Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 04.05.2006 по делу N А49-1833/2006-126а/19 Сумма излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению плательщика за счет средств Пенсионного фонда РФ в течение месяца со дня подачи заявления о возврате.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 4 мая 2006 г. по делу N А49-1833/2006-126а/19

(извлечение)

Резолютивная часть решения оглашена 2 мая 2006 года.

Арбитражный суд Пензенской области, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению предпринимателя Камшиной Е.М. (440600, г. Пенза) к ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы (440026, г. Пенза, ул. К. Маркса, 3), третье лицо: ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Пензы (440008, г. Пенза, ул. Бакунина, 176а), об оспаривании ее решения,

при участии в заседании: от заявителя - представителя Кишениной Н.В. (доверенность от 26.04.06);

от ответчика главного специалиста Андриковой Е.Ю. (доверенность от 28.04.06 N ПОВ04-03/5787);

от третьего лица - главного специалиста Белоусовой М.С.
(доверенность от 11.08.05 N 4097),

установил:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в арбитражный суд с заявлением к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы о признании недействительными ее решения от 08.02.06 N УЕЮ 09-05/3-1306 об оставлении без исполнения заявления о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов в сумме 10825 руб. 06 коп. и обязании налогового органа произвести возврат данной суммы страховых взносов.

В обоснование заявленных требований предприниматель ссылается на нарушение налоговым органом положений 78 НК РФ, Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“ и Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

В отзыве на заявление налоговая инспекция требования заявителя отклонила, считая при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов не могут применяться положения статей 78, 79 НК РФ.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, и просил в их удовлетворении отказать.

Представитель третьего лица согласился с требованиями заявителя, подтвердив наличие у него переплаты по страховым взносам. По мнению представителя, возврат излишне уплаченных страховых взносов должен осуществлять налоговый орган, так как он является администратором средств, поступающих в ПФ РФ. Решение о возврате предпринимателю излишне уплаченных страховых взносов принято территориальным органом ПФ РФ 24.01.06. Данное решение направлено в налоговый орган, однако оставлено им без исполнения.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей заявителя, ответчика и третьего лица, суд приходит к следующему.

Предприниматель Ф.И.О. платежными поручениями от 10.02.05 N 13, от 10.03.05 N 26, от 11.05.05 N 44, от 12.10.05 N 94 и от 09.11.05 N 105 ошибочно уплатила 10825 руб.
06 коп. страховых взносов, направляемых на накопительную часть пенсии.

Руководителем ГУ УПФ РФ по Ленинскому району г. Пензы на основании поданного предпринимателем заявления принято решение от 24.01.06 N 310 о возврате названной выше суммы страховых взносов. Данное решение направлено в ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, которое оставлено без исполнения письмом руководителя налогового органа от 31.01.06 N УЕЮ09-05/2-903.

Предприниматель Камшина Е.М. обратилась в Инспекцию ФНС России по Ленинскому району г. Пензы с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в сумме 10825 руб. 06 коп. Письмом заместителя руководителя налоговой инспекции от 08.02.06 N УЕЮ09-05/3-1306 предпринимателю сообщено об оставлении заявления без исполнения.

Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обжаловал его в суд.

Арбитражный суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В силу статьи 2 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, федеральных законов “Об основах обязательного социального страхования“, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“, “Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации“ и “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“, иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Кроме этого, названной нормой закона предусмотрено, что правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ контроль за уплатой страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Федеральный закон от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ относит к доходам бюджетов Российской Федерации страховые взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Статья 2 названного закона закрепляет основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, на которые возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Согласно приложению N 11.1 к Федеральному закону “О бюджетной классификации Российской Федерации“ администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации средств, уплачиваемых в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является Федеральная налоговая служба.

Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не возлагает на органы ПФ РФ функции по принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных сумм страховых взносов. Следовательно, обязанность по возврату таких сумм страховых взносов лежит на налоговом органе как администраторе поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не регламентирует порядок зачета или возврата излишне сумм уплаченных страховых взносов, то подлежат применению соответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов. Пункт 3 приведенной статьи кодекса предусматривает, что плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Статьей
78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени.

В соответствии с пунктом 7 приведенной статьи кодекса сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Пункт 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Представленные в дело документы свидетельствуют о наличии у предпринимателя переплаты в сумме 10825 руб. 06 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых на накопительную часть трудовой пенсии. Указанные обстоятельства не оспариваются ни ответчиком, ни третьим лицом.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение налогового органа не соответствует законодательству о налогах и сборах и нарушает права заявителя на своевременный возврат излишне уплаченных сумм страховых взносов.

Учитывая изложенное, заявленные требования подлежат удовлетворению.

Заявитель при обращении в суд уплатил государственную пошлину в сумме 600 руб. Ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден. На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

признать недействительным проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации решение ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы от 08.02.06 N УЕЮ09-05/3-1306 об оставлении без исполнения заявления предпринимателя Ф.И.О. о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на накопительную часть пенсии, в сумме 10825 руб. 06 коп. и обязать налоговый орган произвести возврат названной суммы страховых взносов.

Возвратить предпринимателю Ф.И.О. из федерального бюджета государственную пошлину в
размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Пензенской области.