Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 17.05.2007, 21.05.2007 N КА-А40/4269-07 по делу N А40-6062/07-94-58 Заявление о признании недействительным постановления налогового органа о привлечении заявителя к административной ответственности за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции удовлетворено правомерно, так как протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя заявителя, а доказательств надлежащего уведомления заявителя о составлении протокола налоговым органом не представлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

17 мая 2007 г. Дело N КА-А40/4269-0721 мая 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 17 мая 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2007 года.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю., судей Агапова М.Р., Борзыкина М.В., при участии в заседании от ответчика: Р., доверенность от 13.03.2007, рассмотрев 17 мая 2007 г. в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве на решение от 09.03.2007 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Ерохиным А.П., по иску (заявлению) ЗАО “Вегат
Плюс“ об оспаривании постановления к Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “Вегат Плюс“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 49 по г. Москве по делу об административном правонарушении N 135/1 от 17.01.2007 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2007 требования были удовлетворены, суд исходил из грубых нарушений, допущенных при ведении дела, а также из недоказанности наличия в действиях общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 14.16 части 3 КоАП РФ.

Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить, поскольку считает его незаконным и необоснованным.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Общество, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, не явилось. В силу пункта 3 статьи 284 АПК РФ дело рассматривает без его участия.

Заслушав доводы Инспекции по кассационной жалобе, проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке, установленном ст. 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции не находит оснований к его отмене.

Как установлено судом, Инспекцией была проведена проверка ЗАО общества по вопросу контроля за соблюдением действующего законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Солнечногорская, д. 23 корп. 1.

Как следует из акта проверки N 135/2 от 23.11.2006, в ходе проверки было выявлено, что реализация алкогольной продукции производилась в отсутствие охранной сигнализации, что является нарушением п. 5 ст. 16, п. 1 ст. 26 Федерального
закона РФ N 171-ФЗ от 22.11.1995 “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ и п. 137 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (в редакции от 08.02.2006 N 80).

По факту выявленного правонарушения определением N 135/1 от 23.11.2006 возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол N 135/1 от 10.01.2007 об административном правонарушении в отношении заявителя.

По результатам рассмотрения дела было принято постановление от 17.01.2007 N 135/1 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 МРОТ.

Удовлетворяя заявленные обществом требования о признании незаконным постановления Инспекции о привлечении к административной ответственности, суд правомерно исходил из следующего.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду пункт 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 210 при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя.

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В
отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Протокол об административном правонарушении составлен без участия законного представителя общества. Доказательства надлежащего уведомления общества о составлении протокола и обеспечения ему возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Инспекцией не представлены, соответствующих записей протокол не содержит.

Как установлено судом, не оспаривается Инспекцией, уведомления о составлении протокола направлялись на 08.01.2006 и 09.01.2006, а фактически протокол составлен 10.01.2006. О составлении протокола в данный день общество не уведомлялось, протокол составлен без участия представителя общества.

Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.

Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд пришел к правильному выводу о неправомерном привлечении общества к административной ответственности.

Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2007 по делу N А40-6062/07-94-58 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.