования не признало, указав, что Пензенской области согласно уведомлению Министерства финансов РФ о бюджетных ассигнованиях их федерального бюджета на 2005 год
от 27.12.2004 было выделено субвенций на оплату жилищно-коммунальных услуг, оказываемых отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в сумме 186531,4 тыс. руб. Однако, уведомлением Министерства финансов РФ о бюджетных ассигнованиях на 2005 год от 01.11.2005 субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан Пензенской области были уменьшены до 131529,7 тыс. руб. Указанные субвенции были распределены в соответствии с приложением N 25 к Закону Пензенской области “О бюджете Пензенской области на 2005 год“ бюджетам муниципальных образований Пензенской области.

Представитель Минфина РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом. Представлен отзыв на иск, в котором указано, что денежные средства для компенсации расходов по предоставлению организациями льгот в связи с необходимостью реализации в 2005 году федеральных законов, которыми эти льготы предусмотрены, в бюджет Пензенской области в качестве субвенций перечислены в полном объеме. А также просит суд рассмотреть дело без его участия.

Представитель Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его рассмотрения извещен надлежащим образом. В суд представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано, что в Министерство здравоохранения и социального развития Пензенской области субвенции на реализацию ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ“ не распределялись, а также просит рассмотреть спор без участия его представителя.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Минфина РФ и Министерства здравоохранения и социального развития Пензенской области.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей истца и ответчиков, арбитражный суд установил:

Согласно абз. 13 ст. 17 и ст. 28.2 Федерального закона Российской
Федерации “О социальной защите инвалидов в РФ“ инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда) предоставляется скидка не ниже 50 процентов. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, для чего средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Статьей 19 Федерального закона Российской Федерации “О товариществах собственников жилья“ предусмотрено, что социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами РФ, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций. Указанный Федеральный закон утратил силу с 01.03.2005 в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно части 1 статьи 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов за счет средств соответствующих бюджетов. Вместе с тем, согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2004 N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ“,
до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Таким образом, с учетом того обстоятельства, что федеральным законодательством порядок предоставления льгот на момент рассмотрения настоящего дела не изменен, суд приходит к выводу о том, что ЖСК является надлежащим истцом по делу, поскольку им понесены реальные расходы, связанные с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, проживающим в ЖСК и имеющим право на льготы.

В соответствии с ч. ч. 2, 4 ст. 47 Федерального закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2005 год“ размер субвенций, выделяемых из Федерального фонда компенсаций в качестве субвенций бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, составил 28698023,0 тыс. руб., предусмотренных федеральными законами Российской Федерации “О социальной защите инвалидов в РФ“, “О ветеранах“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ и др.

Статьей 28 Закона Пензенской области “О бюджете Пензенской области на 2005 год“ в состав бюджета Пензенской области включены субвенции, выделяемые из Федерального фонда компенсаций, в сумме 244894,7 тыс. руб. Приложением N 26 к указанному Закону утверждено Положение о порядке предоставления субвенций на финансирование расходов, связанных с реализацией вышепоименованных федеральных законов, согласно которому органы социальной защиты населения городов и районов Пензенской области в пределах выделенных объемов бюджетных ассигнований из федерального бюджета бюджету Пензенской области заключают договоры на оказание жилищно-коммунальных услуг с предприятиями, учреждениями, организациями, предоставляющими их гражданам на льготных условиях, а ответчик ежемесячно осуществляет перечисление денежных средств в
Министерство здравоохранения и социального развития на реализацию вышеназванных законов.

Как следует из материалов дела, истец заключил с правопредшественником Социального управления города Пензы - Управлением социальной защиты населения города Пензы договор N 07-99-138 от 18 марта 2005 года на обеспечение мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, согласно которому, по пояснениям истца и представителя Социального управления города Пензы, за 2005 год произведена компенсация всех расходов истца, за исключением его расходов за ноябрь 2005 года.

Как следует из пояснений представителя второго ответчика - Министерства финансов Пензенской области, денежные средства из бюджета Российской Федерации в счет возмещения соответствующих расходов, в том числе и истца по представленным им льготным категориям граждан на 2005 год в качестве субвенций выделялись и на момент рассмотрения дела их достаточно для удовлетворения требований истца.

Вместе с тем ответчик доказательств перечисления средств истцу на возмещение расходов по предоставлению льгот за указанный период в истребуемой им части не представил, размер задолженности в установленном порядке с указанием причин своего несогласия с суммой задолженности не оспорил.

Истец, предоставив в ноябре 2005 года льготным категориям граждан, проживающим в ЖСК, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, не дополучил необходимые денежные средства, которые покрыли бы его убытки, связанные с необходимостью 100-процентной оплаты истцом услуг коммунальным и энергоснабжающим организациям, предоставившим соответствующие услуги. На основании ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконного бездействия государственных органов, подлежат возмещению соответствующим субъектом Российской Федерации за счет средств целевых субвенций его казны (ст. ст. 214, 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 19 Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.06.2006 N 23).

В соответствии со ст. 1071 Гражданского кодекса РФ при возмещении вреда от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Указанным органом по настоящему делу суд признает Министерство финансов Пензенской области в силу его функциональных обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, по распределению средств, поступивших на основании статьи 41 Бюджетного кодекса РФ в доходную часть бюджета Пензенской области в качестве субвенций. Управление финансов должно было предусмотреть компенсацию расходов организаций, покрывающих за свой счет, т.е. себе в убыток, обязанности государства по предоставлению льгот в соответствии с федеральным законодательством.

При таких обстоятельствах суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме за счет казны Пензенской области.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: пропущено наименование нормативного акта. По-видимому, имеется в виду Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Указанный ответчик, допустив неполное покрытие расходов истца на предоставление им льгот, гарантированных гражданам в соответствии с Федеральным законом, фактически допустил противоправное, в противоречие со своей компетенцией, бездействие, которое нанесло вред юридическому лицу в лице истца.

Принимая во внимание, что истцом льготы предоставлены, в результате этого у государства в лице казны Пензенской области возникла обязанность компенсировать истцу соответствующие расходы, и они не компенсированы, второй ответчик доказательств возмещения истцу указанных средств не представил, суд в соответствии со ст. ст. 12, 16, 125, 214, 1069 - 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме за счет казны Пензенской области.

В иске к первому ответчику - Социальному управлению г. Пензы отказать.

Расходы по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного
процессуального кодекса РФ подлежат отнесению на ответчика.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить в полном объеме за счет второго ответчика. Расходы по госпошлине отнести на второго ответчика.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ имеет название “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, а не “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“.

2. Взыскать с казны Пензенской области в лице Министерства финансов Пензенской области за счет средств субвенций, полученных Пензенской областью в 2006 году из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральными законами “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, “О ветеранах“, “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне“, “О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО “Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча“, в пользу жилищно-строительного кооператива “Солнце“ г. Пензы убытки в сумме 1701 руб. 89 коп. и расходы по госпошлине в сумме 500 руб. из вышеуказанных источников.

3. В иске к первому ответчику - Социальному управлению г. Пензы отказать.

Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый апелляционный арбитражный суд через Арбитражный суд Пензенской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в полном объеме.