Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.04.2008 по делу N А19-3858/07-36-39 В удовлетворении требований о признании недействительным предписания об устранении нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности, отказано, поскольку оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2008 г. по делу N А19-3858/07-36-39

Судья Арбитражного суда Иркутской области Титов В.М., при ведении протокола судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОГУ “Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангара в городе Иркутске“

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области

о признании недействительным предписания

при участии в заседании

заявителя: Кузнецов П.В., дов. от 26.02.2008

ответчика: Бурзаева Е.А., дов. N 10 от 26.02.2008; Беркович Н.Д., дов. 31 от 09.01.2008; Володина Л.В., дов. N 11 от 26.02.2008

установил:

областное государственное учреждение “Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангара в городе Иркутске“ обратилось в арбитражный суд
с заявлением о признании недействительным предписания N 2 от 09.02.2007 об устранении нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности, выданного Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области.

Решением суда от 4 мая 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2007 года решение суда первой инстанции отменено, предписание от 09.02.2007 N 2 ТУ ФСФБН признано недействительным, как не соответствующее Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти“, Постановлению Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009 “Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации“.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 января 2008 года решение суда от 4 мая 2007 года, постановление апелляционной инстанции от 24 июля 2007 года по данному делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Иркутской области.

При новом рассмотрении представитель ОГУ требования, изложенные в заявлении, поддержал. Считает, что письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству “Об индексах изменения сметной стоимости“ не являются нормативными правовыми актами, носящими властный, обязательный характер. Кроме того, в обоснование незаконности предписания указал на применение учреждением индексов изменения сметной стоимости в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, и надлежащее исполнение указанных рекомендаций Агентства, поскольку при итоговых взаиморасчетах за выполненные работы в 2006 году учреждением использовались дифференцированные индексы по видам работ, разрабатываемые региональными органами по ценообразованию в строительстве и утвержденные Администрацией Иркутской области.

Ответчик заявленные требования не признал.

В судебном заседании 22.04.2008 объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей
163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, до 15 часов 29.04.2008, по окончании которого рассмотрение дела продолжено.

Как следует из материалов дела, в период с 16.01.2007 по 31.01.2007 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области проведена проверка эффективности расходования областным государственным учреждением “Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангара в городе Иркутске“ средств, предусмотренных на реализацию Федеральных целевых программ и Федеральной адресной инвестиционной программы на 2006 год в Федеральном законе “О Федеральном бюджете на 2006 год“, за 2006 год.

При проверке правильности применения индексов при пересчете строительно-монтажных работ в текущие цены установлено, что фактически пересчет стоимости выполненных подрядчиком - Коломенской территориальной фирмой “Мостоотряд N 125“ филиал ОАО “Мостотрест“, строительно-монтажных работ в текущие цены 2006 года производился не с использованием индексов, установленных в письмах Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N СК-426/02 от 08.02.2006, N СК-1523/02 от 21.04.2006, N СК-2842/02 от 10.07.2006, N СК-4312/02 от 12.10.2006, а с использованием индексов, рассчитанных самим Учреждением. За счет применения завышенного индекса изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ при оплате за выполненные работы Учреждением излишне уплачено подрядчику по двум государственным контрактам за счет средств федерального бюджета 16727300 рублей.

Данный факт зафиксирован актом от 31.01.2007, составленным по результатам проверки.

09.02.2007 Теруправлением вынесено предписание N 2 об устранении нарушений, выявленных в ходе ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности. Названным предписанием Учреждению предписано: возместить в Иркутский областной бюджет неправомерно использованные средства в сумме 16727300 рублей для направления их в дальнейшем на строительство мостового перехода через реку Ангару в городе Иркутске; в дальнейшем при оплате за выполненные строительно-монтажные работы руководствоваться индексами, установленными Федеральным
агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.

Полагая, что предписание ТУ ФСФБН N 2 от 09.02.2007 является незаконным и нарушает его права и законные интересы, ОГУ “Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангару в городе Иркутске“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.

Исследовав представленные материалы, заслушав доводы и возражения представителей сторон, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно частям 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному
нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Таким образом, для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие одновременно двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Положением о территориальных органах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11.07.2005 N 89н (Положение) установлено, что территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора осуществляют функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и функции по валютному контролю на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации и являются государственными органами, находящимися в подчинении Федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

В соответствии с пунктом 5 Положения территориальное управление осуществляет контроль и надзор в том числе за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности.

Согласно положениям пункта 5.14 Положения в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности территориальное управление имеет право проводить в установленном порядке ревизии и проверки, в ходе которых: проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях, использующих материальные ценности, находящиеся в федеральной собственности, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий
Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально-ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; направлять в пределах своей компетенции в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (пункт 5.14.7 Положения).

Как усматривается из материалов дела, основанием для вынесения Теруправлением оспариваемого предписания послужил выявленный в ходе ревизии (проверки) факт неприменения Учреждением индексов изменения сметной стоимости, установленных Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) в письмах N СК-426/02 от 08.02.2006, N СК-1523/02 от 21.04.2006, N СК-2842/02 от 10.07.2006, N СК-4312/02 от 12.10.2006, при использовании средств федерального бюджета.

ОГУ “Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангара в городе Иркутске“ в обоснование заявленных требований указывает на рекомендательный характер указанных писем.

Суд находит данный довод заявителя несостоятельным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 286 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере строительства, градостроительства, промышленности строительных материалов и жилищно-коммунального хозяйства. Агентство находится в ведении Министерства регионального развития Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Указа Президента Российской Федерации от 9
марта 2004 года N 314 Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности правоприменительные функции, уполномоченным на издание в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов.

Министерством регионального развития Российской Федерации письмом от 23.06.2005 N 3357-ВГ/50 “О порядке введения в действие федеральных, региональных, отраслевых и индивидуальных правовых и нормативных актов в сфере ценообразования и сметного нормирования в строительстве“ дано разъяснение, что разъяснения по частным вопросам в сфере строительства, обеспечения соответствия отраслевых сметных нормативов и территориальных норм, вводимых в действие органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственным элементным сметным нормам и действующей методологии сметного нормирования, осуществления государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации, ценообразования и сметного нормирования, сметных нормативов и индексов, имеющих ограниченную область применения, а также информационно-разъяснительную работу по вопросам применения действующих методических документов в сфере ценообразования в строительстве осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству путем издания индивидуальных правовых актов, не содержащих правовых норм и не требующих государственной регистрации в Минюсте России, а также соответствующих рекомендательных писем.

Приказом Росстроя от 04.03.2006 N 77 “О мерах по реализации государственной политики и оказания государственных услуг по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве“ в целях повышения эффективности работы Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству в сфере реализации государственной политики и оказания государственных услуг по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве приказано обеспечить разработку индексов изменения стоимости строительно-монтажных работ по субъектам Российской Федерации, применяемых для расчетов за выполненные работы, финансируемые с привлечением средств федерального бюджета, а также проводить экспертизу расчетных обоснований индексов, разрабатываемых
в порядке инициативы.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству “Об индексах изменения сметной стоимости“ носят обязательный характер и являются обязательными для применения.

Аналогичная позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.01.2008 по настоящему делу.

Согласно части 2 статьи 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления судов первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.

В письмах N СК-426/02 от 08.02.2006, N СК-1523/02 от 21.04.2006, N СК-2842/02 от 10.07.2006, N СК-4312/02 от 12.10.2006 Агентство сообщает индексы изменения сметной стоимости в целом по строительно-монтажным работам (СМР) и по статьям затрат на 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 года в разрезе субъектов Российской Федерации для объектов, финансирование строительства которых осуществляется с привлечением средств федерального бюджета. Указанные индексы разработаны на основании отчетных данных региональных органов по ценообразованию, учитывают полный комплекс строительно-монтажных работ и предназначены для укрупненных расчетов стоимости строительства базисно-индексным методом, подготовки тендерной документации и общеэкономических расчетов в инвестиционной сфере.

Письмами рекомендовано при взаиморасчетах за выполненные работы использовать дифференцированные индексы по видам работ, разрабатываемые региональными органами по ценообразованию в строительстве и утверждаемые администрациями субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.3 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), введенной в действие Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, применение индивидуальных сметных нормативов для определения стоимости строительства, финансирование которого осуществляется с привлечением средств федерального бюджета, производится по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области
строительства, которым в настоящее время является Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (разъяснения Росстроя от 20.08.2004 N ВА-4109/06 и Минрегиона России от 23.06.2005 N 3357-ВГ/50).

Как видно из представленных материалов, проверкой правильности применения индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ при расчете с подрядчиками за выполненные работы установлено, что пересчет стоимости выполненных строительно-монтажных работ в текущие цены 2006 года производился не с использованием индексов, установленных в письмах Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N СК-426/02 от 08.02.2006, N СК-1523/02 от 21.04.2006, N СК-2842/02 от 10.07.2006, N СК-4312/02 от 12.10.2006, а с использованием индексов, рассчитанных Дирекцией, которые превышают индексы, установленные Агентством.

Оспаривая предписание ТУ ФСФБН, Дирекция в качестве обоснования его незаконности указывало на применение им индексов изменения сметной стоимости в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, и надлежащее исполнение указанных рекомендаций Агентства, поскольку при итоговых взаиморасчетах за выполненные работы в 2006 году Дирекцией использовались дифференцированные индексы по видам работ, разрабатываемые региональными органами по ценообразованию в строительстве и утвержденные Администрацией Иркутской области.

Допрошенная судом по ходатайству заявителя в качестве свидетеля заместитель руководителя Агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области Осипова С.А. пояснила, что дифференцированные индексы по видам работ в 2006 году Дирекцией не применялись.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается неприменение в 2006 году ОГУ “Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангара в городе Иркутске“ индексов изменения сметной стоимости, установленных в письмах Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству N СК-426/02 от 08.02.2006, N СК-1523/02 от 21.04.2006, N СК-2842/02 от 10.07.2006, N СК-4312/02 от 12.10.2006 при использовании бюджетных средств федерального бюджета.

При таких обстоятельствах,
оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы ОГУ, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с ОГУ “Дирекция по строительству мостового перехода через реку Ангара в городе Иркутске“ в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья

В.М.ТИТОВ