Решения и определения судов

Определение Липецкого областного суда от 22.10.2008 N 33-1993/2008 Условием распространения на жен и родителей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей, льгот, установленных Федеральным законом “О ветеранах“ для участников ВОВ, является то обстоятельство, что погибшие были военнослужащими и погибли при исполнении обязанностей военной службы.

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 октября 2008 г. по делу N 33-1993/2008

Судья Нагайцева Л.А.

Докладчик Москаленко Т.П.

22 октября 2008 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе

председательствующего Брик Г.С.

судей Москаленко Т.П., Киселева А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе истцов Б., Г., Т. на решение Грязинского городского суда Липецкой области от 27 августа 2008 года, которым постановлено:

Б., Г., Т. отказать в иске к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Грязинском районе Липецкой области о признании права на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года
и выплате ЕДВ из расчета 2012 рублей с последующей индексацией.

Заслушав доклад судьи Москаленко Т.П., судебная коллегия

установила:

Б., Т., Г. обратились в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда в Грязинском районе о признании за ними права на получение ежемесячных денежных выплат в размере, установленном для родителей и жен военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей для участников Великой Отечественной войны с 1 января 2005 года и выплате ЕДВ из расчета 2012 рублей с последующей индексацией. Свои требования обосновывали тем, что Б., Т., Г. являются, соответственно вдовами и матерью погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников милиции. С 1 января 2005 года им назначены ежемесячные денежные выплаты по категории членов погибших участников Великой Отечественной войны на основании п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ в размере 805 рублей. Истцы полагали, что ответчик обязан произвести перерасчет размера ЕДВ с 1 января 2005 года - момента вступления в законную силу изменений законодательства, установленных ФЗ N 122-ФЗ в части замены реальных льгот денежной компенсацией из расчета 2012 рублей с последующей индексацией.

Представитель ответчика по доверенности М. иск не признала, полагая, что правовых оснований для его удовлетворения не имеется.

Суд постановил по делу решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В кассационной жалобе истцы просят решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального права.

Обсудив изложенные в жалобе доводы, проверив материалы дела, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Согласно п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам
семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

ФЗ от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (вступившим в законную силу 1 января 2005 года) была осуществлена замена части льгот, предоставляемых в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой, направленной на восполнение потерь указанным лицам, ранее являющихся получателями натуральных льгот.

В силу п. 4 ст. 23.1 ФЗ “О ветеранах“, размер ежемесячной денежной выплаты определен для участников Великой Отечественной Войны в сумме - 2049 руб., а для членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий из числа военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте - в размере, на момент установления - 820 руб.

Судом установлено, что Б. является вдовой капитана милиции Б., проходившего службу в Грязинском РОВД, погибшего 15 марта 1985 года при исполнении служебных обязанностей. Т. является вдовой начальника ЛОВД на ст. Грязи, погибшего 18 июля 1996 года при исполнении служебных обязанностей. Г. является матерью Г., сотрудника милиции погибшего 07.06.1998 года при исполнении служебных обязанностей.

Истцы получают ежемесячную денежную
выплату по категории “члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий“ на основании п. 1 ст. 21 ФЗ “О ветеранах“ в размере 805 рублей.

Суд тщательным образом проверил доводы истцов о том, что ежемесячная денежная выплата подлежит назначению истцам как лицам, приравненным в части пользования льготами к участникам ВОВ с 1 января 2005 года в размере 2012 рублей, проанализировал законодательство, касающееся данных правоотношений, и пришел к обоснованному выводу о том, что ежемесячные денежные выплаты выплачиваются ответчиком правильно и оснований для назначения их в размере, установленном для участников ВОВ не имеется.

Так, статьей 7 Закона СССР N 313-1 от 1 августа 1989 года “О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения“ на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, распространяются льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Конституционный суд РФ в своем определении N 331-О-П от 4 апреля 2007 года “По жалобе гражданки У. на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального Закона “О ветеранах“, пунктом 19 статьи 44 и пунктом 5 статьи 154 Федерального Закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и “Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации“ высказал свою правовую позицию в отношении единовременных выплат отдельным категориям граждан в РФ, указал, что взаимосвязанные положения статьи 23.1 ФЗ “О ветеранах“ и п. 19. ст. 44 Федерального Закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ не допускают установление женам военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, у которых до 1 января 2005 года в соответствии с Законом СССР “О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения“ возникло и было реализовано право пользования льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, ежемесячной денежной выплаты в размере не ниже размера данной выплаты, назначаемой в настоящее время в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 ст. 23.1 “О ветеранах“ участникам Великой Отечественной войны.

Согласно ст. 6 ФЗ “О системе государственной службы Российской Федерации“ от 27.05.2003 года военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания. Согласно ст. 7 того же закона правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы, в государственных органах, службах, учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и чины.

Исходя из анализа приведенных норм
права, условием распространения льгот на жен и родителей, установленных для участников ВОВ является то обстоятельство, что погибшие являлись военнослужащими, погибли при исполнении обязанностей военной службы.

Поскольку Б., Т., Г. являлись сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими не являлись, и погибли при исполнении служебных обязанностей, то верен вывод суда о том, что правовых оснований для применения норм, содержащихся в ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 года N 313-1 “О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения“ не имеется.

Ссылки кассаторов на Законы РФ от 21 июля 1993 года N 5481-1 и ФЗ от 16 мая 1995 года N 75-ФЗ несостоятельны, поскольку указанные законы касаются дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, проходившим военную службу на территориях Закавказья, Прибалтики, Республики Таджикистан, в Чеченской Республике.

Каких-либо доказательств того, что Б., Г., Т. погибли на указанных территориях, в зоне боевых действий истцами не представлено. Из материалов дела видно, что Б. и Г. погибли при непосредственном исполнении своих служебных обязанностей в г. Грязи, а Т. погиб в дорожно-транспортном происшествии, следуя по служебной необходимости.

Доводы кассационной жалобы, направленные на иную оценку установленных по делу обстоятельств и иное толкование закона не могут повлечь отмену законного и обоснованного судебного решения.

Руководствуясь ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Грязинского городского суда от 27 августа 2008 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б., Г., Т. - без удовлетворения.