Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 14.09.2006 по делу N А49-4916/2006-219а/21 Нормами действующего налогового законодательства не предусмотрена возможность отказа в подтверждении права налогоплательщика на использование упрощенной системы налогообложения по основанию пропуска срока подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 сентября 2006 г. Дело N А49-4916/2006-219а/21“

(извлечение)

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ф.И.О. (440066, г. Пенза)

к Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы (440060, г. Пенза, ул. Стасова, 14)

о признании недействительным уведомления;

при участии:

от заявителя - Стежко В.Г. - представителя (доверенность от 05.07.2006 N б/н);

от ответчика - Аверьянова С.В. - заместителя начальника отдела (доверенность от 03.10.2005 N 19),

УСТАНОВИЛ:

индивидуальный предприниматель Клименков Леонид Михайлович обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании недействительным уведомления Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г. Пензы (далее - налогового органа) от 07.08.2006 N
2549 о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, а также просил суд обязать налоговый орган выдать ему уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.

В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования, просил признать незаконным уведомление налогового органа о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 07.08.2006 N 2549.

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на следующие обстоятельства. Документы, свидетельствующие о регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, он получил по почте 11.07.2006, в тот же день им было подано в налоговый орган заявление о применении упрощенной системы налогообложения. Считает, что срок, установленный пунктом 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), им нарушен не был. Кроме того, на учет в налоговом органе он был поставлен как физическое лицо 14.06.2002, в связи с чем физически не мог обратиться с заявлением о применении упрощенной системы налогообложения в срок, установленный частью 2 статьи 346.13 НК РФ.

Кроме того, с 01.01.2004 заявление о постановке на налоговый учет индивидуальными предпринимателями не подается, поскольку постановка на налоговый учет осуществляется налоговым органом на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер, а глава 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает право налогового органа на запрет или разрешение на применение налогоплательщиком указанной системы налогообложения.

Представитель ответчика доводы заявителя отклонил по основаниям, изложенным в отзыве на заявление. Считает, что заявитель не имеет права применять упрощенную систему налогообложения (далее - УСНО), поскольку им нарушен срок подачи заявления о переходе на УСНО, предусмотренный пунктом 2 статьи 346.13 НК
РФ.

В судебном заседании объявлен перерыв до 12 час. 00 мин. 14 сентября 2006 г., после чего судебное разбирательство было продолжено.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Клименков Леонид Михайлович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 05.07.2006, свидетельство серия 58 N 001248245. Одновременно с государственной регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя заявитель поставлен на учет в налоговом органе в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, о чем свидетельствует уведомление от 05.07.2006 N 605640.

Указанные свидетельство о государственной регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя и уведомление о постановке на учет в налоговом органе были направлены ответчиком в адрес заявителя заказной почтой 08.07.2006 и получены им 11.07.2006. Данный факт представителем налогового органа не оспаривается.

11.07.2006 заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о переходе на упрощенную систему налогообложения. 11.08.2006 представителем заявителя получено уведомление о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения N 2549 от 07.08.2006 в связи с пропуском заявителем пятидневного срока на подачу заявления о применении упрощенной системы налогообложения с даты постановки на учет в налоговом органе.

Посчитав указанное уведомление незаконным и нарушающим его права, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.

Суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу пункта 1 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с
даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 настоящего Кодекса. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 84 НК РФ налоговый орган, осуществивший постановку на учет вновь созданной организации или индивидуального предпринимателя, обязан выдать им свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Форма такого свидетельства устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Пунктом 3 статьи 83 НК РФ установлено, что постановка на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2.2 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (зарег. в Минюсте 24.03.2004 N 5685), налоговый орган по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, обязан осуществить его постановку на учет с присвоением ИНН, внести сведения в Единый государственный реестр налогоплательщиков не позднее пяти рабочих дней со дня представления документов для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и выдать свидетельство о постановке на учет в налоговом органе одновременно
со свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В случае если физическому лицу, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, ранее было выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, одновременно со Свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя ему выдается только уведомление о постановке на учет в налоговом органе.

Как следует из материалов дела, 08.07.2006 налоговым органом в адрес заявителя было направлено свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя серии 58 N 000775878 от 05.07.2006, а также уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту его жительства N 605640 от 05.07.2006.

Как видно из материалов дела, заявитель уже поставлен на учет в налоговом органе в качестве физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации 14.06.2002, свидетельство серии 58 N 000775878.

Как следует из объяснения представителя налогового органа, данного в судебном заседании, исчисление пятидневного срока для подачи заявления о переходе на УСНО производилось налоговым органом с 05.07.2006, то есть с даты регистрации заявителя в качестве индивидуального предпринимателя, что налоговым законодательством не предусмотрено.

Более того, в силу пункта 1 статьи 8 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в пятидневный срок со дня представления документов в регистрирующий орган. Доказательства того, что заявитель 05.07.2006 - в день представления им в налоговый орган документов, необходимых для государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя, располагал сведениями о его государственной регистрации, осуществленной в тот же день, отсутствуют.

Исходя из изложенного, учитывая право налогоплательщика на применение упрощенной системы налогообложения с
начала своей деятельности, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения должно быть подано в том отчетном периоде, в котором получено свидетельство о государственной регистрации, а также до начала ведения предпринимательской деятельности. Данные условия заявителем соблюдены.

Более того, главой 26.2 НК РФ предусмотрен уведомительный, а не разрешительный порядок перехода налогоплательщиков на применение упрощенной системы налогообложения. Статья 346.13 НК РФ не содержит возможность отказа налогового органа в применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения по основанию пропуска срока на подачу заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Иных оснований, свидетельствующих о невозможности применения заявителем упрощенной системы налогообложения, в оспариваемом уведомлении не содержится. Не представлено доказательств их наличия и в судебное заседание.

При таких обстоятельствах уведомление налогового органа от 07.08.2006 N 2549 о невозможности применения индивидуальным предпринимателем Клименковым Л.М. упрощенной системы налогообложения является незаконным.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 100 руб. подлежат отнесению на ответчика. Однако, поскольку ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден, государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

требования заявителя удовлетворить.

Признать незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения от 11.08.2006 N 2549, выданное Инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы индивидуальному предпринимателю Ф.И.О.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы в десятидневный срок со дня принятия настоящего решения устранить допущенное нарушение.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 100
руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия решения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Пензенской области.