Решения и определения судов

Решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 11.07.2008 по делу N 3-57/08 О признании недействующим Закона РС(Я) от 19.06.2007 470-З N 957-III “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) отдельными государственными полномочиями РФ по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, переданными органам государственного управления РС(Я)“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 июля 2008 г. по делу N 3-57/08

Верховный суд РС(Я) в составе председательствующего Пуховой Е.В., при секретаре Петуховой О.Е., с участием прокурора Рязанской А.Д., представителя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Иванова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутск

11 июля 2008 г.

дело по заявлению прокурора Республики Саха о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению отдельных положений Закона Республики Саха “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов РС(Я) отдельными государственными полномочиями РФ по выплате пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью, переданным органам государственного управления
РС(Я) со дня принятия решения суда суд

установил:

В официальном источнике публикации, видимо, допущена опечатка: Закон РС(Я) от 19.06.2007 имеет номер 470-З N 957-III, а не 958-111.

Государственным Собранием (Ил Тумэн) принят Закон Республики Саха (Якутия) “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью, переданным органам государственного управления Республики Саха (Якутия)“ от 19.06.07 г. N 958-111 (далее Закон РС(Я).

Закон опубликован “Якутские ведомости“, N 64, 28.07.2007 г., “Ил Тумэн“, N 30, 03.08.2007 г.

Прокурор Республики Саха обратился в суд с заявлением о признании Закона РС(Я) противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

На судебном заседании представитель Прокуратуры РС Рязанская А.Д. заявление поддержала и суду пояснила, что указанным Законом РС предусмотрено наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Саха государственными полномочиями в части выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, хотя данные полномочия переданы Российской Федерацией органам государственной власти Республики Саха на основании Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ без права их последующей передачи органам местного самоуправления.

В официальном источнике публикации, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 24 части 2 статьи 26.3, а не часть 6 статьи 23.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“.

Представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Иванов П.В. требования прокурора не признал и суду пояснил, что социальная защита, а также социальная поддержка в виде выплаты государственных
пособий, в том числе единовременных пособий, при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ и, в соответствии с ч. 6 ст. 23.3 ФЗ “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав представителей сторон, суд считает, что заявление прокурора Республики Саха подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ от 6.10.1999 г. N 184-ФЗ с изменениями и дополнениями полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления только в случае, если такое право предоставлено им федеральными законами, предусматривающими передачу соответствующих полномочий Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В официальном источнике публикации, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 81-ФЗ издан 19.05.1995, а не 9.05.1995.

В соответствии с преамбулой и ст. ст. 3, 4, 4.1 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ от 9.05.1995 г. N 81-ФЗ с изменениями и дополнениями в Российской Федерации установлена единая система государственных пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, и одним из видов таких пособий является единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.

Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в соответствии со ст. ст. 4,
4.1 Федерального закона “О государственных пособиях граждан, имеющих детей“ является расходным обязательством Российской Федерации и финансируется за счет средств Федерального фонда компенсаций, образованного в составе федерального бюджета путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации соответствующих субвенций.

Контроль за целевым расходованием субъектами Российской Федерации предоставленных за счет средств Федерального фонда компенсаций субвенций осуществляет специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Текст дан в соответствии с официальным источником публикации.

В соответствии с положениями ст. 4.1 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия по назначению и выплате государственного единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью и не предоставлено право передачи этих полномочий органам местного самоуправления в порядке, установленном ст. 19 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В официальном источнике публикации, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства РФ от 30.12.2006 “О предоставлении субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью“ имеет номер 847, а не 84.

Правила предоставления в 2007 г. субвенций из Федерального фонда компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 847 предусматривают аккумулирование субвенций в региональных фондах компенсаций с целью последующего предоставления денежных средств органам местного самоуправления на выплату уже назначенных уполномоченным органом государственной власти Республики Саха пособий и не регулирует вопросы наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Приложение к Закону Республики Саха, определяющее перечень органов местного самоуправления,
которым переданы государственные полномочия и Методика расчета нормативов для определения общего объема субвенций на выплату единовременного пособия по указанным основания вступает в противоречие с федеральным законодательством.

Пункт 4 ст. 7 Закона Республики Саха также вступает в противоречие с федеральным законодательством.

В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“ законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать перечень подлежащих передаче в пользование и управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления или порядок определения данного перечня.

Пункт 4 ст. 7 Закона Республики Саха устанавливает, что передача органам местного самоуправления материальных средств для осуществления ими отдельных государственных полномочий не предусматривается.

Руководствуясь ст. 253 ГПК РФ суд

решил:

признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закон Республики Саха “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха отдельными государственными полномочиями по выплате единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения в семью, переданным органом государственного управления Республики Саха“ от 19.062007 г. N 958-111 со дня принятия решения суда.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий:

Е.В.ПУХОВА.