Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 17.11.2008 по делу N А26-5919/2008 С лесопользователя взыскана неустойка за нарушения лесохозяйственных требований, совершенные до отмены Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 17 ноября 2008 г. по делу N А26-5919/2008

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Таратунина Р.Б., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ильющенко О.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по иску государственного учреждения Республики Карелия “Суоярвское центральное лесничество“ (далее - Лесничество) о взыскании с закрытого акционерного общества “Запкареллес“ (далее - Общество) 91001 руб. 01 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований

установил:

требование истца основано на фактах допущенных ответчиком нарушений Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации (далее - Правила),
утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.1998 N 551, и неуплате неустойки в добровольном порядке.

В предварительном судебном заседании судом вынесено определение в виде отдельного судебного акта об объединении дел: А26-5919/2008, А26-5924/2008, А26-6005/2008 и А26-6006/2008, в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу номера А26-5919/2008.

Поэтому в рамках настоящего дела судом рассматривается требование ГУ РК “Суоярвское центральное лесничество“ о взыскании с ЗАО “Запкареллес“ 1832125 руб. 56 коп. неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.

Явку своих представителей в судебное заседание стороны не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей сторон.

В письмах от 30.10.2008 Лесничество поддерживает требования в полном объеме.

Отзывов на исковые заявления ответчик не представил.

Суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с лесорубочными билетами N 218 от 09.10.2006, N 236 и 237 от 31.10.2006, N 245 от 08.11.2006, N 248 от 09.11.2006, N 254 и 255 от 13.11.2006, N 270 от 17.11.2006, N 274 от 20.11.2006, N 282 и 290 от 24.11.2006, N 298 от 27.11.2006, N 300 и 301 от 28.11.2006, N 303 от 04.12.2006, N 21,29 и 30 от 19.12.2006, N 46, 48, 52, 54, 55 и 56 от 20.12.2006, N 59, 60, 61 и 76 от 21.12.2006, N 84,85 и 89 от 22.12.2006, N 109 от 25.12.2006, N 130 от 26.12.2006, N 142 от 27.12.2006, N 167, 174 и 176 от 28.12.2006, N 21 от 06.07.2007, N 13 от 13.06.2007, N 142 от 14.11.2007 (том 1 листы 10, 18, 26, 31, 36, 41, 46, 54, 59,
64, 69, 74, 101109, 117, 125, 133, 138, 146; том 2 листы 2, 7, 12, 17, 22, 30, 54, 62, 67, 68, 76, 84, 92, 97, 102, 110; том 3 листы 9, 17, 18, 29, 34), выданными государственным учреждением Республики Карелия “Суоярвский лесхоз“ (далее - Лесхоз), Общество осуществляло заготовку древесины в выделенных кварталах Кяснясельгского, Суйстамского, Толвоярвского и Вегарусского лесничеств. Срок окончания заготовки и вывозки древесины определен по лесорубочным билетам N 142 от 14.11.2007, N 21 от 06.07.2007 и N 13 от 13.06.2007 - 31 декабря 2007 года, остальные лесорубочные билеты выданы сроком на один год.

Извещениями N 771, 776, 792, 793, 794, 795, 796, 797, 799, 802, 803, 804, 805, 808, 809, 810, 811, 812, 817, 818, 821, 822, 823, 824, 825, 830, 831, 832 и 841 от 23.04.2008, N 869, 871, 872 и 873 от 25.04.2008, N 938 и 940 от 30.04.2008, N 958, 961, 968 и 969 от 05.05.2008 (том 1 листы 9, 10, 17, 25, 30, 35, 40, 45, 53, 58, 63, 68, 73, 100, 108, 116, 124, 132, 137, 145; том 2 листы 1, 6, 11, 16, 21, 29, 55, 63, 69, 77, 85, 93, 98, 103, 111; том 3 листы 10, 19, 30, 35) Лесхоз уведомил Общество о проведении 15, 16, 19, 20, 21, 22, 23, 26 и 28 мая 2008 года освидетельствований мест рубок по указанным лесорубочным билетам.

Извещения Обществом получены.

Освидетельствование мест рубок 19.05.2008 в квартале 109 делянка 1 Вегарусского лесничества по лесорубочному билету N 29 происходило в отсутствие представителя Общества.

При освидетельствованиях мест рубок по остальным
лесорубочным билетам принимали участие представители ЗАО “Запкареллес“ Орешкин А.А. (доверенность N 22 от 18.02.2008; том 1 лист 85), Филиппов В.В. (доверенность N 23 от 24.03.2008; том 2 лист 33), Мацулев В.Г. (доверенность N 24 от 25.03.2008; том 2 лист 36) и Костин А.С. (доверенность N 27 от 25.03.2008; том 3 лист 43).

В результате освидетельствований мест рубок Лесхозом были выявлены следующие нарушения лесохозяйственных требований: рубка деревьев, не подлежащих рубке; рубка и повреждение деревьев за пределами переданных лесопользователю лесосек; уничтожение подроста и молодняка; оставление расстроенного и компактного недоруба, невывезенной в срок древесины, неокоренной древесины и завышенных пней; неудовлетворительная очистка мест рубок и захламление прилегающих к лесосекам 50-метровых полос.

О выявленных нарушениях составлено четырнадцать актов от 15.05.2008 (том 1 листы 14-15, 60-61, 65-66, 139-140, 142-143, 147-148; том 2 листы 3-4, 8-9, 64-65, 78-79, 81-82, 86-87, 89-90, 94-95), семь актов от 16.05.2008 (том 1 листы 27-28, 32-33, 37-38, 42-43; том 2 листы 99-100, 104-105, 107-108), десять актов от 19.05.2008 (том 1 листы 47-48, 50-51, 55-56, 102-103, 105-106, 126-127, 129-130, 134-135; том 2 листы 13-14; том 3 листы 31-32), шесть актов от 20.05.2008 (том 2 листы 18-19, 23-24, 26-27, 31-32; том 3 листы 36-37; 39-40), девять актов от 21.05.2008 (том 1 листы 11-12, 70-71, 75-76, 78-79, 81-82, 110-111, 113-114, 118-119, 121-122), три акта от 22.05.2008 (том 3 листы 20-21, 23-24, 26-27), два акта от 23.05.2008 (том 1 листы 19-20, 22-23), два акта от 26.05.2008 (том 3 листы 11-12, 14-15), шесть актов от 28.05.2008 (том 2 листы 56-57, 59-60, 70-71, 73-74, 112-113, 115-116) и начислена взыскиваемая неустойка.

Представители
ЗАО “Запкареллес“ при освидетельствованиях мест рубок не соглашались с видами выявленных лесонарушений и размером начисленных неустоек, указывая на отмену Правил. Эти возражения отражены в актах освидетельствований.

Письмами: N 1374 от 03.06.2008, N 1419 от 06.06.2008, N 1423 от 07.06.2008, N 1614 от 25.06.2008 (том 1 лист 86; том 2 листы 37,52; том 3 лист 8), Лесхоз предложил Обществу добровольно уплатить неустойку в месячный срок.

Письма с приложенными актами ответчиком получены, претензии оставлены без удовлетворения, что послужило причиной обращения Лесничества в суд с настоящими исками.

Оценив установленные обстоятельства, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 10 распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417р-П государственное учреждение Республики Карелия “Суоярвский лесхоз“ и государственное учреждение Республики Карелия “Поросозерский лесхоз“ реорганизованы в форме слияния, образовав государственное учреждение Республики Карелия “Суоярвское центральное лесничество“.

Согласно свидетельству серии 10 N 001095856 ГУ РК “Суоярвское центральное лесничество“ зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц 19 февраля 2008 года за основным государственным регистрационным номером 1081038000207 (том 1 лист 88).

Как следует из приказа Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 178 от 14.04.2008, государственным учреждениям - центральным лесничествам передано право осуществлять контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, соблюдением лесохозяйственных требований, норм и правил использования лесов, условий договоров аренды участков лесного фонда; при отсутствии в месячный срок добровольной оплаты предъявленных арендаторам лесного фонда и иным лесопользователям неустоек передавать материалы в суд для принятия решения об их принудительном взыскании.

Таким образом, Лесничество, являясь правопреемником Лесхоза, правомерно обратилось в суд с настоящим иском.

Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ
от 29.01.1997) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации; соблюдать условия лесорубочного билета, выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.

Правоотношения при осуществлении лесопользования по выданным Обществу лесорубочным билетам возникли до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006).

В силу статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера или лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 статья 42 Лесного кодекса (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) действует до 1 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.

Пунктом 3.2 договора аренды участков лесного фонда от 23.12.2003 (том 3 листы 47-55), в соответствии с которым Общество осуществляло лесопользование, предусмотрено, что заготовка древесины по главному пользованию осуществляется в соответствии с Правилами отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации. Пункт 6.2.18 указанного договора устанавливает обязанность арендатора по результатам освидетельствования в месячный срок производить оплату неустоек за нарушение лесохозяйственных требований.

Правила отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации, устанавливающие порядок заготовки древесины и начисление неустоек за допущенные лесонарушения, действовали в
период спорных правоотношений и были признаны утратившими силу с 01.04.2008 постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2008 N 169.

Таким образом, при осуществлении лесопользования на основании лесорубочных билетов, выданных в соответствии с Лесным кодексом (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997), лесопользователь должен был обеспечить исполнение обязанностей, предусмотренных Правилами.

Пунктом 72 Правил устанавливалась ответственность лесопользователей в виде взыскания неустойки: за рубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке; за рубку или повреждение до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесопользователю лесосек; за повреждение или уничтожение подроста, подлежащего сохранению в соответствии с лесорубочным билетом; за оставление невывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины; за оставление в лесу на летний период неокоренной в установленный срок хвойной древесины и древесины лиственных пород без пролыски; за оставление недорубов в виде компактных участков леса, а также в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках; за оставление завышенных пней, за неудовлетворительную очистку мест рубок, а также за захламление лесов и не покрытых лесом земель в местах производства работ при расчистке земель под трассы дорог, лесные склады и иные цели, а также прилегающих к этим объектам и лесовозным дорогам полос шириной 50 метров.

Поскольку выявленные в результате освидетельствований мест рубок указанные нарушения лесохозяйственных требований были совершены ЗАО “Запкареллес“ в 2006-2007 годах, то есть в период действия Правил, суд приходит к выводу о правомерном начислении Лесничеством неустойки в порядке, предусмотренном Правилами.

Представленными в материалы дела доказательствами подтверждается совершение ответчиком вышеназванных лесонарушений.

Как таковые факты лесонарушений ответчиком не оспорены, возражений
на предъявленные требования Общество не представило.

При таких обстоятельствах суд считает иски Лесничества обоснованными.

При подаче четырех исковых заявлений Лесничество уплатило государственную пошлину в общей сумме 38784 руб. (том 1 листы 8, 99; том 2 лист 50; том 3 лист 6).

Поскольку все дела были объединены судом в одно производство, размер искового требования составил 1832125 руб. 56 коп.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации за рассмотрение требования о взыскании неустойки в указанном размере уплачивается 20661 руб. государственной пошлины.

Следовательно, излишне уплаченная государственная пошлина в размере 18123 руб. подлежит Лесничеству возврату из федерального бюджета.

В оставшейся части понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

исковые требования удовлетворить полностью.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Запкареллес“ в доход федерального бюджета 1832125 руб. 56 коп. неустойки за лесонарушения и в пользу государственного учреждения Республики Карелия “Суоярвское центральное лесничество“ 20661 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Возвратить государственному учреждению Республики Карелия “Суоярвское центральное лесничество“ из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 18123 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу.

Судья

Р.Б.ТАРАТУНИН