Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.07.2008 по делу N А56-10270/2007 Поскольку при рассмотрении дела об оспаривании правомерности отказа ИФНС в возмещении ЗАО из бюджета НДС, уплаченного в составе стоимости услуг по предоставлению подвижного состава для перевозки товара, впоследствии вывезенного за пределы территории РФ, суд не исследовал вопрос о том, был ли названный товар на момент оказания данных услуг помещен под таможенный режим экспорта, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 июля 2008 г. по делу N А56-10270/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Малышевой Н.Н., Пастуховой М.В., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу Шошиной Е.Е. (доверенность от 09.01.2008 N 03-16/00013), от закрытого акционерного общества “Иртранс“ Тихомирова О.Ю. (доверенность от 15.05.2008 N 5), рассмотрев 07.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Иртранс“ на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 по делу N А56-10270/2007 (судьи Згурская М.Л., Протас Н.И., Третьякова Н.О.),

установил:

закрытое акционерное общество “Иртранс“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и
Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 19.01.2007 N 07-01/49 и обязании Инспекции возместить обществу 142 105 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 0% по декларации за сентябрь 2006 года путем перечисления на расчетный счет заявителя.

Решением суда от 17.09.2007 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.02.2008 решение суда от 17.09.2007 отменено, в удовлетворении требований обществу отказано.

В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права: подпункта 2 пункта 1 статьи 164 и статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, а представитель инспекции просил оставить без изменения постановление апелляционной инстанции.

Законность постановления апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, инспекция провела камеральную налоговую проверку налоговой декларации по НДС за сентябрь 2006 года по ставке 0%, представленной обществом в налоговый орган 20.10.2006 с пакетом документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

Согласно указанной налоговой декларации сумма налоговых вычетов составила 460 394 руб.

По результатам проверки инспекция вынесла решение от 19.01.2007 N 07-01-49, которым признала обоснованным применение налоговой ставки 0% по операциям реализации товаров на сумму 4 222 287 руб., возместила 318 289 руб. НДС и отказала в возмещении 142 105 руб. налога.

Основанием для отказа в возмещении 142 105 руб. НДС послужил вывод инспекции о неправомерном включении обществом в расходы ТЭУ (предоставление подвижного состава) на свои затраты.

Общество не согласилось с решением инспекции
в части отказа в возмещении налога и оспорило его в арбитражный суд.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление налогоплательщика, признав, что общество подтвердило право на возмещение НДС надлежащим образом оформленными документами.

Апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции.

Кассационная инстанция считает постановление апелляционной инстанции ошибочным и подлежащим отмене.

Как видно из материалов дела, между заявителем и компанией “NORDIC FORWARDING SERVICES LIMITED“ (Великобритания; клиент) заключен договор транспортной экспедиции от 10.09.2003 N 07.

В соответствии с условиями названного договора общество обязуется по поручению клиента и за счет клиента оказать услуги по организации и экспедированию перевозок грузов в международном сообщении в собственном, арендованном, приобретенном в лизинг заявителем подвижном составе (вагонах); в подвижном составе (вагонах) парка Министерства путей сообщения Российской Федерации; в собственном подвижном составе (вагонах) Клиента или вагонах других организаций, которыми клиент имеет право распоряжаться, а также оказывать дополнительные услуги, связанные с этими перевозками.

Согласно пункту 2.2.8 договора клиент обязуется своевременно осуществлять расчеты с обществом по договорной цене в сроки, предусмотренные разделом 3 настоящего договора.

В пункте 3.8 договора установлено, что договорная цена включает сумму железнодорожного тарифа и вознаграждения общества за экспедиторские услуги, которая является выручкой по настоящему договору транспортной экспедиции.

Как следует из условий договора от 10.09.2003 N 07, предоставление обществом собственного либо арендованного подвижного состава для перевозок грузов в международном сообщении являлось составной частью оказываемых им услуг по экспедированию этих грузов.

Во исполнение договора транспортной экспедиции общество, выступая заказчиком, заключило с ОАО “РЖД“, в лице начальника “Желдорэкспедиции“ Октябрьской железной дороги - филиала ОАО “РЖД“ (исполнитель), договор от 01.11.2005 N 1963/2 на организацию перевозок, регулирующий взаимоотношения сторон при выполнении исполнителем поручений заказчика
на организацию перевозок по территории России, стран СНГ и стран зарубежья.

В соответствии с данным договором исполнитель взял на себя обязательства предоставить заказчику по его заявке подвижной состав для доставки грузов; осуществлять диспетчерский контроль за продвижением груженых и возврату порожних вагонов.

Дополнительным соглашением от 16.12.2005 срок действия договора от 01.11.2005 N 1963/2 продлен по 31.12.2006.

В соответствии с актами выполненных работ по договору от 01.11.2005 N 1963/2 между ОАО “РЖД“ и обществом от 05.04.2006 N 248/13т, от 17.04.2006 N 272/14т, от 28.04.2006 N 297/15т ОАО “РЖД“ оказало обществу услуги по предоставлению подвижного состава для доставки груза на экспорт.

Общая стоимость оказанных услуг составила 925 697,90 руб. (в том числе НДС - 141 208,20 руб.). При этом в актах указаны номера вагонов (контейнеров), следующих на экспорт.

На основании указанных актов ОАО “РЖД“ выставило заявителю счета-фактуры от 05.04.2006 N 0010210000001527/0000000414 на сумму 415 147,60 руб. (в том числе НДС - 63 327,60 руб.), от 17.04.2006 N 0010210000001527/0000000447 на сумму 179 820,20 руб. (в том числе НДС - 27 430,20 руб.) и от 28.04.2006 N 0010210000001527/0000000489 на сумму 330 730,40 руб. (в том числе НДС - 50 450,40 руб.), которые были оплачены обществом, включая и НДС в сумме 141 208,20 руб.

Таким образом, счета-фактуры выставлены филиалом ОАО “РЖД“ с применением НДС по ставке 18%.

Впоследствии данная сумма налога заявлена обществом в налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% к возмещению в соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 164 НК РФ, введенным Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ и действовавшим в
спорный период (сентябрь 2006 года), работы и услуги, выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанные с такой перевозкой или транспортировкой работы (услуги), в том числе работы (услуги) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке, облагаются НДС по налоговой ставке 0%.

Из буквального толкования названной нормы следует, что реализация таких услуг подлежит обложению НДС по налоговой ставке 0% , если услуги оказываются в отношении экспортируемых за пределы Российской Федерации товаров.

Поэтому для определения надлежащей налоговой ставки необходимо установить, являлся ли экспортируемым товар в момент оказания услуги.

Для целей обложения НДС товар считается экспортируемым с момента его помещения под таможенный режим экспорта (статья 164 Кодекса).

В соответствии с частью 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.

Для решения вопроса о применении надлежащей налоговой ставки при обложении НДС операций по реализации услуг по предоставлению подвижного состава необходимо соотносить даты оказания услуг и помещения товаров под таможенный режим экспорта.

С учетом изложенного апелляционная инстанция ошибочно посчитала услуги по предоставлению подвижного состава оказанными в отношении экспортируемого товара лишь на том основании, что впоследствии товар был вывезен с территории Российской Федерации в режиме экспорта.

Аналогичная правовая позиция выражена в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.11.2007 N 1375/07, N 10159/07, N 10160/07, N 10246/07, N 10249/07, от 20.11.2007 N 7205/07, от 04.03.2008 N 16581/07, N 14227/07.

Таким образом, постановление апелляционной инстанции подлежит отмене.

Вместе с тем решение суда не может быть оставлено в силе, поскольку судом не исследовался вопрос
о том, был ли на момент оказания услуг товар помещен под таможенный режим экспорта.

Довод подателя жалобы о том, что оказанные ОАО “РЖД“ услуги по подаче порожних вагонов не могут быть отнесены к услугам по транспортировке (перевозке) экспортируемых товаров, не может быть принят во внимание.

Согласно Федеральному закону от 10.01.2003 N 17-ФЗ “О железнодорожном транспорте в Российской Федерации“ совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом признается перевозочным процессом. Следовательно, данные услуги относятся к единому комплексу транспортно-экспедиционных и перевозочных услуг.

Аналогичная правовая позиция сформулирована Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 20.12.2005 N 9252/05 и N 9263/05, от 19.06.2006 N 16305/05, от 04.03.2008 N 16581/07, N 14227/07.

При новом рассмотрении суду необходимо истребовать у заявителя документы, на основании которых можно определить дату подачи вагонов (железнодорожная ведомость), грузовые таможенные декларации, относящиеся к проверяемому налоговому периоду; установить, был ли на момент оказания услуг ОАО “РЖД“ по предоставлению подвижного состава товар помещен под таможенный режим экспорта, применить соответствующие нормы материального права. Учесть действующую в настоящее время Временную технологию взаимодействия таможенных органов и железных дорог при таможенном оформлении грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, утвержденную МПС Российской Федерации и ГТК Российской Федерации 20.04.1995.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...298 (пункт 3 части 1)...“ имеется в виду “...287 (пункт 3 части 1)...“.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 286 и 298 (пункт 3 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.09.2007 и постановление Тринадцатого
арбитражного апелляционного суда от 06.02.2008 по делу N А56-10270/2007 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Председательствующий

С.А.ЛОМАКИН

Судьи

Н.Н.МАЛЫШЕВА

М.В.ПАСТУХОВА