Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.07.2008 по делу N А05-409/2008 ИФНС неправомерно привлекла ООО к ответственности по ст. 122 НК РФ за неуплату НДС, сославшись на непредставление обществом по требованию инспекции в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих право на применение вычетов по НДС, поскольку до составления акта налоговой проверки общество направило указанные документы в ИФНС, а отказ последней в их исследовании по причине нарушения срока их представления противоречит НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2008 г. по делу N А05-409/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Журавлевой О.Р., Пастуховой М.В., рассмотрев 22.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.02.2008 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 (судьи Пестерева О.Ю., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.) по делу N А05-409/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Архангельская лизинговая компания“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее
- Инспекция) от 19.12.2007 N 14-23/3312 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением суда от 22.02.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.

Постановлением апелляционного суда от 29.04.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит судебные акты отменить. По мнению подателя жалобы, Обществу правомерно отказано в возмещении налога на добавленную стоимость (далее - НДС). Инспекция ссылается на то, что на момент проведения камеральной налоговой проверки декларации по НДС за июнь 2007 года документы, обосновывающие правомерность заявленных в ней налоговых вычетов, Обществом не представлены, следовательно, сумма налоговых вычетов не подтверждена.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить судебные акты без изменения.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество 20.07.2007 представило в Инспекцию первичную налоговую декларацию по НДС за июнь 2007 года, в которой 1 167 546 руб. - общая сумма НДС по реализации товаров (работ, услуг), 1 517 798 руб. - НДС, подлежащий вычету, 350 252 руб. НДС, исчисленный к возмещению.

Налоговый орган провел камеральную проверку первичной декларации по НДС за июнь 2007 года, по результатам которой составлен акт от 07.11.2007 N 14-23/1890 и принято решение от 19.12.2007 N 14-23/3312, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату НДС в виде 233 509 руб. 20 коп. штрафа и предложено уплатить 1 167 546 руб. НДС.

Общество не согласилось
с решением налогового органа и обратилось с названным заявлением в суд.

Суды, удовлетворяя требование заявителя, указали на то, что налогоплательщик документально подтвердил право на возмещение НДС.

Кассационная коллегия считает выводы судов правильными в силу следующего.

Пунктом 1 статьи 171 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено право налогоплательщика на уменьшение общей суммы налога, исчисленной в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные этой статьей вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенном режиме выпуска для свободного обращения, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, а также товаров, приобретаемых для перепродажи (пункт 2 статьи 171 НК РФ).

В силу статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 НК РФ.

Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 НК РФ, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК
РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Из оспариваемого решения видно, что ввиду непредставления Обществом в Инспекцию по ее требованию в ходе камеральной проверки документов, подтверждающих право на налоговые вычеты, налоговый орган отказал налогоплательщику в вычетах по декларации по НДС за II квартал 2006 года.

Как установили суды и следует из материалов дела, в период проведения проверки первичной налоговой декларации по НДС за июнь 2007 года Инспекция направила Обществу требование от 30.07.2007 N 16-23-93/4331 о представлении в десятидневный срок со дня получения требования документов, подтверждающих применение налоговых вычетов по НДС за июнь 2007 года, а именно: договоров, книг-покупок, копий счетов-фактур.

Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“, далее - Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ) в течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в их продлении, о чем выносится отдельное решение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный
срок. Согласно пункту 2 данной статьи отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.

Как установили суды, требование Инспекции от 30.07.07 N 16-23-93/433 получено Обществом 01.08.07, а указанные в нем документы в установленный срок не представлены.

Однако Общество 30.10.07, то есть до составления акта от 07.11.2007 N 14-23/1890, представило в Инспекцию документы, обосновывающие применение налоговых вычетов в сумме 1 519 669 руб., и уточненную налоговую декларацию по НДС за июнь 2007 года.

Согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Из материалов дела следует, что налогоплательщик в установленный законом срок представил возражения от 26.11.2007 N 227, в которых сообщил о том, что пакет документов, подтверждающих налоговые вычеты, представлен в Инспекцию 30.10.2007.

Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ акты налоговой проверки и другие материалы, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую
проверку.

В нарушение названной нормы представленные Обществом документы в рамках данной проверки не исследованы, отказ в их исследовании по причине нарушения срока их представления противоречит требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.

В свою очередь Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за июнь 2007 года и документов, подтверждающих обоснованность применения налоговых вычетов по НДС, по результатам которой принято решение от 08.02.2008 N 14-23/350 о возмещении полностью заявленного Обществом 352 123 руб. НДС.

Таким образом, фактически решением Инспекция подтвердила обоснованность заявленных вычетов как по первоначальной, так и по уточненной налоговой декларации.

Следовательно, суды правомерно признали недействительным решение Инспекции.

В кассационной жалобе Инспекция не приводит доводов, которые не были бы надлежащим образом оценены судами первой и апелляционной инстанций. Доводы налогового органа по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 АПК РФ не допускается при рассмотрении спора в суде кассационной инстанции.

При таких обстоятельствах оснований для отмены судебных актов нет.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.02.2008 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2008 по делу N А05-409/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.В.БЛИНОВА

Судьи

О.Р.ЖУРАВЛЕВА

М.В.ПАСТУХОВА