Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 30.08.2006 по делу N А49-2412/2006-150а/28 Поскольку внесение записи в Единый государственный реестр земель о спорных земельных участках произведено в результате неполно произведенной инвентаризации по документам, свидетельствующим о наличии спора о праве на данные земельные участки, не разрешенного в установленном законом порядке, у ответчика не имелось законных оснований для внесения записи относительно спорных земельных участков до устранения существующих противоречий и разрешения спора о праве в установленном законом порядке.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 августа 2006 г. по делу N А49-2412/2006-150а/28

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2006 года.

В полном объеме решение изготовлено 30 августа 2006 года.

Арбитражный суд Пензенской области,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Комитета по управлению имуществом г. Кузнецка в интересах МО г. Кузнецка (442530, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Ленина, 191)

к ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Пензенской области (440000, г. Пенза, ул. Маршала Жукова, 4)

и Управлению Роснедвижимости по Пензенской области (440600, г. Пенза, ул. Московская, 110),

третьи лица:

1. СПК “Родина Радищева“ (442514, Пензенская область, Кузнецкий район, с. Радищево);

2. ООО “Пригородное“ (442530, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Чкалова,
82)

об оспаривании действий органов государственной власти

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Шелахаева Г.Ю. - председателя КУМИ г. Кузнецка (удостоверение N 105), Романовой Л.В. - ведущего специалиста (доверенность от 12.01.06 N 22);

от первого ответчика - Боричевой О.Б. - ведущего юрисконсульта (доверенность от 21.04.2006 года N 02-10-06);

от второго ответчика - Бубнова Д.Б - начальника территориального отдела Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области (доверенность N 3/1-10 от 13.06.06), Рубцовой В.А. - ведущего специалиста (доверенность от 10.01.06 N 2/2-1);

от СПК “Родина Радищева“ - не явились;

от ООО “Пригородное“ - не явились,

установил:

Комитет по управлению имуществом города Кузнецка Пензенской области (далее - КУМИ) обратился в Арбитражный суд Пензенской области в интересах муниципального образования г. Кузнецка Пензенской области с заявлением о признании незаконным внесения в Единый государственный реестр земель (далее - ЕГРЗ) сведений о ранее учтенных земельных участках площадью 206 га с кадастровым номером 58:14:080301:0029 (далее - земельный участок 0029) и площадью 103 га с кадастровым номером 58:14:080301:0030 (далее - земельный участок 0030).

В обоснование заявленных требований заявитель сослался на нарушение ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Пензенской области требований Указания Роскомземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках от 10.04.2001, поскольку сведения о данных земельных участках, внесенные в ЕГРЗ не позволяют идентифицировать данные земельные участки. Данные земельные участки находятся в пределах кадастрового квартала номером 58:14:0803:01, который входит в городскую черту г. Кузнецка Пензенской области и перспективен для развития города. Внесение в ЕГРЗ записи о ранее учтенных земельных участках 0029 и 0030 препятствует внесению в ЕГРЗ записи о вновь сформированном земельном участке
в кадастровом квартале 58:14:0803:01 и дальнейшему использованию данного земельного участка для нужд муниципального образования.

ФГУ “Земельная кадастровая палата“ по Пензенской области (далее - ФГУ “ЗКП“) представило письменный отзыв, в котором не согласилось с заявленными требованиями, поскольку основанием для внесения записи в ЕГРЗ является обращение государственного органа - Управления Роснедвижимости по Пензенской области. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном законом порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона “О государственном земельном кадастре“ является юридически действительным.

Управление Роснедвижимости по Пензенской области (далее - Роснедвижимость) представило отзыв по делу, в котором возражает против требований заявителя по аналогичным основаниям.

СПК “Родина Радищева“ представило отзыв по делу, в котором указало на то, что является правопреемником КСХП “Родина Радищева“, которое, в свою очередь, является правопреемником колхоза “Родина Радищева“. Колхозу “Родина Радищева“ земельный участок в размере 103 га выделен решением исполкома Кузнецкого районного Совета депутатов трудящихся от 07.09.1970 года.

Третьи лица, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, явку своих представителей для участия в судебном заседании не обеспечили. От СПК “Родина Радищева“ поступило письменное заявление о рассмотрении дела без участия его представителей.

Присутствующие в судебном заседании представители заявителя и ответчиков не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителей третьих лиц.

На основании частей 3 и 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд считает возможным рассмотреть настоящее дело по имеющимся в нем материалам и в отсутствие представителей третьих лиц.

В судебном заседании представители заявителя уточнили заявленные требования, просили признать недействительным распоряжение Управления Роснедвижимости по Пензенской области без номера и даты о внесении изменений в
сведения Государственного земельного кадастра согласно дополнению к перечню РУЗУ на кадастровый квартал 58:14:0803:01 от 11.04.2006 года по земельному участку: совхоза “Пригородный“ площадью 206 га и колхоза “Родина Радищева“ площадью 103 га, а также признать незаконными действия федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Пензенской области по внесению в Единый государственный реестр земель сведений о ранее учтенных земельных участках площадью 206 га с кадастровым номером 58:14:080301:0029 и площадью 103 га с кадастровым номером 58:14:080301:0030.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против заявленных требований, по основаниям, подробно изложенным в отзывах по делу.

Исследовав материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 1 Закона Пензенской области от 02.11.2004 года N 690-ЗПО “О границах муниципальных образований Пензенской области“ и Постановления Правительства Пензенской области от 24.03.2006 года N 151-пП “О переводе земельных участков из одной категории в другую в Кузнецком районе“ в городскую черту города Кузнецка Пензенской области вошел земельный участок, расположенный в пределах кадастрового квартала 58:14:0803:01, вплотную примыкающий к жилой застройке г. Кузнецка. Согласно ответу Управления Роснедвижимости по Пензенской области от 03.03.2006 года N 13 сведения о данном земельном участке в ЕГРЗ отсутствовали. На этом основании по заказу КУМИ за счет средств бюджета города Кузнецка был сформирован земельный участок площадью 261 га, расположенный в кадастровом квартале 58:14:0803:01, с адресным ориентиром: примерно в 375 м по направлению на юг от жилого дома по ул. Победы, 48.

05.04.2006 года КУМИ сдал все необходимые документы в Кузнецкий филиал ФГУ “ЗКП“ для постановки данного земельного участка на кадастровый учет. 19.04.2006 года из ФГУ “ЗКП“ был получен
ответ, из которого явствует, что в ЕГРЗ по кадастровому кварталу 58:14:0803:01 внесены сведения о ранее учтенных земельных участках: площадью 206 га и площадью 103 га на основании распоряжения Роснедвижимости без номера и даты.

Считая данное распоряжение и действия по внесению сведений в ЕГРЗ незаконными, заявитель обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

Суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В статье 1 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“ от 02.01.2000 года N 28-ФЗ (далее - Федеральный закон о земельном кадастре) дано понятие государственного земельного кадастра и государственного кадастрового учета земельных участков. Государственный земельный кадастр - это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра); государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона о земельном кадастре государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным. Согласно пункту 2 статьи 13 и пункту 2 статьи 14 Федерального закона о земельном кадастре ЕГРЗ относится к
основным документам государственного земельного кадастра и содержит следующие сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размер платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

В соответствии с пунктом 2.1.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района. Раздел “Земельные участки“ в редакции приказа Росземкадастра от 29.07.2002 года N П/301 внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках. В соответствии с пунктом 3.2 указанного Порядка внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью.

Согласно нормам Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках N ГЗК-1-Т.Р-11-02-01 от 10.04.2001 подготовка сведений о ранее учтенных земельных участках к внесению в государственный реестр земель кадастрового района и дежурную кадастровую карту заключается в инвентаризации имеющихся в распоряжении территориальных органов Росземкадастра документированных сведений о земельных участках с составлением выписки из государственного земельного кадастра обо всех ранее учтенных земельных участках, расположенных в пределах одного конкретного кадастрового квартала (далее - инвентаризационная опись). Инвентаризационная опись представляет
собой сложный документ, состоящий из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале (далее - инвентаризационный план) и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.

Для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся в комитете документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках:

- поземельные книги;

- журналы учета кадастровых номеров;

- списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей.

При составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра:

- во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах);

- во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков.

В качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются:

- утвержденные материалы инвентаризации земель;

- сведения земельно-информационных систем территориальных органов Росземкадастра.

Для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка. Если графические описания земельного участка содержатся в нескольких документах, устанавливается следующая последовательность приоритетности применения документов:

- правоудостоверяющие документы;

- правоустанавливающие документы;

- дежурная кадастровая карта (план) (в бумажном или электронном виде);

- межевые дела;

- землеустроительные дела;

- материалы изысканий и обследований.

Изложенное свидетельствует о том, что в целях обеспечения полноты и достоверности данных, вносимых в ЕГРЗ по ранее учтенным земельным участкам, инвентаризация преследует своей целью выявить действительное состояние земельных участков на дату проведения инвентаризации применительно к данным, подлежащим внесению в ЕГРЗ.

Как следует из материалов дела, (т. 1, л.д. 84 -
87) 11 апреля 2006 года в ФГУ “ЗКП“ поступило распоряжение Роснедвижимости без номера и даты о внесении изменений в сведения ГЗК согласно дополнениям к перечню РУЗУ на кадастровый квартал 58.14:080301 от 11.04.2006 года по земельному участку: совхоза “Пригородный“ площадью 206 га и колхоза “Родина Радищева“ площадью 103 га. К данному распоряжению прилагались: дополнение к перечню ранее учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 58:14:080301 и инвентаризационный план земельных участков в кадастровом квартале 58:14:080301.

Как следует из дополнения к перечню, в графе “почтовый ориентир (местоположение)“ указано: “южная окраина г. Кузнецка Пензенской области“; в графе “полное название юр. лица и его рег. номер“ указано “ОА “Пригородное“ и СПК “Родина Радищева“; в графе “дата, номер регистрации права“ указано: “Решение Пензенского областного Совета депутатов трудящихся от 29 октября 1970 года N 522“. Графических материалов и зарегистрированных ограничений нет. Как видно из текста оспариваемого распоряжения и прилагаемого к нему дополнения к перечню, данные документы содержат противоречивые сведения относительно владельцев (собственников) спорных земельных участков, а именно: в распоряжении указано, что владельцами данных земельных участков являются совхоз “Пригородный“ и колхоз “Родина Радищева“, тогда как в дополнении к перечню в качестве таковых указаны АО “Пригородное“ и СПК “Родина Радищева“.

Инвентаризационный план земельных участков содержит лишь примерное обозначение границ данных земельных участков без определения их конкретных координат на местности относительно друг друга и других смежеств. Каталог координат точек границ земельных участков отсутствует.

На основании данных документов и в соответствии со схемой взаимодействия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Пензенской области и Федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Пензенской области по
вопросам проведения землеустройства и ведения государственного земельного кадастра, утвержденного 10.06.2005 года, ФГУ “ЗКП“ внесло в ЕРЗ сведения о ранее учтенных земельных участках площадью 206 га и площадью 103 га в границах кадастрового квартала 58:14:080301 с присвоением им кадастровых номеров 0029 и 0030 соответственно.

Как следует из текста решения Исполкома Кузнецкого районного Совета депутатов трудящихся от 07.09.1970 года N 196 (т. 1, л.д. 64), воинской части п/я 72778 был выделен земельный участок под строительство аэродрома площадью 309 га пашни, в том числе из совхоза “Пригородный“ 206 га, и колхоза “Родина Радищева“ - 103 га. Взамен выделенной площади под строительство аэродрома, решено передать существующий аэродром в постоянное пользование для возделывания сельхозкультур совхозу “Пригородный“ и колхозу “Родина Радищева“. Из данного решения невозможно сделать вывод о размерах и конкретном местоположении земель, передаваемых совхозу “Пригородный“ и колхозу “Родина Радищева“, а также их взаимному расположению относительно друг друга.

Как видно из Постановления Главы Кузнецкой районной администрации от 31.12.1992 года N 543 (т. 1, л.д. 67), акционерному обществу, образованному на базе совхоза “Пригородный“ в коллективно-долевую собственность переданы земельные участки общей площадью 5180 га (свидетельства о праве собственности граждан имеются в материалах дела). Кроме того, ОА “Пригородный“, образованному на базе совхоза “Пригородный“ переданы в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки общей площадью 763 га.

В материалах дела имеется свидетельство о праве собственности на землю и бессрочного (постоянного) пользования землей акционерного общества “Пригородное“ N 1470 от 18.01.1993 года (т. 1, л.д. 63), в котором указано, что площадь земли, находящейся в коллективной долевой собственности составляет 5180 га, в бессрочном пользовании 763 га. Данные этого
свидетельства согласуются с данными кадастровой карты АО “Пригородное“ от 1994 года (т. 1 л.д. 37 - 47), из которой следует, что данные земли не находятся в пределах спорного кадастрового квартала.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 2, л.д. 44 - 46) видно, что АОЗТ “Пригородное“ ликвидировано по решению суда. ООО “Пригородное“ не является правопреемником прав и обязательств ликвидированного АОЗТ “Пригородное“.

Как видно из Постановления Главы Кузнецкой районной администрации от 31.12.1992 года N 545 (т. 1, л.д. 66), коллективному предприятию, образованному на базе на базе колхоза “Родина Радищева“ в коллективно-долевую собственность переданы земельные участки общей площадью 4993 га. Кроме того, КП “Родина Радищева“, образованному на базе колхоза “Родина Радищева“ переданы в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки общей площадью 1098 га.

В материалах дела имеется свидетельство о праве собственности на землю и бессрочного (постоянного) пользования землей коллективного предприятия “Родина Радищева“ N 1471 от 18.01.1993 года (т. 1, л.д. 62), в котором указано, что площадь земли, находящейся в коллективной долевой собственности составляет 4993 га, в бессрочном пользовании 1098 га. Данные этого свидетельства согласуются с данными кадастровой карты К.П. “Родина Радищева“ от 1994 года (т. 1 л.д. 48 - 60), из которой следует, что данные земли не находятся в пределах спорного кадастрового квартала.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (т. 2, л.д. 39 - 41) и устава СПК “Родина Радищева“ (т. 2, л.д. 120 - 148) видно, что СПК “Родина Радищева“ создано в результате реорганизации коллективного сельскохозяйственного предприятия “Родина Радищева“ в 2002 году. Коллективное сельскохозяйственное предприятие “Родина Радищева“, в свою очередь, создано Постановлением Главы Кузнецкой районной администрации от 31.12.1992 года N 542 в результате перерегистрации колхоза “Родина Радищева“ (т. 3, л.д. 10 - 40).

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что внесение записи в ЕГРЗ о земельных участках 0029 и 0030 в кадастровом квартале произведено в нарушение требований Федерального закона о земельном кадастре и нормативных правовых актов Росземкадастра по неполностью исследованным документам в результате неполно проведенной инвентаризации. Следствием этого оказалось внесение в ЕГРЗ недостоверных сведений относительно размера, местоположения, собственников (владельцев) земельных участков в пределах кадастрового квартала 58:14:080301 (с присвоением кадастровых номеров 0029 и 0030). При этом внесенные в ЕГРЗ сведения не позволяют идентифицировать данные земельные участки, что противоречит правовой природе и самому смыслу государственного кадастрового учета земельных участков, заложенному в него статьей 1 Федерального закона о земельном кадастре.

Кроме того, как следует из журнала регистрации (т. 1, л.д. 84), заявка КУМИ о постановке на кадастровый учет вновь сформированного земельного участка и оспариваемое распоряжение Роснедвижимости поступили в ФГУ “ЗКП“ одновременно, 11.04.2006 года.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона о земельном кадастре в случае, если в представленных в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра, документах отсутствуют сведения, необходимые для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается и заявители немедленно в письменной форме извещаются о приостановлении проведения такого учета с обоснованием данных решений.

При таких обстоятельствах у ФУ “ЗКП“ не имелось законных оснований для внесения записи в ЕГРЗ относительно спорных земельных участков до устранения существующих противоречий.

Оспариваемые распоряжение Роснедвижимости и действия ФГУ “ЗКП“ нарушают права муниципального образования г. Кузнецк Пензенской области, поскольку препятствуют свободному распоряжению земельным участком, находящимся в границах города Кузнецка и влекут необоснованные дополнительные расходы городского бюджета.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) государственных органов, органом местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону ли иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление Комитета по управлению имуществом г. Кузнецка Пензенской области удовлетворить.

Признать недействительным, как не соответствующее Федеральному закону “О государственном земельном кадастре“, распоряжение Управления Роснедвижимости по Пензенской области без номера и даты о внесении изменений в сведения Государственного земельного согласно дополнения к перечню РУЗУ на кадастровый квартал 58:14:0803:01 от 11.04.2006 года по земельному участку: совхоза “Пригородный“ площадью 206 га и колхоза “Родина Радищева“ площадью 103 га.

Признать незаконными действия федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Пензенской области по внесению в Единый государственный реестр земель сведений о ранее учтенных земельных участках площадью 206 га с кадастровым номером 58:14:08:0301:0029 и площадью 103 га с кадастровым номером 58:14:08:0301:0030.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня принятия решения в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Пензенской области.