Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2007, 20.02.2007 N КА-А40/466-07 по делу N А40-41235/06-90-196 Согласно п. 5 ст. 173 Налогового кодекса РФ в случае, если лица, не являющиеся налогоплательщиками, выставляют покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС, то они обязаны исчислить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

15 февраля 2007 г. Дело N КА-А40/466-0720 февраля 2007 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2007.

Полный текст постановления изготовлен 20.02.2007.

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Русаковой О.И., судей Жукова А.В. и Тетеркиной С.И., при участии в заседании от заявителя: ОАО “ММК N 3“ (Г. - доверенность от 23.10.2006); от ответчика: ИФНС РФ N 14 (И. - доверенность от 28.12.2006 N 05-06/039643, удостоверение); от третьего лица: не участвуют, рассмотрев 15.02.2007 в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 14 по г. Москве,
налогового органа на решения от 01.08.2006 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Петровым И.О., на постановление 23.10.2005 N 09АП-13369/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Крекотневым С.Н., Сафроновой М.С., Кораблевой М.С., по заявлению ОАО “Московский мельничный комбинат N 3“ о признании частично недействительным решения к Инспекции ФНС России N 14 по г. Москве,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Московский мельничный комбинат N 3“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 14 по г. Москве (далее - Инспекция) о признании недействительным п. 2 решения налогового органа от 19.04.2006 N 18/285.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 01.08.2006 заявленные требования удовлетворены в связи с наличием у заявителя права на применение налоговых вычетов по НДС.

Постановлением от 23.10.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить со ссылкой на неправильное применение судом положений ст. 172 НК РФ, поскольку поставщик - Департамент продовольственных ресурсов г. Москвы не является плательщиком НДС.

Законность и обоснованность принятых по настоящему делу судебных актов проверяются в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу Общество указывает на несостоятельность ее доводов как не основанных на требованиях закона и фактических обстоятельствах дела, просит оставить обжалованные судебные акты. Отзыв на кассационную жалобу соответствует требованиям ст. 279 АПК РФ и приобщен к материалам дела.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества возражал против этих доводов по основаниям, изложенным в судебных актах
и представленном отзыве на кассационную жалобу.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения обжалованных решения и постановления судов.

Как усматривается из материалов дела и установлено судами, налогоплательщик 21 ноября 2005 года представил в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2005 года. По результатам проведенной камеральной проверки налоговой декларации и представленных заявителем документов Инспекцией 19.04.2006 принято решение N 18/285, п. 2 которого налогоплательщику предложено уменьшить на исчисленную в завышенных размерах сумму НДС подлежащую налоговому вычету, на 454545 руб.

В решении налоговый орган ссылается на счет-фактуру N 214/2 от 26.08.2004, выставленный Департаментом продовольственных ресурсов города Москвы, с заявленным по нему вычетом НДС в размере 454545 рублей.

Вычет в указанном размере не принят налоговым органом со ссылкой на письмо Управления МНС России по г. Москве от 21.08.2002 N 11-11н/38543, на основании которого Инспекция сделала вывод о том, что Департамент продовольственных ресурсов города Москвы не является плательщиком НДС, в связи с чем у него не возникает обязанности по выделению НДС в выставленных счетах-фактурах, в том числе по спорному документу, следовательно, у заявителя отсутствует право на предъявление к вычету налога, уплаченного продавцу - Департаменту.

Считая упомянутое решение в указанной части незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке.

Суд кассационной инстанции считает, что судебными инстанциями на основании исследования и оценки представленных доказательств сделан обоснованный вывод о том, что решение Инспекции в оспоренной части является незаконным, а также о том, что заявителем документально подтверждено право на налоговые вычеты в указанном размере.

При рассмотрении спора суды обоснованно
исходили из соблюдения налогоплательщиком установленного ст. 172 НК РФ порядка примененных налоговых вычетов.

Доводы кассационной жалобы являются позицией налогового органа по данному спору, были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.

При принятии оспоренного решения Инспекция не учла, что в данном письме рассматривалась конкретная ситуация, при которой Департамент продовольственных ресурсов города Москвы неправомерно принял к вычету НДС, уплаченного поставщикам при заключении государственных контрактов на выполнение государственного заказа, в конкретном налоговом периоде при отсутствии каких-либо операций, связанных с реализацией товаров (работ, услуг). Вопрос о правовом статусе Департамента в качестве плательщика НДС в целом не рассматривался Управлением МНС России по г. Москве.

В данном случае названный поставщик выступал не в качестве государственного заказчика, а в качестве продавца зерна городского резервного продовольственного фонда и не являлся субъектом операций, подпадающих под действие ст. 149 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 173 НК РФ в случае, если лица, не являющиеся налогоплательщиками, выставляют покупателю счет-фактуру с выделением суммы НДС, то они обязаны исчислить сумму налога, подлежащего уплате в бюджет.

Таким образом, обязанность по перечислению в бюджет НДС, удержанного с покупателя, ложится на лицо, не являющееся плательщиком налога на добавленную стоимость. Данная правовая позиция нашла отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.04.2006 N 15557/05.

По смыслу ст. ст. 171 и 172 НК РФ основанием для осуществления налогоплательщиком права на налоговый вычет является фактическая уплата НДС своему поставщику при наличии счета-фактуры и оприходования приобретенного товара.

Поскольку заявитель выполнил вышеназванные условия закона, суды правомерно признали за ним право на налоговый вычет. Документы, обосновывающие примененные налоговые вычеты и подтверждающие оплату заявленного к возмещению из
бюджета НДС, оценены судами и не оспариваются налоговым органом.

Доводы жалобы, как не свидетельствующие о судебной ошибке по делу и дающие иное неверное в отличие от судов толкование норм материального права, не являются основанием к изменению или отмене обжалованных судебных актов.

Таким образом, суд кассационной инстанции находит выводы судебных инстанций о применении норм права соответствующими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 01.08.2006 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 23.10.2005 N 09АП-13369/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-41235/06-90-196 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 14 по г. Москве - без удовлетворения.