Решения и определения судов

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2007 по делу N А26-9202/2006-215 Нарушение установленного порядка представления в уполномоченный банк документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ, является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 30 марта 2007 года Дело N А26-9202/2006-215“

Резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2007 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 30 марта 2007 года.

Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Лопато И.Б., Шестаковой М.А., при ведении протокола судебного заседания Марченковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2446/2007) ООО “ЛИНКС“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 9 февраля 2007 года по делу N А26-9202/2006-215 (судья Лазарев А.Ю.) по заявлению ООО “ЛИНКС“ к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
об оспаривании постановления, при участии: от заявителя - не явился (уведомление N 56109); от ответчика - не явился (уведомление N 56110),

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Линкс“ (далее - Общество, ООО “Линкс“, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Управление, административный орган, ответчик) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 30.10.2006 N 86-06/173, которым Общество привлечено к административной ответственности по основаниям, предусмотренным частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 40000 рублей за несоблюдение установленных срока и порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Решением от 09 февраля 2007 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований ООО “Линкс“.

На указанное решение Обществом подана апелляционная жалоба, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. По мнению подателя апелляционной жалобы, справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности.

В суд от сторон поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителей ООО “Линкс“ и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.

Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, 30.04.2003 Общество заключило с фирмой “Stora Enso Oyi“ контракт N 37617 о продаже лесоматериалов на условиях FCA франко-вагон на сумму 21300 евро.
Согласно пункту 4 контракта платеж производится покупателем в течение 14 календарных дней с даты получения инвойса от продавца. К указанному контракту в уполномоченном банке ОАО “Промышленно-строительный банк“ г. Санкт-Петербург, филиал “Петрозаводский“ был открыт паспорт сделки N 04070072/0439/0043/1/0 на сумму 21300 евро. Дополнительным соглашением N 11 от 24.12.2005 стороны установили общую сумму контракта в размере 494800 евро и изменили срок его действия до 30.06.2006 в отношении поставок и до 29.09.2006 в отношении платежей.

В ходе целевой проверки Петрозаводской таможней Общества было установлено, что товар - лесопродукция по ГТД N 10209093/171005/0003942 был вывезен с таможенной территории Российской Федерации 13.11.2005, указанная ГТД и справка установленной формы были представлены в уполномоченный банк Обществом 06.12.2005 при сроке представления не позднее 15.12.2005, в графе 1 справки о подтверждающих документах была указана дата вывоза товара 17.10.2005, а не 13.11.2005, то есть Общество нарушило действующий порядок представления указанных документов в уполномоченный банк.

По результатам проверки Петрозаводской таможней было вынесено определение от 24.07.2006 N 10201000-251/2006 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам, предусмотренным частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

17.08.2006 таможенным органом был составлен протокол N 10201000-251/2006 об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. Указанный протокол с соответствующими материалами был направлен Петрозаводской таможней в Управление для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу.

01.09.2006 определением N 1-18/322 в связи с необходимостью в дополнительном выяснении обстоятельств срок рассмотрения дела был продлен до 01.10.2006.

29.09.2006 определением N 1-18/358 срок рассмотрения дела в отношении Общества был продлен до 13.10.2006. Указанные определения были направлены в адрес Общества заказной корреспонденцией и
получены последним 11.09.2006 и 04.10.2006 соответственно.

30.10.2006 Управлением было вынесено постановление N 86-06/173П, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, а именно в несоблюдении порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона РФ N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ резиденты, осуществляющие валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по совершаемым ими валютным операциям.

По смыслу частей 2 и 4 статьи 5, пункта 2 части 3 статьи 23 Федерального закона РФ N 173-ФЗ в компетенцию Банка России входит установление единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и сроков представления документов и информации при осуществлении резидентами и нерезидентами валютных операций.

В соответствии с пунктом 12 статьи 13 и статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, всех юридических и физических лиц.

Пунктами 2.1, 2.2 Положения N 258-П о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза товара
с таможенной территории Российской Федерации, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах.

На основании пункта 2 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах, установленного Приложением 1 к Положению N 258-П, в графе 1 справки указывается дата вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

В соответствии с Положением N 258-П в качестве подтверждающего документа могут быть использованы любые документы, содержащие необходимые сведения о вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации, в том числе оформляемая грузовая таможенная декларация с момента принятия ее таможенным органом.

Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации допускается с разрешения таможенного органа, для получения которого декларантом представляются соответствующие документы и заявление в письменной форме с сообщением сведений о товарах, их таможенном режиме и другой информации, необходимой для таможенных целей (части 1, 2 статьи 120, часть 1 статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации). Факт подачи таможенной декларации и необходимых документов фиксируется в день их получения таможней. С момента ее принятия таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (части 1, 3 статьи 132 Таможенного кодекса Российской Федерации). На основании пункта 1.2 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“ резиденты при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк следующие документы: справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции, форма
и порядок составления которой приведены в приложении 1 к данной Инструкции; иные документы, являющиеся основанием для проведения валютной операции, указанные в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ. Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии (абзац третий части 5 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).

Таким образом, таможенная декларация является документом, удостоверяющим факт вывоза товаров за пределы таможенной границы Российской Федерации. Направление грузовой таможенной декларации производится в целях учета валютных операций и осуществления контроля за проведением операций по внешнеэкономическому контракту, что следует из содержания пункта 2.1 Положения N 258-П.

Апелляционный суд согласен с мнением суда первой инстанции в том, что дата разрешения таможенного органа о выпуске товара не является датой фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации и не может быть использована для целей валютного контроля.

В представленном в материалы дела письме Выборгской таможни от 18.07.2006 N 10-05/07/13562 (л.д. 46, 47) указаны даты фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации по ГТД N 10209093/171005/0003942: 27.10.05, 29.10.05, 31.10.05, 1.11.05, 13.11.2005.

Указанные в пункте 12 Инструкции Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 21.07.2003 N 806 сроки получения заявителем документов о подтверждении таможенными органами факта вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, на которые ссылается заявитель, не препятствовали ему в представлении иных подтверждающих документов, в которых указаны даты фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (транспортных накладных, актов приема товаров, счетов-фактур), уполномоченному банку в предусмотренном пунктом 2.4 Положения N 258-П порядке.

Судом установлено и материалами дела подтверждается факт представления справки о подтверждающих документах в уполномоченный банк с нарушением установленного
Положением N 258-П порядка.

В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к указанному Положению в графе 1 справки о подтверждающих документах указывается (в случае, если валютная операция связана с экспортом товара) дата вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, в данном случае это 27.10.05, 29.10.05, 31.10.05, 1.11.05, 13.11.2005. Однако Общество указало в этой графе дату принятия пограничной таможней решения о выпуске товара в свободное обращение 17.10.2005 (проставления в графе “Д“ ГТД штампа “Выпуск разрешен“).

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что Общество нарушило установленный порядок представления документов, подтверждающих факт вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации в уполномоченный банк, поскольку согласно счетам-фактурам N 177 от 31.10.2005, N 182 от 07.11.2005, N 183 от 14.11.2005, актам приемки товара N 6708 от 29.10.2005, N 6830 от 31.10.2005, N 6963 от 13.11.2005 еще до получения ГТД располагало таможенным подтверждением фактического вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Публично-правовая обязанность по представлению в установленном порядке и в установленные сроки отчетности по проводимым валютным операциям возложена Законом N 173-ФЗ именно на участников внешнеэкономической деятельности. Следовательно, заявитель должен был и мог знать соответствующие нормы Положения N 258-П и представить справку о подтверждающих документах в соответствии с ними.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно
и обоснованно посчитал, что материалами дела об административном правонарушении подтверждается факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Судом первой инстанции в полном объеме исследованы фактические обстоятельства дела, им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09 февраля 2007 г. по делу N А26-9202/2006-215 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО “Линкс“ - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

ГАФИАТУЛЛИНА Т.С.

Судьи

ЛОПАТО И.Б.

ШЕСТАКОВА М.А.