Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.12.2008 по делу N А21-1947/2008 Суд признал недействительным решение таможни о классификации ввезенных ЗАО на территорию РФ комплектующих для автомобилей Cadillac по коду ТН ВЭД “легковые автомобили“, отклонив довод таможни о том, что данные комплектующие обладают основными свойствами комплектного товара, поскольку производимая ЗАО промышленная сборка автомобилей включает в себя не только сборочные, но и иные дополнительные технологические операции по приведению ввозимых агрегатов и узлов в завершенный вид.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2008 г. по делу N А21-1947/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Мунтян Л.Б., при участии от закрытого акционерного общества “Автотор“ Глазунова А.Р. (доверенность от 29.05.2008), рассмотрев 08.12.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградской областной таможни на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.06.2008 (судья Карамышева Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 (судьи Савицкая И.Г., Зотеева Л.В., Тимошенко А.С.) по делу N А21-1947/2008,

установил:

закрытое акционерное общество “Автотор“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании ненормативных правовых актов Калининградской таможни
(после реорганизации - Калининградская областная таможня; далее - таможня): решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (далее - ТН ВЭД) от 26.03.2008 N 10205000-36-16/49 и требования от 28.03.2008 N 10205000/280308/0000107 об уплате таможенных платежей.

Решением от 25.06.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.09.2008, заявление общества удовлетворено, оспариваемые решение и требование таможни признаны недействительными.

В кассационной жалобе таможня просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права - положений статей 39, 40, 44, 124 и 131 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), статей 6 и 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). По мнению подателя жалобы, суды неправильно истолковали положения правила 2а Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ ТН ВЭД), приведенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718. Таможня правомерно самостоятельно классифицировала товар, поскольку общество в нарушение Положения о порядке принятия предварительных решений о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД и о стране происхождения товара, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ГТК РФ) от 22.08.2003 N 920, не представило в таможенный орган оригинал и копию предварительных решений Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД. Сведения об этих решениях не внесены в спорную грузовую таможенную декларацию (далее - ГТД). В данном случае в одной ГТД к декларированию заявлены комплектующие автомобилей в количестве, достаточном для получения в результате сборочных операций кратного им количества легковых автомобилей.

Вместе с тем податель жалобы обращает
внимание, что при исследовании указанных предварительных решений можно заметить, что они выданы не на весь запрашиваемый обществом комплект узлов и агрегатов (отсутствуют предварительные решения на стабилизатор в сборе, пружину задней подвески из черных металлов, работающую на сжатие, части кузова: обшивку багажника, защиту радиатора, систему управления, приборы звуковой сигнализации, топливный бак из алюминия и части топливной системы, сиденья в сборе, приборы визуальной сигнализации). Предварительное решение на аккумулятор свинцовый выдано на другой тип аккумуляторов.

В судебном заседании представитель общества отклонил доводы жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Представители таможни, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании договора поставки от 02.04.2004 и изменений к нему от 01.12.2005 N 3 (том дела I; листы 17 - 35), заключенных обществом с компанией “Дженерал Моторз Оверсиз Дистрибьюшн Корпорейшн“ (США), заявитель ввез на таможенную территорию Российской Федерации товары: комплектующие для автомобилей марки “Cadillac SRX“. В апреле 2007 года товары прошли таможенное оформление по ГТД N 10205020/030407/0002357. При этом общество как получатель и декларант заявило в отношении этих товаров таможенный режим “свободная таможенная зона“ (том дела I; листы 36 - 43). Ввезенные товары классифицированы декларантом применительно к товарным подсубпозициям ТН ВЭД, соответствующим наименованиям отдельных деталей и узлов автомобилей, в том числе на основании отдельных полученных предварительных классификационных решений ФТС от 16.05.2005 (том дела I; листы 49 - 66).

По результатам таможенного контроля (в порядке статьи 361 ТК РФ) таможня приняла
решение от 26.03.2008 N 10205000-36-16/49 (том дела II, лист 47) об иной классификации товара в соответствии с ТН ВЭД. Согласно данному решению указанный товар поименован как легковой автомобиль “Cadillac SRX“ в несобранном виде, новый, с бензиновым двигателем внутреннего сгорания объемом 4 565 куб.см, мощностью 239 кВт. Товар классифицирован по коду ТН ВЭД - 8703 24 109 0.

Это решение таможенного органа обосновано правилом 2а ОПИ ТН ВЭД. Применение этого правила позволило таможне сделать вывод о том, что ввезенные декларантом на таможенную территорию Российской Федерации части легковых автомобилей обладают основными свойствами комплектного или завершенного товара и подлежат классификации в товарной позиции 8703 ТН ВЭД.

Изменение кода ТН ВЭД послужило таможне основанием для доначисления обществу таможенных платежей и выставления декларанту оспариваемого требования от 28.03.2008 N 10205000/280308/0000107 об уплате таможенных платежей в общей сумме 6 287 546 руб. 30 коп., а также 765 299 руб. 16 коп. пеней, за период с 04.04.2007 по 28.03.2008 (том дела II; листы 49 - 52).

Суды удовлетворили заявленные требования, сделав вывод о том, что таможней нарушены требования таможенного законодательства об обязательности предварительного решения для всех таможенных органов. Кроме того, судами установлено, что обществом выполняется промышленная сборка автомобилей, что исключает возможность применения правила 2а ОПИ ТН ВЭД при классификации комплектующих частей при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации по коду ТН ВЭД 8703. Коды ТН ВЭД, указанные обществом в ГТД, соответствуют кодам, определенным ФТС в предварительных решениях. В то же время суды, оценив содержание этих решений (отдельные графы), объяснений участников спора и соответствующее обращение общества в ФТС (том дела I,
лист 44), установили, что при принятии этих решений не могли не учитываться условия ввоза соответствующих товаров (одной товарной партией, в ассортименте, позволяющем собрать кратное ввозимым комплектам число автомобилей).

Судами также принят во внимание длительный характер легальной деятельности общества по производству автомобилей (с 1996 года), в связи с чем указано, в частности, что совместным распоряжением Администрации Калининградской области и ГТК РФ от 31.12.1998 N 296-р/01-14/1365 утвержден Порядок определения происхождения товаров из Особой экономической зоны в Калининградской области, в том числе при производстве автомотовелотехники и тракторов (приложение 5). Данный Порядок установил критерии достаточной переработки при производстве автомобилей, к числу которых отнес, помимо прочих условий, сборку автомобилей из сборочных комплектов международной классификации CKD или SKD (том дела II, лист 118).

Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.

В соответствии со статьей 40 ТК РФ товары при их декларировании таможенным органам (глава 14 ТК РФ) подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. В случае установления нарушения правил классификации товаров при их декларировании таможенный орган вправе самостоятельно осуществить классификацию товаров. Решения таможенных органов о классификации товаров являются обязательными (пункты 1, 3 и 5).

Однако с учетом положений названной статьи не исключается вероятность принятия таможенными органами необоснованных решений о классификации товаров, нарушающих права участников таможенных правоотношений, и, как следствие, не исключается право заинтересованных лиц на судебную проверку обоснованности таких решений и (или) соответствующих основанных на них последующих актов таможенных органов по
праву (в том числе с точки зрения их соответствия определенным фактическим обстоятельствам) применительно к статьям 4, 29 и 198 АПК РФ.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 718 правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций (ОПИ ТН ВЭД).

В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам, и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с иными правилами, в частности, правилом 2а ОПИ ТН ВЭД.

Согласно правилу 2а ОПИ ТН ВЭД любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного Правила), представленный в несобранном или разобранном виде.

В товарной позиции ТН ВЭД 8703 классифицируются автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные главным образом для перевозки людей (кроме моторных транспортных средств товарной позиции 8702), включая грузопассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили.

При декларировании товаров обществом, в частности, указаны коды ТН ВЭД применительно к товарным позициям 8421, 8507, 8707, 8708, предназначенным для классификации автомобильных комплектующих (частей и узлов). Судами обеих инстанций установлено, что сборка автомобилей, производимая обществом, включает в
себя комплекс регулировочных и испытательных операций, предусмотренных технологическим процессом, компоненты подвергаются дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Такой последующий технологический этап исключает применение правила 2а ОПИ ТН ВЭД и классификацию ввозимых компонентов в товарной позиции 8703 (с учетом Пояснений к ТН ВЭД, подготовленных Государственным таможенным комитетом Российской Федерации).

В силу пункта VII названных Пояснений к правилу 2а ОПИ ТН ВЭД термин “товары, представленные в несобранном или разобранном виде“ означает изделия, компоненты которых должны собираться при помощи крепежного материала (винтов, гаек, болтов и др.) или же, например, клепкой или сваркой, при условии, что для этого требуются лишь сборочные операции. Не следует принимать во внимание в этом случае сложность способа сборки. Несмотря на это, компоненты не будут подвергаться дальнейшим рабочим операциям для приведения в завершенный вид. Несобранные компоненты изделия сверх количества, необходимого для сборки данного изделия, должны классифицироваться отдельно.

Таможенный орган считает, что ввезенные обществом детали и узлы могут быть приведены в собранный вид без осуществления дополнительных рабочих операций по приведению компонентов в завершенный вид.

Вместе с тем согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В данном случае таможенным органом не доказано, что сборка автомобилей, производимая обществом, не является сложным
технологическим процессом. Судом апелляционной инстанции принят во внимание маршрутный технологический процесс производства автомобилей (том дела II; листы 20 - 28), согласно которому при сборке автомобилей заявитель дорабатывает ввозимые узлы и детали посредством не сборочных, а иных технологических операций.

Кроме того, в материалах дела имеется акт экспертизы происхождения товара N 1036-07 “Э“ (том дела II, листы 30 - 39), подтверждающий фактическую сборку легковых автомобилей в соответствии с маршрутными технологическими процессами их производства. В результате этих процессов происходит изменение классификационного кода ТН Ф.И.О. одного из первых четырех знаков, что отвечает критериям достаточной переработки.

Заявитель также представил судам позицию сторонних организаций (ФГУП “ГИПРОАВТОПРОМ“ и “ВНИИНМАШ“), подтверждающую соответствующую технологию производства автомобилей как предусматривающую (помимо сборочных операций) контрольно-диагностические и регулировочные работы с применением специального стендового оборудования, программирование, отладку электронных систем автомобилей, идентификацию продукции (том дела II; листы 12 - 19).

По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара в соответствии с параграфом 3 главы 6 ТК РФ (пункт 2 статьи 40 ТК РФ).

Согласно статьям 41, 42 ТК РФ федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, и иные таможенные органы, определяемые этой службой, по запросу заинтересованного лица принимают предварительное решение о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в отношении конкретного товара, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара). Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения, направляет в соответствующий таможенный орган запрос о принятии предварительного решения, составленный в письменной форме. Указанный запрос должен содержать все сведения, необходимые для принятия предварительного решения. К запросу должны прилагаться пробы и образцы товаров, их описание, фотографии, рисунки,
чертежи, коммерческие, технические и иные документы. Если представленные заявителем в запросе о принятии предварительного решения сведения недостаточны для принятия предварительного решения, таможенный орган в течение 30 дней со дня получения такого запроса уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации и устанавливает срок для ее предоставления. При непредоставлении дополнительной информации в установленный срок запрос о принятии предварительного решения отклоняется.

Из материалов дела следует, что по запросу общества от 07.04.2005 ФТС приняты предварительные решения от 16.05.2005 о классификации товаров в соответствии с кодами ТН ВЭД, установленными для автомобильных комплектующих. Апелляционная коллегия обоснованно указала, что вынесение ФТС таких решений на основании представленных заявителем документов свидетельствует о предоставлении обществом всей необходимой информации, в том числе и указания на цель ввоза - для промышленной сборки легковых автомобилей. В решениях отсутствуют какие-либо специальные отметки таможенного органа, свидетельствующие об ограничении их правового значения в связи с одновременным представлением к таможенному оформлению тех или иных комплектующих. Следовательно, ФТС знала (не могла не знать) об условиях поставки, целях ввоза товаров (технологический процесс сборки автомобилей).

В то же время статьей 43 ТК РФ предусмотрено, что предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов. Предварительное решение действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано либо его действие не прекращено в соответствии со статьей 44 ТК РФ.

Довод таможенного органа об отсутствии предварительных решений в отношении отдельных комплектующих, ввезенных по спорной ГТД, отклоняется судом кассационной инстанции как не способный повлиять на существо принятых по делу судебных актов. Наличие либо отсутствие таких решений (при наличии других предварительных решений
либо их отсутствии) не подтверждает правовые и фактические основания для применения в данном случае правила 2а ОПИ ТН ВЭД. Этот вывод обусловлен как определенным объемом комплектующих по спорной ГТД, так и подлежащими применению нормами таможенного и процессуального права, правилами ОПИ ТН ВЭД, представленными участниками спора доказательствами, обстоятельствами конкретного дела.

Позиция судов является законной и обоснованной, отвечает правилам доказывания (часть 1 статьи 65 и часть 5 статьи 200 АПК РФ). Суды должным образом оценили доказательства (прямые и косвенные, в их совокупности, взаимной связи, с учетом критериев относимости, допустимости и достоверности), в соответствии с положениями статей 64 и 71 АПК РФ.

Оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

При возбуждении кассационного производства определением от 07.11.2008 суд кассационной инстанции предоставил таможне отсрочку уплаты государственной пошлины до рассмотрения жалобы по существу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102, 286, 287 (пунктом 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.06.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 по делу N А21-1947/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградской областной таможни - без удовлетворения.

Взыскать с Калининградской областной таможни в доход федерального бюджета 1 000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи

И.С.ЛЮБЧЕНКО

Л.Б.МУНТЯН