Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 02.07.2008 по делу N А05-7397/2007 Поскольку органы государственной власти России бездействовали и не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников, выполнявших в 2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, суд взыскал убытки, связанные с дополнительными денежными выплатами указанным медицинским работникам, за счет казны Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 2 июля 2008 г. по делу N А05-7397/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бурматовой Г.Е., Самсоновой Л.А., при участии от муниципального учреждения здравоохранения “Северодвинская городская больница N 1“ Филипишиной Н.Н. (доверенность от 10.01.2008), от Министерства финансов Российской Федерации Фербер С.Г. (доверенность от 10.01.2008 N 31-12/15), от Архангельского областного фонда обязательного медицинского страхования Лукиной Е.Е. (доверенность от 14.03.2006 N 9), рассмотрев 02.07.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2007 (судья Трубина Н.Ю.) и
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Писарева О.Г.) по делу N А05-7397/2007,

установил:

муниципальное учреждение здравоохранения “Северодвинская городская больница N 1“ (далее - МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Архангельскому областному фонду обязательного медицинского страхования (далее - Архангельский областной фонд ОМС) о взыскании 1 597 495 руб. 50 коп. убытков, связанных с дополнительными денежными выплатами медицинским работникам, выполнявшим государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, по оплате отпусков, служебных командировок, больничных листов, курсов повышения квалификации и иных периодов, в течение которых за работником сохраняется средняя заработная плата.

Определением суда от 06.09.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, муниципальное образование “Северодвинск“, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд ОМС).

Определением от 17.10.2007 суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), исключив ее из состава третьих лиц.

Решением суда от 23.11.2007 исковые требования удовлетворены. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“ взыскано 1 597 495 руб. 50 коп. убытков. В удовлетворении иска к Архангельскому областному фонду ОМС отказано.

Постановлением апелляционного суда от 25.03.2008 решение суда от 23.11.2007 изменено. С Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“ взыскано
1 145 653 руб. 11 коп. убытков. В остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе Минфин РФ, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить принятые судебные акты. Податель жалобы указывает, что постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851 “О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи“ (далее - постановление Правительства РФ N 851) не предусматривает компенсацию расходов, связанных с увеличением среднего заработка медицинским работникам, оказывающим первичную медико-санитарную помощь за счет субвенций. Пункт 3 утвержденных этим постановлением Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи устанавливает исчерпывающий перечень выплат, производимых за счет субвенций. Податель жалобы указывает, что судами необоснованно “в сумму фактически произведенных выплат медицинским работникам включены суммы на уплату единого социального налога в размере 331 651 руб. 21 коп.“.

В отзыве на кассационную жалобу МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“ просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, ссылаясь на их соответствие действующему законодательству.

В отзыве на кассационную жалобу Архангельский областной фонд ОМС указал, что требования к нему являются необоснованными.

В судебном заседании представитель Минфина РФ поддержал доводы жалобы, а представитель МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“ возражал против ее удовлетворения.

Третьи лица
извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 01.07.2008 до 13 час. 45 мин. 02.07.2008.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

В соответствии с разделом IV Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2006 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 N 461 (далее - Программа), на территории Российской Федерации за счет средств федерального бюджета предоставляется дополнительная медицинская помощь на основе государственного задания, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей (семейной) практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей (семейной) практики учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.

Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 22.12.2005 N 171-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год“ (далее - Закон N 171-ФЗ) предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с Программой является расходным обязательством Российской Федерации на 2006 год.

Частью 3 статьи 9 Закона N 171-ФЗ в составе бюджета Фонда утвержден фонд компенсаций на реализацию полномочия по финансовому обеспечению государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи. Средства из фонда компенсаций предоставляются в виде субвенций территориальным фондам обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного
частью 1 настоящей статьи, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В силу пункта 4 статьи 9 Закона N 171-ФЗ территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют целевое финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, на основании договоров на выполнение государственного задания, заключаемых с учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь.

Постановлением Правительства РФ N 851 утверждены Правила предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского
страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи (далее - Правила).

В пункте 6 Правил определены условия, при которых территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций учреждениям здравоохранения для выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Из материалов дела следует, что 16.01.2006 между МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“ и Архангельским областным фондом ОМС заключен договор о выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Согласно разделу 3 данного договора срок его действия определен сторонами с 01.01.2006 по 31.12.2006.

Суды установили, что в течение 2006 года МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“ в соответствии с условиями договора ежемесячно предоставляло в Архангельский областной фонд ОМС заявки на перечисление субвенций на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи из территориального фонда обязательного медицинского страхования. Архангельский областной фонд ОМС в 2006 году в полном объеме перечислил истцу субвенции на финансирование государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи согласно бюджетным заявкам лечебного учреждения.

Предъявленные ко взысканию истцом убытки представляют собой дополнительные расходы учреждения здравоохранения, связанные с увеличением среднего заработка работников в связи с ежемесячными доплатами в размере 10 000 руб. и 5 000 руб. в рамках выполнения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Медицинским работникам, выполнявшим в 2006 году государственное задание, истцом начислена средняя заработная плата за период нахождения в очередном ежегодном отпуске, служебной командировке, на курсах повышения квалификации, в период
временной нетрудоспособности в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Из материалов дела следует, что часть задолженности взыскана с МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“ в пользу работников, обратившихся в суд на основании решений мировых судей города Северодвинска, а часть - выплачена лечебным учреждением во внесудебном порядке.

Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в 2006 году установлен Законом N 171-ФЗ и постановлением Правительства РФ N 851, которыми определены не только категории медицинских работников, получающих дополнительные выплаты, размер выплат, но и их назначение. Указанными нормативными актами не предусмотрено финансирование дополнительных расходов медицинских учреждений в связи с увеличением среднего заработка медицинских работников.

В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых Федеральным фондом ОМС в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 ТК РФ, у истца возникли убытки.

В то же время частью 4 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2006 N 243-ФЗ “О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год“ предусмотрено, что финансовое обеспечение государственного задания, выполняемого в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 год, осуществляется с учетом предоставления соответствующим медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 ТК РФ.

Поскольку органы государственной власти Российской Федерации бездействовали и не определили источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, связанных с увеличением средней заработной платы медицинских работников, выполнявших в
2006 году государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, суды правомерно на основании статей 15 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворили исковые требования за счет казны Российской Федерации.

Установив, что Архангельский областной Фонд ОМС полностью выполнил финансовые обязательства по договору от 16.01.2006, суды обоснованно отказали в удовлетворении исковых требований в отношении его.

Суд первой инстанции решением от 23.11.2007 взыскал в пользу МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“ за счет казны Российской Федерации 1 597 495 руб. 50 коп. убытков.

Суд апелляционной инстанции, установив, что на момент вынесения решения суда от 23.11.2007 МУЗ “Северодвинская городская больница N 1“ фактически выплатило медицинским работникам спорную задолженность в сумме 1 145 654 руб. 11 коп., обоснованно изменил решение суда первой инстанции в части размера подлежащих взысканию убытков и взыскал в пользу истца за счет казны Российской Федерации 1 145 654 руб. 11 коп.

Кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что суд апелляционной инстанции необоснованно взыскал в составе убытков 331 951 руб. 21 коп., направленных на уплату единого социального налога. Из расчета суммы, взысканной судом апелляционной инстанции (том 2, листы дела 99 - 100, том 3, листы дела 1 - 2), данное обстоятельство не следует. Податель жалобы каких-либо доказательств в обоснование своего довода не привел, контррасчет не представил.

Довод подателя жалобы о том, что Российская Федерация обязательств по финансированию спорных выплат не имеет, поскольку учреждение является муниципальным, а не федеральным, противоречит законодательству, регулирующему финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с Программой государственного заказа на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований дополнительной медицинской помощи.

Довод подателя жалобы о том, что исковые
требования должны быть удовлетворены за счет средств муниципального образования, отклоняется, поскольку муниципальные образования не наделены соответствующими полномочиями по финансированию государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.

Кассационная инстанция также отклоняет довод подателя жалобы о том, что спорные выплаты истец должен компенсировать за счет собственных доходов от оказания платных медицинских услуг. На истца, как на муниципальное учреждение здравоохранения, не возложено бремя по реализации раздела Программы, финансовое обеспечение которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2008 по делу N А05-7397/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ

Судьи

Г.Е.БУРМАТОВА

Л.А.САМСОНОВА