Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2007 по делу N А26-523/2007 При поступлении требования о принудительной ликвидации или о признании банкротом должника, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 апреля 2007 г. по делу N А26-523/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 05 апреля 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2007 года

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

в составе:

председательствующего Медведевой И.Г.

судей Герасимовой М.М., Черемошкиной В.В.

при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кобзевой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Республике Карелия (регистрационный номер 13АП-2838/2007) на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.02.2007 г. по делу N А26-523/2007 (судья Борунов И.Н.),

по заявлению Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Республике Карелия

к ТОО Торговая фирма “Сортавалмаркетинг“

о признании несостоятельным (банкротом)
отсутствующего должника

при участии:

от заявителя: Семеновой С.С. (по доверенности N ММ-19-19/160 от 12.05.2006 г., в порядке передоверия - доверенность б/н от 19.05.2006 г.)

от должника: не явился, уведомлен

установил:

Федеральная налоговая служба России в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Республике Карелия (далее также - Налоговая инспекция) обратилась с заявлением о признании отсутствующего должника Товарищества с ограниченной ответственностью Торговая фирма “Сортавалмаркетинг“ (далее - ТОО ТФ “Сортавалмаркетинг“) банкротом.

Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 05.02.2007 г. заявление Налоговой инспекции возвращено.

Суд установил, что ТОО ТФ “Сортавалмаркетинг“ обладает признаками недействующего юридического лица, в связи с чем подлежит возврату, поскольку заявителем не представлены доказательства проведения процедуры исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа.

Вывод суда основан на пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 67, пункте 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Суд также в качестве основания для возврата установил то обстоятельство, что уполномоченным органом не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.

Налоговая инспекция обратилась с апелляционной жалобой на определение суда. В обоснование своих доводов о необходимости рассмотрения заявления о признании ТОО ТФ “Сортавалмаркетинг“ банкротом по существу, Налоговая инспекция ссылается на следующие обстоятельства.

Исключение недействующего юридического лица из государственного реестра по решению регистрирующего органа может быть осуществлено при наличии в регистрирующем органе документов, подтверждающих отсутствие у недействующего юридического лица задолженности по обязательным платежам в бюджет. Процедура ликвидации юридического лица, имеющего долги перед бюджетом и перед иными кредиторами, в обход процедуры банкротства прямо противоречит положениям Гражданского кодекса РФ
и Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)“ (далее также - Закон о банкротстве).

По смыслу Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда N 67 от 20.12.2006 г. следует, что при установленном Правительством РФ порядке финансирования процедур банкротства отсутствующих должников уполномоченный орган располагает средствами, достаточными для финансирования указанной процедуры.

ТОО ТФ “Сортавалмаркетинг“, извещенное о времени и месте судебного разбирательства, отзыв на апелляционную жалобу не представило, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Рассмотрев материалы дела в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Налоговой инспекции в судебном заседании, апелляционный суд установил правильность определения и отсутствие оснований для его отмены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона о банкротстве и частью 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию (пункт 1 статьи 65 Гражданского кодекса Российской Федерации).

После принятия Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве) 2002 года в действующее законодательство были внесены изменения, предусматривающие исключение из Единого государственного реестра юридических лиц недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.

В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее -
Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.

При этом процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому пункт 4 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случае недостаточности имущества юридического для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве, в данном случае применению не подлежит.

Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2 и 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100 “О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом. При поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании
банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Аналогичные разъяснения содержатся в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 г. N 67 “О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц“.

В заявлении о признании ТОО ТФ “Сортавалмаркетинг“ несостоятельным (банкротом) налоговый орган указывает на наличие задолженности названного лица по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды по состоянию на 21.12.2006 г. в общей сумме 245622, 48, в том числе недоимка - 33284, 75 руб., пени - 96189, 78 руб., штрафы - 116147, 95 руб. Принятые меры по взысканию суммы недоимки в порядке статей 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации результата не дали.

С 2001 года бухгалтерская и налоговая отчетность акционерным обществом не представляется, коммерческая деятельность не осуществляется, установить местонахождение предприятия, а также места пребывания органа юридического лица не представляется возможным, сведения об открытых счетах в банках и иных кредитных организациях отсутствуют. Операции по банковским счетам последние 12 месяцев не ведутся.

С учетом
указанных обстоятельств арбитражный суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что в отношении ТОО ТФ “Сортавалмаркетинг“ имеются установленные статьей 21.1 Закона о регистрации признаки недействующего юридического лица и, приняв во внимание рекомендации, изложенные в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 г. N 67, возвратил заявление Налоговой инспекции со ссылкой на пункт 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Одной из основных целей Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“ является обеспечение прав реальных или потенциальных кредиторов путем создания условий для справедливого удовлетворения их экономических и юридических интересов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.03.2001 г. по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона “О несостоятельности (банкротстве)“).

Длительное непринятие мер (с 2001 года) Налоговой инспекцией о признании ТОО ТФ “Сортавалмаркетинг“ банкротом как отсутствующего должника, и увеличение в связи с этим задолженности по обязательным платежам за счет начисления пеней, не является основанием для отмены законного определения арбитражного суда о возвращении заявления налогового органа притом, что действующее законодательство установило иной, упрощенный порядок ликвидации недействующих юридических лиц.

В данном случае признание отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) могло повлечь дополнительные расходы средств бюджета по осуществлению процедур банкротства, но не погашение задолженности по обязательным платежам.

Кроме того, уполномоченным органом не представлены доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения имущества, которое может быть направлено на погашение задолженности по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган.

При непредставлении этих доказательств заявление подлежит возврату на основании пункта 1 статьи 44 Закона о банкротстве.

Поскольку Федеральная налоговая служба России не представила доказательств, свидетельствующих о невозможности исключения должника
из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке, то суд обоснованно возвратил заявление.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы налогового органа, поскольку при принятии обжалуемых судебных актов нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. Обстоятельства, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса в качестве оснований для отмены или изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, части 1 статьи 269, пунктом 1 части 4 статьи 272, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

определение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.02.2007 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Республике Карелия - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

МЕДВЕДЕВА И.Г.

Судьи

ГЕРАСИМОВА М.М.

ЧЕРЕМОШКИНА В.В.