Решения и определения судов

Определение Воронежского областного суда от 14.10.2008 по делу N 33-3035 Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы. (Извлечение)

ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 октября 2008 г. по делу N 33-3035

(извлечение)

Я.Е.К. обратился в суд с иском к ОГУ “Управление социальной защиты населения Воронежской области“, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации вреда здоровью, назначении указанных выплат в определенном размере и просил взыскать с ответчиков солидарно за период с 01.07.2000 по 31.03.2007 года задолженность по этим выплатам на него и дочь с учетом индексации в размере 135967 рублей 58 коп. и 14068 рублей 23 коп. соответственно; назначить компенсацию по возмещению вреда здоровью на приобретение продовольственных товаров с 01.04.2008 года
в размере 2050 рублей 31 коп., ежегодную разовую компенсацию на оздоровление с января 2008 года в размере 3 417 рублей 19 коп., с последующей индексацией этих сумм в соответствии с законодательством РФ. При этом взыскание, назначение и выплаты просил производить за счет средств бюджета РФ, выделяемых специально на эти цели, а при недостаточности или отсутствии - за счет средств казны РФ.

Свои требования мотивировал тем, что является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидом 1 группы. Ему и его дочери с 1986 года до 05.09.2002 года на основании п. 22 ст. 14 и ст. 39 базового Закона РСФСР от 15.05.1991 года N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ назначены выплаты в счет возмещения вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров. Считает, что размер выплат неверен, указанные выплаты должны быть проиндексированы с учетом положений законодательства об их индексации: с 01.07.2000 года - пропорционально росту минимального размера оплаты труда, с 01.01.2002 года - пропорционально росту величины прожиточного минимума, с 01.01.2005 года - с учетом коэффициента инфляции, закладываемого в федеральный бюджет на очередной финансовый год. Кроме того, несвоевременные выплаты должны быть индексированы согласно индексам потребительских цен по Воронежской области.

Решением Коминтерновского райсуда г. Воронежа от 17.06.2008 года в удовлетворении исковых требований Я.Е.К к ОГУ “Управление социальной защиты населения Воронежской области“, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации вреда здоровью, назначении указанных выплат в определенном размере отказано.

В кассационной жалобе Я.И.А. просит отменить указанное решение, ссылаясь на его незаконность
и необоснованность, и дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.

Судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Я.Е.К. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи С чем с 17.10.2002 года ему установлена 1 группа инвалидности. Ему и его дочери назначены выплаты в счет возмещения вреда здоровью и на приобретение продовольственных товаров.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены п. 22 ст. 14 и ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ с последующими изменениями.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000 года N 122-ФЗ “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ“, в соответствии с которым, исчисление указанных выплат производится в твердых размерах исходя из базовой суммы 100 рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. N 11-П указанные нормы признаны не противоречащими Конституции РФ в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе, в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

При этом ч. 3 ст. 5 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация
которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Исходя из правовой позиции, высказанной Верховным Судом РФ, денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация вреда здоровью, предусмотренные п. 22 ст. 14 и ст. 39 Закона РФ “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“, не подлежат защите от инфляции наряду с ежемесячными выплатами в возмещение вреда здоровью, поскольку размеры данных выплат определены в твердой денежной сумме.

Вместе с тем, ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, индексации указанных сумм в ином порядке законодателем не предусмотрено.

При этом установление и пересмотр указанных социальных выплат является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом возможностей государства за счет средств бюджета.

Вместе с тем, Постановлениями Правительства РФ от 27.12.2004 года N 847, от 07.05.2005 года N 292, от 25.05.2005 года N 326, от 25.04.2006 года N 246, от 21.03.2007 года N 171 установлены коэффициенты индексации, а исходя из них и размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Как видно из представленной справки филиала ОГУ “УСЗН Воронежской области“ Коминтерновского района г. Воронежа, которая истцом не оспаривается, все причитающиеся ему выплаты произведены в соответствии с указанными постановлениями с учетом индексации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции, всесторонне исследовав доводы сторон, представленные доказательства, проанализировав правовые нормы, регулирующие сложившиеся правоотношения, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для перерасчета указанных
сумм в порядке, предлагаемом истцом.

Решение постановлено при правильном толковании и применении норм материального права.

Доводы Ф.И.О. приведенным в ходе судебного разбирательства, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, сводятся к субъективному толкованию норм права и не могут повлечь отмену постановленного решения.