Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2007 по делу N А56-22479/2006 Решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, не содержащие конкретных обстоятельств и оснований, повлекших приостановление операций по счетам, являются недействительными, так как не соответствуют форме, утвержденной Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.08.2002 N БГ-3-29/465, и тем самым нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 26 июня 2007 года Дело N А56-22479/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Третьяковой Н.О., судей Петренко Т.И., Протас Н.И., при ведении протокола судебного заседания Белячковой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6519/2007) Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2007 по делу N А56-22479/2006 (судья Галкина Т.В.) по заявлению ФГУП “Строительно-монтажное управление МВД России по г. Санкт-Петербургу
и Ленинградской области“ к Межрайонной инспекции ФНС N 5 по Санкт-Петербургу о признании незаконными действий, недействительными решении, при участии: от заявителя - Окуловой Н.Л. (доверенность от 15.03.2005 N 78 ВГ 810211); от ответчика - Гоголадзе М.З. (доверенность от 09.01.2007 N 03-40/4),

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное унитарное предприятие “Строительно-монтажное управление МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области“ (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, ответчик) по бесспорному списанию денежных средств по инкассовым поручениям в период с 22 по 27 декабря 2005 года; решений N 09-14/1 от 20.01.2006, N 09-14/961 от 01.02.2006.

Решением суда от 27.03.2007 требования заявителя удовлетворены.

Инспекцией подана апелляционная жалоба, в которой ответчик просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Предприятия доводы апелляционной жалобы, отклонил как необоснованные и просил оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Законность и обоснованность принятого решения суда проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что Инспекцией 16.11.2005 приняты решение N 37 и постановление N 31 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации в размере неуплаченных налогов - 138629 руб., пени 569877,16 руб.

В целях обеспечения постановления N 31 от 16.11.2005 налоговым органом в адрес отдела по особо важным исполнительным производствам ГУ НЮ по Санкт-Петербургу направлены заявление и сопроводительное письмо о наложении ареста на имущество предприятия.

На основании указанных документов судебным приставом-исполнителем
17.11.2005 вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 3052/04/05, в соответствии с которым данное исполнительное производство присоединено к сводному исполнительному производству N 1931/01св.

В рамках сводного исполнительного производства недвижимое имущество предприятия было арестовано и передано на оценку в специализированную организацию.

Платежными ордерами N 813 от 20.12.2005, N 566 от 21.12.2005, выписанными по требованию N 337 от 24.03.2005, со счета предприятия списано 1317,60 руб. и 34197,40 руб. соответственно.

По инкассовому поручению N 2251 от 31.05.2005, выписанному по требованию N 337 от 24.03.2005, 23.12.2005 списано 108974,29 руб.; по инкассовому поручению N 2258 от 31.05.2005, выписанному по требованию N 337 от 24.03.2005, списано в период с 23.12.2005 по 26.12.2005 315948,81 руб.; по инкассовым поручениям N 11563 от 19.12.2005, N 11562 от 19.12.2005, выписанным по требованию N 5449 от 08.11.2005, списано 27.12.2005 124,32 руб. и 76,74 руб. соответственно.

Налоговым органом 20.01.2006 и 01.02.2006 приняты решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банке N 09-14/1, 09/14/961.

Считая принятие решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке, а также действия налогового органа по списанию денежных средств по выставленным инкассовым поручениям незаконными, предприятие обжаловало их в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции указал, что налоговым органом допущены нарушения положений статей 46, 47, 48, 69, 70, 76 НК РФ.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, 24.03.2005 налоговым органом в адрес предприятия выставлено требование N 337 об уплате налога. Данным требованием налогоплательщику предложено в срок до 03.04.2005 погасить имеющуюся задолженность.

31.05.2005 инспекцией
в связи с неисполнением требования N 337 принято решение N 442 о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Доказательств направления данного решения в адрес налогоплательщика налоговым органом не представлено.

31.05.2005 налоговым органом выставлены инкассовые поручения N 2251, 2258, 2256.

По выставленным инкассовым поручениям инспекция в период с 20 по 26 декабря 2005 года списала денежные средства в размере 460438,1 руб.

Выставленные на счет предприятия в Калининское отделение N 2004 акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации инкассовые поручения не исполнялись в связи с отсутствием на счете предприятия денежных средств. Однако инспекция не принимала предусмотренных статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации мер к принудительному взысканию с налогоплательщика недоимок по налогам и пени.

Процедура и сроки принудительного взыскания с налогоплательщика налога (сбора) и пени установлены нормами Налогового кодекса Российской Федерации. После направления налогоплательщику требования об уплате налога (статьи 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации) и в случае его неисполнения обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Такое обращение взыскания осуществляется на основании решения налогового органа, которое выносится не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (статья 46 Налогового кодекса Российской Федерации). При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в течение этого же 60-дневного срока налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества,
в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание. Однако в данном случае инспекция не принимала мер к взысканию налога и пеней за счет имущества предприятия. Решение о взыскании налогов, сборов, а также пени за счет имущества предприятия, куда вошла задолженность по требованию N 337 от 24.03.2005, принято 16.11.2005.

08.11.2005 налоговым органом выставлено требование N 5449 об уплате в срок до 18.11.2005 задолженности в размере 221,78 руб.

Инкассовыми поручениями N 11562, 11563 от 19.12.2005 инспекцией 27.12.2005 списано со счета предприятия 201,06 руб.

Доказательств принятия решения о взыскании налогов, сборов, а также пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в связи с неисполнением требования N 5449 от 08.11.2005 налоговым органом не представлено, что свидетельствует о нарушении инспекцией положений статьи 46 НК РФ.

Как следует из материалов дела, на момент списания денежных средств по указанным выше инкассовым поручениям налоговым органом были приняты решение и постановление от 16.11.2005 о взыскании налогов, сборов, а также пени за счет имущества предприятия. Данные акты были исполнены судебным приставом-исполнителем.

Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Однако налоговый орган не отозвал из банка свои инкассовые поручения, вынес постановление от 16.11.2005 о взыскании
налога за счет имущества налогоплательщика и списал денежные средства со счета предприятия, что нарушает права налогоплательщика, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что действия налогового органа по бесспорному списанию со счета предприятия денежных средств в период с 20 по 27 декабря 2005 года являются незаконными.

Согласно пп. 5 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Основания для принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика уполномоченным должностным лицом налогового органа и порядок его принятия установлены ст. 76 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст. 76 Налогового кодекса РФ приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи; решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (его заместителем) налогового органа, направившим требование об уплате налога, в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога. В этом случае решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Исходя из смысла указанной нормы приостановление операций по счету в банке является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов.

Форма решения о приостановлении операций по счетам в банке утверждена Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 “О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания“ (далее - Приказ).

Решения о приостановлении операций по счетам в банке от 20.01.2006
N 0-14/1 и от 01.02.2006 N 09-14/961 не соответствуют форме, утвержденной Приказом, так как в них не содержатся конкретные обстоятельства и основания, повлекшие приостановление операций по счетам.

Поскольку оспариваемые ненормативные акты не соответствуют предъявляемым требованиям и нарушают права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, то они правомерно признаны судом недействительными.

Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2007 по делу N А56-22479/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 5 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета госпошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 руб.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ТРЕТЬЯКОВА Н.О.

Судьи

ПЕТРЕНКО Т.И.

ПРОТАС Н.И.