Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 06.03.2007, 12.03.2007 N КА-А40/1424-07 по делу N А40-29639/06-129-218 Заявление о признании недействительным решения налогового органа об отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании устранить допущенное нарушение путем возврата уплаченной суммы удовлетворено правомерно, поскольку налоговым законодательством обязанность по проведению зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней возложена на налоговые органы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

6 марта 2007 г. Дело N КА-А40/1424-0712 марта 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2007 года.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2006 N 09АП-15681/2006-АК по делу N А40-29639/06-129-218, а не N А40-43013/06-87-229.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Туболец И.В., судей Борзыкина М.В., Латыповой Р.Р., при участии в заседании от заинтересованного лица: В. - дов. от 09.01.07 N 02/125, уд. N 207651, рассмотрев 06
марта 2007 года в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по г. Москве - заинтересованного лица на решение от 31.08.06 Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Фатеевой Н.В., на постановление от 30.11.06 N 09АП-15681/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Свиридовым В.А., Чепик О.Б., Захаровым С.Л., по делу N А40-43013/06-87-229 по заявлению ООО “Издательский дом “Охота и охотничье хозяйство“ о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по г. Москве и обязании зачесть излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование,

УСТАНОВИЛ:

ООО “Издательский дом “Охота и охотничье хозяйство“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по г. Москве (далее - инспекция) в проведении зачета излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Также просило обязать инспекцию провести зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по платежным поручениям от 28.02.05 N 22 на сумму 33000 руб., от 28.03.05 N 33 - 31000 руб., от 30.05.05 N 57 - 32000 руб., от 01.08.05 N 88 - 21500 руб. (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии) по КБК 18210202010061000160.

Решением названного арбитражного суда от 31.08.06, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.11.06, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, инспекция подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные. При этом сослалась на то,
что положения статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежат применению при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Также указала на то, что Федеральным законом от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм страховых взносов и порядок его проведения.

Отзыв на жалобу не поступил.

В судебном заседании представитель инспекции поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Общество уведомлено о месте и времени судебного разбирательства по жалобе в установленном порядке, его представитель на заседание суда кассационной инстанции не явился.

Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд кассационной инстанции не нашел оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов.

При рассмотрении дела суды двух инстанций установили, что платежными поручениями от 28.02.05 N 22 на сумму 33000 руб., от 28.03.05 N 33 на сумму 31000 руб., от 30.05.05 N 57 на сумму 32000 руб., от 01.08.05 N 88 на сумму 21500 руб. общество при уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ошибочно вместо кода бюджетной классификации 18210202010061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии) указало код бюджетной классификации 1821020202020200061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии).

24.01.06 общество обратилось в инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных сумм страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование.

Инспекция решением от 06.02.06 N 153311 отказа в проведении зачета со ссылкой на то, что согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога осуществляется при условии, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Общество оспорило это решение в судебном порядке.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В п. 1 ст. 25 названного Федерального закона предусмотрено, что контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 118-ФЗ имеет дату 05.08.2000, а не 09.08.2000.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах“ с 01.01.01 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

Согласно п. п. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога
производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В силу п. 13 ст. 78 НК РФ правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в указанной статье, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, который в силу ст. 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначается для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.

Страховые взносы, как на выплату страховой части трудовой пенсии, так и накопительной части трудовой пенсии, зачисляются в один и тот же государственный внебюджетный фонд.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.12.04 N 114н, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты обязательных платежей осуществляют администраторы поступлений в бюджет. Они ведут начисление, учет и взыскание, а также принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Пунктом 18 Порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.04 N 116н, предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.

В соответствии с пунктом 30 этого Порядка взаимодействие федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в
предоставлении федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно признали незаконным оспариваемое по делу решение инспекции об отказе в зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисленных ошибочно на неверный КБК.

Доводы кассационной жалобы свидетельствуют об ошибочном толковании законодательства, в связи с чем отклоняются.

Предусмотренных ст. 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных по делу судебных актов суд кассационной инстанции не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.2006 по делу N А40-29639/06-129-218, а не N А40-43013/06-87-229.

решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.08.06 по делу N А40-43013/06-87-229, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда
от 30.11.06 N 09АП-15681/2006-АК по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по г. Москве - без удовлетворения.