Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2007 по делу N А21-5237/2006 Поскольку Федеральная налоговая служба является главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором доходов, поступивших в качестве страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ на выплату трудовой пенсии, решение о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должно быть принято налоговым органом, что исключает возможность взыскания указанных сумм с Пенсионного фонда.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 10 апреля 2007 года Дело N А21-5237/2006“

Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Будылевой М.В., судей Масенковой И.В., Семиглазова В.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-1292/2007) ИП Ф.И.О. на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.11.2006 по делу N А21-5237/2006 (судья Сычевская С.Н.), принятое по заявлению ИП Ф.И.О. к ГУ УПФ Российской Федерации в г. Калининграде о признании
незаконными действий, при участии: от заявителя - не явились (извещены); от ответчика - не явились (извещены),

УСТАНОВИЛ:

предприниматель Ф.И.О. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными действий Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Калининграде (далее - Пенсионный фонд, Управление) по обязанию ее к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд. Просит суд признать действия Управления незаконными и обязать Управление прекратить исполнительное производство и удержания из пенсии предпринимателя, а также обязать Управление вернуть все взысканные и уплаченные предпринимателем денежные средства.

Поскольку заявитель от уточнения заявленных требований отказался, суд первой инстанции рассматривал заявление по первоначальному варианту.

Решением от 29.11.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе предприниматель Соловьева В.А. просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

При этом податель жалобы ссылался на то, что как родившаяся в 1941 г. она освобождена от обязанности уплаты накопительной части страховых взносов с 2001 г., а как инвалид 2 группы она должна быть освобождена от уплаты как накопительной, так и страховой части взноса фиксированного платежа.

Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы предпринимателя.

Как следует из материалов дела, Ф.И.О. 15.10.1941 года рождения, зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица 12.04.1994. Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Соловьевой В.А. выдано свидетельство серии 39 N 000505300 от 17.11.2004.

Предприниматель Соловьева В.А. зарегистрирована в качестве страхователя в Управлении Пенсионного фонда РФ по Центральному району г. Калининграда 13.04.1994.

Из
материалов дела установлено, что Соловьева В.А. является инвалидом 2 группы с января 1996 г. (л.д. 5 - 6).

С 1 января 2000 года вступил в действие Федеральный закон от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год“, определивший для всех плательщиков страховых взносов тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, базу для начисления и уплаты страховых взносов, а также льготы по уплате страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, включая работающих граждан из числа инвалидов.

Наряду с Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ действует Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ, внесший изменения и дополнения в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года N 18-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год“ и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и
в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год“ в связи с жалобами граждан, общественных организаций инвалидов и запросами судов“ положения пунктов “б“ и “в“ статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ и абзацев 3 и 6 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 59-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год“ признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов.

Также подлежат пересмотру в установленном порядке положения Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ как воспроизводящие нормы Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ.

Федеральным законом от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ предусмотрено освобождение от уплаты страховых взносов некоторых категорий плательщиков страховых взносов.

Признан не соответствующим Конституции Российской Федерации пункт “в“ статьи 6 Федерального закона от 4 января 1999 г. N 1-ФЗ в той части, в которой он не освобождает от уплаты страховых взносов работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по старости.

Определено также, что Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П является основанием для отмены в установленном порядке отдельных положений нормативных актов, носящих дискриминационный характер в отношении иных категорий работающих инвалидов I, II, III групп, получающих пенсии по инвалидности или
по старости, поскольку в этих актах не предусматривается их освобождение от уплаты страховых взносов в ПФР. Такие акты в указанной части не подлежат применению судами и другими правоприменительными органами.

Таким образом, Соловьева В.А. не являлась плательщиком страховых взносов за период с 1999 г. по 2000 г.

С учетом принятия Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) Соловьева В.А. как имеющая статус индивидуального предпринимателя в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 указанного Закона является страхователем по обязательному пенсионному страхованию. В соответствии с указанным Законом каких-либо льгот по полному освобождению от уплаты страховых взносов отдельной категории плательщиков не предусмотрено.

В соответствии со статьей 28 Закона N 167-ФЗ предприниматели уплачивают страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. Минимальный размер фиксированного платежа является обязательным для уплаты и составляет 150 руб. в месяц, из которых 100 руб. направляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 руб. - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

По смыслу названной нормы фиксированный платеж в указанном размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе и лицами, достигшими пенсионного возраста.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 Определения от 12.04.2005 N 164-О указал, что конституционно-правовой смысл этой нормы не может быть выявлен без учета ее взаимосвязи со всеми положениями Закона N 167-ФЗ и места в системе действующего пенсионного законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской
Федерации“ (далее - Закон о трудовых пенсиях) установление накопительной части трудовой пенсии осуществляется при наличии средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Такие средства формируются за счет поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дохода, полученного от их инвестирования. При этом возникновение у застрахованного лица права на получение накопительной части трудовой пенсии законодатель связывает с достижением им общеустановленного пенсионного возраста, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 8 названного Закона.

Правила, в соответствии с которыми при назначении застрахованному лицу трудовой пенсии определяется размер ее накопительной части, установлены статьями 14 и 15 Закона о трудовых пенсиях.

В силу статей 22 и 33 Закона N 167-ФЗ страхователи, производящие выплаты физическим лицам, не должны уплачивать страховые взносы по установленным данными статьями тарифам на финансирование накопительной части трудовой пенсии за лиц определенной возрастной группы, а именно 1966 года рождения и старше (в 2002 - 2004 годах страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии не подлежали уплате за мужчин 1952 года рождения и старше и женщин 1956 года рождения и старше). Соответственно, эти лица право на накопительную часть трудовой пенсии не приобретают.

Нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Закона N 167-ФЗ, рассматриваемые в системной связи с положениями статей 22 и 33 этого Закона, а также пункта 3 статьи 6, статьи 7, пункта 5 статьи 8, пункта 9 статьи 14 и пунктов 5 и 6 статьи 15 Закона о трудовых пенсиях, не могут истолковываться как возлагающие на всех индивидуальных предпринимателей - независимо от того, к какой возрастной группе они относятся, -
обязанность уплачивать направляемую на финансирование накопительной части трудовой пенсии часть страхового взноса в виде фиксированного платежа.

Таким образом, индивидуальные предприниматели 1966 года рождения и старше (а в 2002 - 2004 годах - мужчины 1952 года рождения и старше и женщины 1956 года рождения и старше) для приобретения пенсионных прав должны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа в размере, установленном статьей 28 Закона N 167-ФЗ, лишь в части, направляемой на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Следовательно, Соловьева В.А., 1941 года рождения, не должна уплачивать в 2001 - 2006 годах страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на финансирование накопительной части пенсии.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, что Соловьева В.А. с 1999 г. по 2000 г. не являлась плательщиком страховых взносов по Закону от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ, а со вступлением с действие Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ являлась плательщиком только страховой части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Однако требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Поскольку Соловьева В.А. просит признать незаконными все действия Пенсионного фонда по обязанию ее к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, при этом не уточнив, в чем выражаются указанные действия, в силу ст. 49 АПК РФ, то суд не может удовлетворить заявленные требования, т.к. Пенсионный фонд действует в пределах своих полномочий и в рамках действия Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Требования заявителя об обязании вернуть ранее взысканные и уплаченные в его пользу денежные средства
за весь предыдущий период также подлежат отклонению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется Управлением Пенсионного фонда в судебном порядке.

Однако в соответствии со статьей 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений) и приложением 11.1 к этому Закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей, и на нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Закона).

Указанным Законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ “О
бюджетной классификации Российской Федерации“ Федеральная налоговая служба является главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором доходов, поступивших в качестве страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии. Согласно статье 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ администраторы поступлений осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты средств, распорядителями которых назначены, принимают решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.

На основании приведенных норм права Министерством финансов Российской Федерации издан Приказ от 16.12.2004 N 116н, которым утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

Таким образом, решение о зачете либо возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование должно быть принято налоговым органом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же внебюджетный фонд, в который была направлена излишне уплаченная сумма.

В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 НК РФ, применяются также при зачете
или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

При этом указанная норма не вступает в противоречие с понятием введенных с 01.01.2002 страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как индивидуально возмездных платежей, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

При таких обстоятельствах основания для взыскания излишне уплаченных сумм предпринимателем Соловьевой В.А. с Пенсионного фонда у арбитражного суда отсутствуют.

Уточнения апелляционной жалобы Соловьевой В.А. о рассмотрении вопроса о признании незаконными действий Пенсионного фонда и возврате накопительной части страхового взноса в сумме 600 руб. за 2004 г. апелляционным судом не принимается.

Во-первых, в соответствии со ст. 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.

Уточнение и изменения предмета спора или его оснований в стадии апелляционного производства Арбитражным процессуальным кодексом РФ не предусмотрено.

Во-вторых, взыскание задолженности по страховым взносам за 2004 г. произведено Управлением в судебном порядке, что подтверждается вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области от 05.07.20056 по делу N А21-2331/05-С1.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если устанавливает, что имеется вступивший в законную силу принятый по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям судебный акт арбитражного суда, суда общей юрисдикции или компетентного суда иностранного государства, за исключением случаев, если арбитражный суд отказал в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда.

Таким образом, даже если заявитель уточнил свои требования в этой части в суде первой инстанции, то последний был обязан прекратить производство по делу в связи с вышеизложенным.

С учетом изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционной суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 29.11.2006 по делу N А21-5237/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

БУДЫЛЕВА М.В.

Судьи

МАСЕНКОВА И.В.

СЕМИГЛАЗОВ В.А.