Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Тыва от 20.11.2008 N 3/44-08 О Конституционном суде Республики Тыва.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 20 ноября 2008 г. N 3/44-08

Верховный суд Республики Тыва в составе:

председательствующего Чикашовой М.Н.,

при секретаре Н.

с участием представителя Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва О.С, представителя Председателя Правительства Республики Тыва А.М., представителя заинтересованного лица - Конституционного суда Республики Тыва О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Тыва М.И. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 N 1300 ВХ-1 “О Конституционном суде Республики Тыва“ в части

установил:

Первый заместитель прокурора Республики Тыва М.И. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзаца 2
статьи 7 в части слов “в части, не противоречащей федеральному законодательству“, абзаца 1 статьи 29 в части слов “и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом“, статьи 11 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 N 1300 ВХ-1 “О Конституционном суде Республики Тыва“, опубликованного в сборнике “Собрание законодательства Республики Тыва“ от 25.11.2003 N 5.

Как указывает заявитель, частью 2 статьи 7 Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 N 1300 ВХ-1 “О Конституционном суде Республики Тыва“ (далее - Конституционного закона республики) нарушен принцип единства судебной системы Российской Федерации и данная норма допускает возможность принятия решения Конституционным судом Республики Тыва, противоречащего нормам федерального законодательства.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерацию“ судья, впервые избранный на должность, приносит в торжественной обстановке присягу следующего содержания: “Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть“. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этих судов. Судьи других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

В нарушение установленного Законом Российской Федерации текста присяги и порядка ее принесения статьей 11 Конституционного закона закреплено, что председатель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного суда Республики Тыва. Судья Конституционного суда Республики Тыва приносит присягу следующего содержания: “Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Республики Тыва,
подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва и федеральным законам“.

Статьей 3 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“ установлена обязанность судей: неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и закона.

Частью 2 статьи 5 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерацию“ также предусмотрено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Однако частью 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Тыва установлено, что судьи Конституционного суда Республики Тыва независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом.

Данной нормой нарушен основополагающий принцип организации судебной системы Российской Федерации - принцип единства статуса судей и их независимости.

Кроме того, данная норма противоречит части 1 статьи 15, пункту “о“ статьи 71, частям 1 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, устанавливающим, что судоустройство относится к предметам ведения Российской Федерации, регулирование которых осуществляется федеральными конституционными и федеральными законами.

Применение оспариваемых норм Конституционного закона Республики Тыва “О Конституционном суде Республики Тыва“ нарушает интересы Российской Федерации, поскольку вышеназванные нормы Закона Республики Тыва противоречат федеральному законодательству.

Представитель прокурора Республики Тыва М. в судебное заседание не явилась, предоставив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором также поддержала заявление по указанным основаниям в полном объеме.

Представитель Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва О.С. требования прокурора признала частично, возражая против удовлетворения требования о признании противоречащей федеральному законодательству статьи 11 Конституционного закона Республики Тыва.

Представитель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва в судебное заседание не явился.

Представитель Председателя Правительства Республики Тыва А.М. заявление заместителя прокурора Республики Тыва признал, заявив также, что нарушена процедура принятия закона, предусмотренная
регламентом. Закон должен быть принят в трех чтениях. После принятия закона во втором чтении на сессии было решено вернуться ко второму чтению для принятия поправок. После чего, не переходя к третьему чтению, закон был принят в целом. Кроме того, Президент (а в последствии Председатель Правительства) Республики Тыва отклонил принятый конституционный закон, направив его для повторного принятия со своими предложениями, которые он изложил в письмах от 01.04.2002 и 11.11.2002. Предложения, изложенные в письме от 01.04.2002, Законодательной палатой не обсуждались и не принимались, хотя в закон внесены. Считает, что суду необходимо признать Конституционный закон недействующим с момента принятия.

Представитель заинтересованного лица - Конституционного суда Республики Тыва О.Н. возражал против удовлетворения заявления в части признания противоречащей федеральному законодательству ст. 11 Конституционного закона Республики Тыва, пояснив, что оспариваемая норма соответствует федеральному законодательству.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии с ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В части 2 статьи 7 Конституционного закона Республики Тыва предусмотрено, что решения Конституционного суда Республики Тыва обязательны на всей территории Республики Тыва для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления
в части, не противоречащей федеральному законодательству.

Статьей 3 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации“ закреплен принцип единства судебной системы, который обеспечивается путем применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерация, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу. Согласно ст. 6 данного закона обязательность судебных постановлений подразумевает, что вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Часть 2 статьи 7 Конституционного закона Республики Тыва предполагает исполнение решений Конституционного суда Республики Тыва в части, не противоречащей федеральному законодательству.

Данная норма допускает возможность принятия решения Конституционным судом Республики Тыва, противоречащего нормам федерального законодательства, что недопустимо в силу абзаца 4 статьи 3 Федерального конституционного закона.

Таким образом, указанной нормой Конституционного закона республики нарушен принцип единства судебной системы Российской Федерации, установленный Федеральным конституционным законом, и она подлежит признанию недействующей в части слов “в части, не противоречащей федеральному законодательству“.

Частью 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Тыва установлено, что судьи Конституционного суда Республики Тыва независимы и руководствуются при осуществлении своих полномочий только
Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом.

Статьей 3 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“ установлена обязанность судей: неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и закона.

Частью 2 статьи 5 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“ также предусмотрено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону.

Часть 1 статьи 29 Конституционного закона Республики Тыва, регламентирующая, что судьи Конституционного суда Республики Тыва при осуществлении своих полномочий руководствуются только Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом, противоречит Закону РФ “О статусе судей в Российской Федерации“, нарушает основополагающий принцип организации судебной системы Российской Федерации - принцип единства статуса судей и их независимости и подлежит признанию недействующей в данной части.

В соответствии с ст. 11 Конституционного закона Республики Тыва Председатель Палаты представителей Великого Хурала Республики Тыва приводит к присяге лицо, назначенное на должность судьи Конституционного суда Республики Тыва.

Судья Конституционного суда Республики Тыва приносит присягу следующего содержания: “Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного суда Республики Тыва, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Тыва и федеральным законам“.

Заявитель считает, что данная норма противоречит частям 1 и 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 N 3132-1 “О статусе судей в Российской Федерации“, устанавливающим иной текст присяги судей и иной порядок принесения ее судьей.

Суд находит доводы заявителя несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“ все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими
предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Такая же норма закреплена в ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации“.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации“ порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В п. 5 ст. 11 Закона РФ “О статусе судей в Российской Федерации“ установлено, что судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

Таким образом, принесение судьей присяги является юридическим фактом (действием), с которым федеральный законодатель связывает возникновение прав и обязанностей лица, наделяемого судейскими полномочиями.

Исходя из этого, принесение судьей присяги является элементом наделения полномочиями судей, и поскольку в ч. 4 ст. 13 Федерального конституционного закона установлено, что порядок наделения полномочиями судей конституционных судов субъектов РФ может устанавливаться законами субъектов Российской Федерации, ст. 11 Конституционного закона Республики Тыва не противоречит федеральному законодательству.

Заявление прокурора в данной части удовлетворению не подлежит.

Судом также было проверено заявленное представителем Председателя Правительства Республики Тыва основание для признания недействительным нормативного правового акта - нарушение процедуры принятия Конституционного закона Республики Тыва.

Согласно с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что оспариваемый Конституционный закон был принят 28 ноября 2001 года в первом чтении, 24 декабря 2001 г. - во втором чтении. На 47 сессии Верховного Хурала РТ 30 января 2002 г. было принято решение о возврате ко второму чтению, так как были представлены поправки в связи с изменением федерального законодательства. После этого на той же сессии закон был принят в целом.

В соответствии со ст. ст. 76, 77 Регламента Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, утвержденного Законом Республики Тыва от 10 сентября 1998 года N 26, принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет Верховного Хурала для устранения, с участием государственно-правового управления Аппарата Верховного Хурала, возможных внутренних противоречий, установление правильных взаимосвязей статей и редакционной правки ввиду изменения текста законопроекта при втором чтении. При третьем чтении законопроекта не допускается внесение в него поправок и возвращение к его обсуждению в целом либо по отдельным статьям, главам, разделам. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Верховного Хурала, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении к процедуре второго чтения законопроекта.

Поскольку из протокола сессии видно, что законопроект был готов для принятия в третьем чтении, возврат ко второму чтению и принятие после этого закона в целом (что и предполагается при принятии его в третьем чтении) не нарушает предусмотренную процедуру принятия законопроекта.

Также не состоятельны доводы о нарушении процедуры повторного рассмотрения законопроекта после отклонения его Президентом (Председателем Правительства) Республики Тыва.

В соответствии со ст. ст. 109, 110, 111 Регламента Законодательной палаты Великого Хурала Республики Тыва, утвержденного постановлением Законодательной
палаты Великого Хурала Республики Тыва от 14 октября 2002 г. N 19 ЗП-1, Конституционные законы Республики Тыва и законы Республики Тыва в течение 10 дней направляются Законодательной палатой Председателю Правительства Республики Тыва для подписания и обнародования. Если Председатель Правительства Республики Тыва в течение 14 дней со дня поступления закона отклонит его, то Законодательная палата вновь рассматривает данный закон. Закон, отклоненный Председателем Правительства Республики Тыва, передается Советом Законодательной палаты на заключение в ответственный комитет, который рассматривает в течение 10 дней мотивы решения Председателя Правительства Республики Тыва об отклонении закона, принятого Законодательной палатой. По итогам рассмотрения ответственный комитет вносит проект постановления Законодательной палаты, в котором может содержаться один из следующих вариантов решения: принять закон в редакции, предложенной Председателем Правительства Республики Тыва и др. Совет Законодательной палаты по получении заключения ответственного комитета включает во внеочередном порядке вопрос о повторном рассмотрении закона в проект повестки работы Законодательной палаты на очередное заседание. Повторное рассмотрение закона, отклоненного Председателем Правительства Республики Тыва, начинается с выступления полномочного представителя Председателя Правительства Республики Тыва в Великом Хурале Республики Тыва либо иного официального представителя Председателя Правительства Республики Тыва. Затем излагается заключение ответственного комитета, и принимается одно из постановлений, указанных в статье 110 настоящего Регламента.

Из письма Президента РТ Д. от 1 апреля 2002 г. N 3-195-ШО видно, что Конституционный закон, принятый Верховным Хуралом РТ 30 января 2002 г., был отклонен и направлен Председателю Верховного Хурала РТ на доработку с предложением внести изменения в ряд статей.

В письме Председателя Правительства РТ от 11 ноября 2002 г. N 434 также изложены дополнительные предложения по проекту
Конституционного закона “О Конституционном суде Республики Тыва“.

Допрошенный в качестве свидетеля Б.Б. пояснил, что являлся депутатом Верховного Хурала РТ и заместителем председателя Комитета по законодательству и конституционно-правовой политике Верховного Хурала РТ (после - Председателем Комитета). Письмо Президента от 01.04.2002 было рассмотрено Комитетом, составлена таблица поправок, и данный вопрос был вынесен на рассмотрение сессии в апреле 2002 г. Так как не было кворума и заканчивался срок полномочий Верховного Хурала РТ, вопрос рассмотрен не был. Затем в мае 2002 г. был избран Великий Хурал РТ, депутатом Законодательной палаты которого он также являлся. В ноябре 2002 г. вернулись к рассмотрению данного вопроса, включили 4 ноября на заседании Комитета данный вопрос в повестку дня, таблица поправок была. После по письму от 11 ноября 2002 г. также была составлена таблица поправок. При рассмотрении на сессии должны быть две таблицы. Все поправки Председателя Правительства были рассмотрены.

Допрошенная в качестве свидетеля Х. пояснила, что она присутствовала в качестве полномочного представителя Председателя Правительства РТ на сессии Законодательной палаты Великого Хурала РТ 18 ноября 2002 г., когда повторно рассматривался отклоненный законопроект. В материалах сессии было два письма Председателя Правительства с предложенными им поправками в рассматриваемый законопроект. О том как они принимались детально не помнит, но по всем поправкам Председателю Правительства было доложено, и он согласился с принятым конституционным законом полностью.

Аппаратом Законодательной палаты ВХ РТ не представлена суду таблица поправок по письму от 01.04.2002, однако данное обстоятельство не может служить доказательством нарушения процедуры принятия законопроекта, поскольку из протокола сессии Законодательной палаты ВХ РТ от 18 ноября 2002 г. видно, что рассматривались все предложения, внесенные Председателем Правительства РТ, рассмотренные до этого на заседании Комитета, что также подтверждается показаниями свидетелей Б.Б. и Х.

Также из постановления Законодательной палаты ВХ РТ от 18 ноября 2002 г. о повторном принятии Конституционного закона видно, что письмо от 1 апреля 2002 г. N 3-195-ШО рассматривалось.

Конституционный закон РТ N 1300-ВХ “О Конституционном суде Республики Тыва“ подписан Председателем Правительства Республики Тыва 4 января 2003 г.

Таким образом, процедура принятия Конституционного закона не нарушена.

Поскольку суд пришел к выводу, что ст. 11 Конституционного закона соответствует федеральному законодательству, заявление первого заместителя прокурора РТ подлежит удовлетворению частично.

Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Суд считает необходимым признать абзац 2 статьи 7 в части слов “в части, не противоречащей федеральному законодательству“ и абзац 1 статьи 29 в части слов “и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом“ Конституционного закона РТ N 1300 ВХ “О Конституционном суде Республики Тыва“ противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия закона.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 ГПК РФ сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете “Тувинская правда“ и сборнике “Собрание законодательства Республики Тыва“.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление первого заместителя прокурора Республики Тыва М.И. удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия:

абзац 2 статьи 7 в части слов “в части, не противоречащей федеральному законодательству“;

абзац 1 статьи 29 в части слов “и руководствуются при осуществлении своих полномочий только Конституцией Республики Тыва и настоящим Конституционным законом“ Конституционного закона Республики Тыва от 04.01.2003 N 1300 ВХ-1 “О Конституционном суде Республики Тыва“.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в газете “Тувинская правда“ и сборнике “Собрание законодательства Республики Тыва“.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий

М.Н.ЧИКАШОВА