Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21.12.2007 по делу N А60-29967/2007-С6 Поскольку на налоговом органе лежит обязанность по выявлению суммы задолженности по страховым взносам и направлению таких сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который уже самостоятельно производит начисление пеней и штрафов, заявление о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания штрафа по п. 2 ст. 27 ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ судом удовлетворено.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 21 декабря 2007 г. по делу N А60-29967/2007-С6

Резолютивная часть решения объявлена 21 декабря 2007 года.

Полный текст решения изготовлен 21 декабря 2007 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой

при ведении протокола судебного заседания судьей Л.В. Колосовой

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению

Гаражно-строительного кооператива “Пластик“

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга

о признании недействительным ненормативного акта налогового органа,

при участии:

от заявителя - Н.М. Демина, адвокат, доверенность от 18.08.2007 N 2; В.А. Борисов, председатель правления, протокол заседания правления N 30 от 17.05.2007;

от заинтересованного лица - Т.В. Саттарова, заместитель начальника, доверенность от 17.08.2007.

Лицам, участвующим в
деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено. Ходатайство заинтересованного лица о ведении в судебном заседании аудиозаписи судом удовлетворено. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Гаражно-строительный кооператив “Пластик“ обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения от 01.08.2007 N 11/111 в части взыскания штрафа в сумме 90927 руб. 86 коп. и пени в размере 47565 руб. 91 коп.

Заявитель считает, что оснований для взыскания штрафа и пени у налогового органа не имелось, ссылаясь на отсутствие вины в неуплате доначисленных налогов и на обстоятельства, смягчающие налоговую ответственность.

Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, представило отзыв, считает оспариваемое решение законным и обоснованным.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд

установил:

инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга была проведена выездная налоговая проверка Гаражно-строительного кооператива “Пластик“, в ходе которой установлен факты неуплаты налогоплательщиком единого социального налога за 2005 - 2006 годы, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2004 - 2006 годы, несвоевременного перечисления налога на доходы физических лиц. Кроме того, проверкой выявлен факт непредставления кооперативом налоговых деклараций по единому социальному налогу и непредставления в налоговый орган предусмотренных налоговым законодательством документов.

Результаты проверки оформлены актом N 11/111 от 27.06.2007, на основании которого налоговым органом вынесено решение N 11/111 от 01.08.2007 о доначислении кооперативу единого социального налога в сумме 137650 руб. 65 коп., страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 111420 руб., пени по единому социальному налогу в сумме 16946 руб. 67
коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 2477 руб. 04 коп., пени за неуплату страховых взносов в сумме 28142 руб. 20 коп. Кроме того, кооператив привлечен к налоговой ответственности по ст. 119, п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации и по п. 2 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“; общая сумма штрафных санкций составила 90927 рублей 86 копеек.

Не согласившись с решением налогового органа в части начисления пени и штрафов, кооператив обратился в арбитражный суд; в части начисления налогов и страховых взносов решение Инспекции не оспаривается.

Требования заявителя подлежат удовлетворению частично.

В силу ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора.

Таким образом, начисление пеней носит компенсационный характер, является способом обеспечения исполнения налоговых обязательств. В случае, если налог не уплачен налогоплательщиком в установленный срок, вне зависимости от причин, по которым обязанность по уплате налога не исполнена (кроме причины, указанной в п. 3 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации) налогоплательщику начисляется пеня в порядке, предусмотренном названной статьей. Возможность уменьшения размера пени, исчисленной по правилам ст.
75 Налогового кодекса Российской Федерации, законодательством не предусмотрена.

Как видно из материалов дела, кооперативу оспариваемым в части решением начислены пени по единому социальному налогу и налогу на доходы физических лиц. Факт неуплаты (неперечисления) налогов в установленные законодательством сроки и размер налогов, заявитель не оспаривает, ссылаясь на то, что не знал об изменениях налогового законодательства.

Таким образом, пени за неуплату единого социального налога в сумме 16946 руб. 67 коп., пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 2477 руб. 04 коп. доначислены кооперативу правомерно, оснований для признания решения Инспекции в данной части недействительным у суда не имеется.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона (в редакции, действующей до 01.01.2006) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона (в редакции, действующей с 01.01.2006) контроль за правильностью исчисления и за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами. Взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 3 данной статьи).

При этом в силу п. 2 ст. 25 Федерального закона налоговый орган обязан передавать соответствующему территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о
суммах задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также документы, подтверждающие наличие указанной задолженности. В свою очередь, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в трехмесячный срок со дня поступления от налоговых органов сведений о сумме задолженности направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов (п. 1 ст. 25.1 Федерального закона).

Таким образом, исходя из содержания изложенных норм, на налоговом органе лежит обязанность по выявлению суммы задолженности по страховым взносам и направлению таких сведений в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, который уже самостоятельно производит начисление пеней и штрафов. Правовые основания для применения налоговыми органами ответственности к плательщику страховых взносов за нарушения, предусмотренные п. 2 ст. 27 Федерального закона, и предложения к уплате пеней, начисленных на страховые взносы, отсутствуют.

Таким образом, оспариваемое решение Инспекции следует признать недействительным в части предложения уплатить пени за неуплату страховых взносов в сумме 28142 руб. 20 коп. и в части привлечения к ответственности по п. 2 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ в виде штрафа в сумме 22284 руб.

Материалами дела подтверждается, что в действиях кооператива имеются составы налоговых правонарушений, ответственность за которые предусмотрена п. 1, 2 ст. 119, п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Заявитель факты неуплаты единого социального налога за 2005 - 2006 годы, непредставления налоговых деклараций по единому социальному налогу и непредставления в налоговый орган предусмотренных налоговым законодательством документов не оспаривает. Таким образом, к налоговой ответственности по указанным выше статьям в виде штрафов в общей сумме
68643 руб. 86 коп. налогоплательщик привлечен правомерно.

Вместе с тем суд считает, что размер наложенных на кооператив штрафов подлежит уменьшению, исходя из следующего.

В силу ст. 112 Налогового кодекса Российской Федерации при наложении санкций за налоговые правонарушения судом учитываются обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, перечень которых установлен частью 1 названной статьи и не является исчерпывающим. В соответствии п. 3 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее, чем в два раза.

Из материалов дела видно, что у налогоплательщика имеются смягчающие ответственность обстоятельства: налоговое правонарушение совершено им впервые, работниками кооператива и его членами являются пенсионеры, из взносов которых и будут затем выплачиваться налоговые санкции (названные обстоятельства Инспекция не оспаривает). Кроме того, суд учитывает, что кооператив является некоммерческой организацией, основан на личном трудовом участии граждан-пенсионеров и основной целью его создания является эксплуатация гражданами гаражей.

Исходя из изложенного, суд считает возможным в соответствии со ст. 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации размер штрафов, подлежащих взысканию с заявителя уменьшить в три раза до 22881 руб. 29 коп. и в данной части удовлетворить требования заявителя.

Довод налогового органа о том, что материалами дела не подтверждается наличие у кооператива тяжелого материального положения, в связи с чем оснований для снижения размера штрафов не имеется, судом отклоняется, поскольку основанием для снижения размера штрафа является наличие смягчающих обстоятельств, к которым относится не только тяжелое материальное положение, но и другие обстоятельства (совершение правонарушения впервые и иные обстоятельства, признанные судом смягчающими).

При таких обстоятельствах требования заявителя следует удовлетворить частично.

В порядке распределения судебных расходов
с налогового органа подлежит взысканию госпошлина пропорционально размеру удовлетворенных требований кооператива.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

требования Гаражно-строительного кооператива “Пластик“ удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга от 01.08.2007 N 11/111 в части предложения уплатить пени по страховым взносам в Пенсионный фонд в сумме 28142 руб. 20 коп., а также в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, в виде штрафа в сумме 22284 руб. и в части взыскания налоговых санкций по п. 1, 2 ст. 119, п. 1 ст. 126, п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в общей сумме 45762 руб. 57 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (местонахождение: 620085, г. Екатеринбург, ул. Титова, 3) в пользу Гаражно-строительного кооператива “Пластик“ государственную пошлину в размере 1389 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанцией можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного
апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации взысканная по делу госпошлина подлежит уплате добровольно в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. В подтверждение добровольной уплаты госпошлины заинтересованное лицо должно представить суду подлинный платежный документ с отметкой банка о его исполнении.

При непоступлении в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда доказательства добровольной уплаты госпошлины выдать исполнительный лист на ее взыскание в принудительном порядке.

Судья

КОЛОСОВА Л.В.