Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.05.2007 по делу N А21-4421/2006 Использование автотранспортных средств, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, в качестве транспортных средств на остальной части территории РФ свидетельствует о несоблюдении условий и ограничений, установленных ФЗ “Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ“, что является основанием привлечения декларанта к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 7 мая 2007 года Дело N А21-4421/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 03 мая 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горбачевой О.В., судей Будылевой М.В., Загараевой Л.П., при ведении протокола судебного заседания Качаловой С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4369/2007) Федеральной Таможенной службы Центрального таможенного управления “Ивановская таможня“ на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.01.07 по делу N А21-4421/2006 (судья Гурьева И.Л.), принятое по заявлению ООО “Шароун“ к Федеральной Таможенной службе Центрального таможенного
управления “Ивановская таможня“ о признании незаконным постановления, при участии: от заявителя - представитель не явился, извещен; от ответчика - Малова М.А., доверенность от 14.12.06 N 05-40/031,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Шароун“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Ивановской таможни по делу об административном правонарушении N 10105000-068/2006 от 14.06.2006 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда от 07.02.2007 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Ивановская таможня, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит отменить указанное решение, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель таможенного органа в судебном заседании требования по жалобе поддержал, настаивает на ее удовлетворении.

Представитель общества, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Апелляционная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заявителя, судебная коллегия считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено, что 14.06.2006 Общество осуществило перевозку товара по маршруту “г. Черняховск Калининградская область, РФ - г. Каунас, Литва - г. Каунас, Литва - г. Иваново, РФ“, используя транспортные средства - тягач седельный “Вольво FH 12380“, гос. N М554ВС 39, 1998 года выпуска, полуприцеп с бортовой платформой марки “koegel“, гос. N АВ 7877 39, 1999 года выпуска.

Груз - ветошь обтирочная - продекларирован в Ивановском т/п Ивановской таможни по ГТД N 10105020/130606/П002929.

Седельный тягач
“Вольво FH 12380“ принадлежит на праве собственности физическому лицу, оформлен по ГТД N 102200070/200803/1004922 в Неманской таможне, в режиме свободной таможенной зоны.

Полуприцеп с бортовой платформой марки “koegel“ принадлежит на праве собственности физическому лицу, оформлен по ГТД N 220070/290905/1007540 в Неманской таможне, в режиме свободной таможенной зоны.

В документах на транспортные средства ПТС N 39 ТЕ 656093 и ПТС N 39 ТН 113215 имеются отметки в разделе “Таможенные ограничения“: “Ввоз на остальную часть таможенной территории РФ и ТС разрешается при условии уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей“, “Разрешена международная перевозка, в том числе между Калининградской областью и остальной частью таможенных территорий“.

Транспортные средства принадлежат обществу на основании договоров аренды транспортных средств б/н от 21 августа 2003 года (л.д. 35), от 27 октября 2005 г. (л.д. 36).

Водитель транспортного средства представил таможенному органу свидетельства о регистрации транспортных средств, паспорт транспортных средств и товаросопроводительные документы, из которых следовало, что транспортные средства принадлежат на праве собственности физическим лицам, зарегистрированным в Калининградской области.

Транспортные средства помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области. Завершение таможенного режима в отношении тягача седельного и полуприцепа с бортовой платформой не производилось.

По факту использования условно выпущенного товара - седельного тягача и полуприцепа с бортовой платформой, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, в нарушение требований Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ в отношении Общества таможенным органом возбуждено дело об административном правонарушении N 10105000-068/2006.

13.07.2006 составлен протокол.

Постановлением Ивановской таможни от 17.07.2006 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 ст. 16.19 КоАП РФ, и назначено наказание в виде штрафа в размере однократной
стоимости предмета административного правонарушения - в сумме 1550000 руб.

Считая, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что транспортные средства, участвующие в перевозке, не являются иностранным товаром, а также на то, что ограничения, введенные ФЗ N 16-ФЗ от 10.01.06, не распространяются на транспортные средства, ввезенные на территорию РФ до введения указанного закона в действие.

Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании закона.

Согласно ст. 155 Таможенного кодекса Российской Федерации одним из видов таможенного режима является режим свободной таможенной зоны. Регулирование правоотношений по установлению и применению режима свободной таможенной зоны в Калининградской области наряду с положениями Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 и Таможенного кодекса Российской Федерации от 18.06.93 осуществляется Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации“ (ст. 37) и Федеральным законом от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“.

В соответствии со ст. 156 Таможенного кодекса Российской Федерации ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.

В силу ст. 9 Федерального закона “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ от 10.01.2006 N 16-ФЗ таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, - таможенный режим, при котором иностранные товары
ввозятся на территорию Калининградской области и используются на этой территории без уплаты таможенных пошлин и налогов, применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, с учетом особенностей, устанавливаемых настоящим Федеральным законом. Товары, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, а также продукты их переработки могут потребляться исключительно на территории Калининградской области.

На основании данных норм права при ввозе полуприцепа с бортовой платформой и седельного тягача на таможенную территорию Российской Федерации (кроме Калининградской области) он должен быть помещен под иной таможенный режим.

В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ исключением из указанного правила может быть использование транспортных средств в международных перевозках между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также в перевозках товаров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации.

Однако таможенный орган установил, что транспортные средства использовались для международной перевозки товара с территории иностранного государства Литва на территорию Российской Федерации г. Иваново. При осуществлении международной перевозки товар из иностранного государства не ввозился на территорию Калининградской области.

Перевозка из Литвы в г. Иваново подпадает под понятие “международная автомобильная перевозка“ и не соответствует ограничениям, предусмотренным п. 1 ст. 15 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ, следовательно, таможенный орган обоснованно определил статус седельного тягача и полуприцепа с бортовой платформой для таможенных целей как товара, а не транспортного средства, осуществляющего международную перевозку.

Исходя из ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон), юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области и которые на день вступления в силу Федерального закона осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ “Об особой экономической зоне в Калининградской области“, могут применять таможенный режим свободной таможенной зоны в порядке, определяемом гл. 3 Федерального закона, с особенностями, установленными гл. 8 Федерального закона.

Часть 1 ст. 15 Федерального закона устанавливает, что моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, морские и воздушные суда, железнодорожный подвижной состав, имеющие для таможенных целей статус иностранных товаров, ввезенные на территорию Калининградской области и помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, рассматриваются как транспортные средства для таможенных целей при осуществлении международных перевозок между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также перевозок товаров и пассажиров между территорией Калининградской области и остальной частью таможенной территории Российской Федерации при условии, что транспортные средства зарегистрированы на территории Калининградской области, а также принадлежат юридическим лицам, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области (ч. 2 ст. 9 Федерального закона).

Согласно ч. 6 ст. 23 Федерального закона действие положений ст. 15 Федерального закона в отношении моторных транспортных средств для перевозки грузов, тягачей, прицепов, полуприцепов, тракторов, автобусов, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу Федерального закона, в течение трех лет со дня его вступления в силу распространяется также на случаи, если указанные транспортные средства принадлежат физическим лицам, государственная регистрация которых в качестве
индивидуальных предпринимателей осуществлена в Калининградской области.

Таким образом, исключение из ст. 15 Федерального закона предусмотрено только в отношении физических лиц, которым предоставляется возможность осуществления перевозок в течение трех лет. Других исключений применительно к ст. 15 Федерального закона, в том числе по условиям осуществления международных перевозок в рамках переходных положений (гл. 8) Федерального закона, не предусмотрено.

С учетом приведенных положений Федерального закона моторные транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, помещенные под таможенный режим свободной таможенной зоны в соответствии с Федеральным законом от 22.01.1996 N 13-ФЗ, перемещаемые между территорией иностранного государства и остальной частью таможенной территории Российской Федерации, не могут рассматриваться как транспортные средства в значении, приведенном в Федеральном законе, а именно в ч. 1 ст. 15.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 13-ФЗ принят 22.01.1996, а не 22.01.1999.

Вывод суда о том, что действия Общества не образуют состава административного правонарушения, поскольку ФЗ РФ от 10.01.2006 N 16-ФЗ обратной силы не имеет, а ФЗ РФ от 22.01.99 N 13-ФЗ не запрещал осуществление международных перевозок по любым маршрутам на транспортных средствах, ввезенных на территорию Калининградской области и помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, является не соответствующим нормам материального и процессуального права.

Согласно ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ вступил в силу с 01.04.2006, а правонарушение было совершено 13.07.2006.

Более того, согласно ст. 7 ФЗ от 22.01.96 N 13-ФЗ “Об особой экономической зоне в калининградской области“ таможенный режим “свободной экономической зоны“ применялся
в отношении ввозимых из других стран в Особую экономическую зону товаров, используемых на территории данной области. В паспорте транспортных средств, ввезенных в данном таможенном режиме, указано: разрешена международная перевозка, в том числе между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории Российской Федерации. Следовательно, ограничения по эксплуатации данных транспортных средств имели место и до вступления в силу ФЗ N 16-ФЗ.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 4 ТК РФ акты таможенного законодательства применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы. Отношения между таможенными органами и перевозчиками возникают не в связи с помещением средств автотранспорта под таможенный режим свободной таможенной зоны, имеющий по своей природе неограниченный характер, а в связи с пересечением транспортного средства таможенной границы РФ. Таким образом, использование тягачей, полуприцепов, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны до вступления в силу ФЗ N 16-ФЗ, в качестве транспортных средств при осуществлении международных перевозок между иностранными государствами и остальной частью таможенной территории РФ означает не придание Закону N 16-ФЗ обратной силы, а его непосредственное применение во времени к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Исходя из смысла п. 6 ст. 23 ФЗ N 16-ФЗ, положения ст. 15 данного закона применяются в отношении транспортных средств, помещенных под таможенный режим “свободной экономической зоны“ в Калининградской области до вступления в силу ФЗ N 16-ФЗ.

Таким образом, использование автотранспортных средств, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, в качестве транспортных средств на остальной части территории РФ свидетельствует о несоблюдении условий и ограничений, установленных Законом при применении и использовании таможенного режима свободной
таможенной зоны.

В соответствии с частью 2 статьи 16.19 КоАП РФ пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного до двукратного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Учитывая вышеизложенное, таможенный орган правомерно привлек Общество к административной ответственности, посчитав, что вина Общества доказана, при привлечении Общества к административной ответственности процессуальные нарушения отсутствовали, таможенный орган наказание назначил в пределах санкции части 2 ст. 16.19 КоАП РФ. Для определения размера стоимости предмета административного правонарушения таможенным органом проведена товароведческая экспертиза по определению свободной рыночной стоимости автотранспортных средств. Экспертные заключения приобщены к материалам дела.

По данному делу таможенным органом доказаны как событие вмененного обществу правонарушения, так и его состав.

Руководствуясь п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 7 февраля 2007 года по делу N А21-4421/2006 отменить.

В удовлетворении требований ООО “Шароун“ отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГОРБАЧЕВА О.В.

Судьи

БУДЫЛЕВА М.В.

ЗАГАРАЕВА Л.П.