Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.07.2008 по делу N А26-254/2008 Суд признал незаконным постановление уполномоченного органа о привлечении предпринимателя к ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования, поскольку из имеющихся в материалах дела документов нельзя сделать вывод о том, занизил предприниматель или завысил тариф на услуги по перевозке пассажиров в общественном транспорте, а ответственность за неустановление тарифов местным органом самоуправления не может быть переложена на лицо, в обязанность которого входит лишь применение тарифов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2008 г. по делу N А26-254/2008

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бурматовой Г.Е., судей Матлиной Е.О., Самсоновой Л.А., при участии от Министерства экономического развития Республики Карелия Черечукиной Т.В. (доверенность от 05.05.2008), рассмотрев 15.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства экономического развития Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2008 (судья Мещерякова К.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А) по делу N А26-254/2008,

установил:

индивидуальный предприниматель Ф.И.О. обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства экономического
развития Республики Карелия (далее - Министерство) от 10.01.2008 N 2-2007 о привлечении ее к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 18.02.2008 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 решение от 18.02.2008 оставлено без изменений.

В кассационной жалобе Министерство просит отменить судебные акты, считая их необоснованными в части выводов о недоказанности события административного правонарушения.

В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы кассационной жалобы.

Предприниматель, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, поэтому жалоба рассмотрена в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Романова И.И., на основании лицензии от 31.05.2002 N АСС-10222433, выданной Карельским республиканским отделением Ространсинспекции, и в соответствии с расписанием движения автобусов городского сообщения, согласованного Администрацией г. Петрозаводска, осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг по перевозке пассажиров общественным транспортом по маршрутам городского сообщения N 10 и 18.

Прокуратурой города Петрозаводска проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Романовой И.И. законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) на услуги общественного транспорта.

В ходе проверки установлено, что стоимость проезда в автобусах городского сообщения, используемых индивидуальным предпринимателем Романовой И.И., составляет 10 руб. за одну поездку. При этом администрацией города Петрозаводска стоимость проезда на маршрутах городского сообщения N 10 и 18 не устанавливалась.

По факту незаконного установления тарифа на услуги общественного транспорта и взимания платы за проезд на названных городских маршрутах в размере 10 руб. за одну поездку в отношении предпринимателя Романовой И.И. заместитель прокурора города Петрозаводска 06.12.2007 вынес постановление о возбуждении
производства об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 10.01.2008 N 2-2007 Министерства экономического развития Республики Карелия предприниматель Романова И.И. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей в связи с тем, что в нарушение действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) Романова И.И. неправомерно установила и взимала плату за проезд в размере 10 руб.

Предприниматель Романова И.И. оспорила постановление Министерства в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций признали незаконным оспариваемое постановление, указав на отсутствие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.

Выводы судов являются правильными по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет административную ответственность.

В силу статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации. Регулируемые государством цены (тарифы) применяются на внутреннем рынке Российской Федерации всеми предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ утверждены соответствующие перечни, согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственное регулирование тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении.

Согласно статье 1 Закона Республики Карелия “О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями РК по регулированию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг“ от 26.12.2005 N 950-ЗРК полномочиями по регулированию цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. В соответствии со статьей 3 указанного Закона регулирование цен (тарифов) на перевозки пассажиров и багажа общественным транспортом в городском сообщении осуществляется путем установления фиксированных розничных цен (тарифов).

Таким образом, установление размера провозной платы на городском общественном транспорте входит в компетенцию органа местного самоуправления. В постановлении административного органа указано, что тариф на перевозку пассажиров на регулярных городских маршрутах не был установлен.

Вместе с тем согласно пункту 1.3 договора от 29.03.2007 N 9 о порядке организации транспортного обслуживания населения города Петрозаводска, заключенного предпринимателем Романовой И.И. с Муниципальным образованием города Петрозаводска, установлено, что стоимость услуг устанавливается и изменяется в соответствии с правилами и нормами, установленными действующим законодательством. В разрешении на перевозку на регулярном городском маршруте был указан тариф 10 руб. (до 01.10.2007).

Статьей 26.1 КоАП РФ
предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности, следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

В силу статьи 65 и части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

В данном случае индивидуальному предпринимателю Романовой И.И. вменяется применение неустановленного тарифа и взимание платы за проезд в размере 10 рублей за одну поездку на автобусных маршрутах N 10 и 18.

Суд апелляционной инстанции правомерно указал, что административный орган, привлекая предпринимателя к административной ответственности, не установил, занизил предприниматель или завысил тариф на перевозку пассажиров. Установление порядка регулирования тарифов, как и порядка ценообразования, не входит в полномочия предпринимателя, осуществляющего транспортное обслуживание в соответствии с заключенным договором. Ответственность за неустановление тарифов местным органом самоуправления не может быть переложена на лица, в обязанность которых входит лишь применение тарифов.

При таких обстоятельствах судами сделан правильный вывод об отсутствии события административного правонарушения и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

Обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.02.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2008 по делу N А26-254/2008 оставить без изменения, а
кассационную жалобу Министерства экономического развития Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Е.БУРМАТОВА

Судьи

Е.О.МАТЛИНА

Л.А.САМСОНОВА