Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.08.2008 по делу N А56-2130/2008 Суд отменил постановление управления Росфинмониторинга о привлечении ООО к ответственности по ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, поскольку управление не представило в материалы дела доказательства того, что в проверяемый период общество осуществляло операции с денежными средствами и имуществом, которые в соответствии с законом подлежат обязательному контролю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2008 г. по делу N А56-2130/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Бурматовой Г.Е., Клириковой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2008 по делу N А56-2130/2008 (судья Синицына Е.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Агентство недвижимости “Форпост“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по
Северо-Западному Федеральному округу (далее - Управление) от 22.11.2007 N 06-07/98-1/2 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 25.04.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 25.04.2008 и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований.

Привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Ходатайство Общества о переносе рассмотрения кассационной жалобы на другой срок кассационной инстанцией отклоняется как необоснованное.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, сотрудником Управления проведена проверка соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 01.09.2004 по 30.09.2007.

В ходе проверки установлено, что Общество осуществляет деятельность по оказанию посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, а также поиску объекта недвижимости для предстоящей аренды, то есть в силу статьи 5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (далее - Закон N 115-ФЗ) является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом. Вместе с тем, Обществом не исполняются требования статьи 7 Закона N 115-ФЗ в части фиксирования и хранения сведений о сумме операции с денежными средствами или иным имуществом (стоимость недвижимого имущества), поскольку данные о суммах операций никаким образом не фиксировались, не
сохранялись, вследствие чего сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, в уполномоченный орган не представлялись.

По результатам проверки Управлением 07.11.2007 в присутствии законного представителя Общества составлены акт проверки N 175 и протокол N 06-07/98-1/2 об административном правонарушении.

Постановлением заместителя руководителя Управления от 22.11.2007 N 06-07/98-1/2 Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ за правонарушение, выразившееся в неисполнении им законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Общество, посчитав постановление Управления незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.

Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Законом N 115-ФЗ.

К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль (статья 4 Закона N 115-ФЗ).

Согласно статье 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения
операции, сведения по операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, в том числе вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена.

В силу статьи 6 Закона N 115-ФЗ сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает ее.

За неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля статьей 15.27 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятисот до пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из материалов дела видно, что основанием для привлечения заявителя к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ послужило то обстоятельство, что Общество не осуществляло фиксацию и хранение сведений об операциях, совершению которых оно способствовало, а также не направляло в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю.

Общество полагает, что у него отсутствовала такая обязанность, поскольку суммы совершаемых им сделок не превышали предусмотренного Законом N 115-ФЗ уровня, что подтверждается имеющимися в материалах дела документами (л.д. 91, 94, 95, том 1).

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о
привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Исходя из того, что Управлением не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что в проверяемом периоде Общество осуществляло операции с денежными средствами или иным имуществом, которые в соответствии с Законом N 115-ФЗ подлежат обязательному контролю, суд первой инстанции правомерно признал незаконным постановление Управления о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ за неисполнение им законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

Доводы Управления о том, что Обществом не организован внутренний контроль, приведенные в качестве правомерности оспариваемого постановления, правомерно отклонены судом, поскольку в рамках настоящего дела оспаривается постановление от 22.11.2007 N 06-07/98-1/2, а за отсутствие внутреннего контроля Общество привлечено к административной ответственности постановлением от 22.11.2007 N 06-07/98-1/1.

При таком положении кассационная инстанция считает правильным вывод суда об удовлетворении заявленных Обществом требований и, не усматривая при принятии обжалуемого судебного акта каких-либо нарушений норм права, способных привести к принятию неправильного решения, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.04.2008 по делу N А56-2130/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Северо-Западному Федеральному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

Т.В.КЛИРИКОВА