Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.10.2008 по делу N А26-4572/2008 У ФСС не было оснований для отказа в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного страхования, поскольку отпуск по беременности и родам является единым и должен быть предоставлен сразу на весь срок (140 календарных дней) независимо от того, сколько дней женщина фактически использовала до родов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 октября 2008 г. по делу N А26-4572/2008

Резолютивная часть решения объявлена 07 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 10 октября 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Яковлева В.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сергеенко Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Карелия,

к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Карелия,

о признании частично недействительным решения от 14.07.2008 N 193,

при участии:

от заявителя - Дмитриевой О.В., доверенность в деле,

от ответчика - Савельевой Н.Е., доверенность в деле,

установил:

Центральный банк Российской Федерации в лице Национального
банка Республики Карелия (далее - Банк) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Карелия (далее - Фонд) от 14.07.2008 N 193 в части непринятия к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного страхования в сумме 44 563 рублей 06 копеек, в виде пособий работницам Банка по беременности и родам.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснив, что Фондом при вынесении оспариваемого решения неверно истолкована статья 255 Трудового кодекса Российской Федерации. Отпуск по беременности и родам является единым и должен быть предоставлен сразу на весь срок (140 календарных дней) независимо от того, сколько дней женщина фактически использовала его до родов. Основаниями для выплаты Банком пособий по беременности и родам послужили листки нетрудоспособности, выданные медицинскими учреждениями в полном соответствии с требованиями действующего законодательства, и у заявителя не было оснований для отказа в принятии к оплате данных листков нетрудоспособности.

Представитель ответчика в судебном заседании требования заявителя не признала, обосновав свои возражения тем, что Банк в нарушение требований пункта 8.1 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной Приказом Минздравмедпрома России от 19.10.94 N 206, Постановлением ФСС России от 19.10.94 N 21 (далее - Инструкция) принял к оплате листки нетрудоспособности за счет средств социального страхования, выданные лечебными учреждениями в сроки, превышающие 30 недель беременности (31, 34, 36 недель), а также выплатил пособия за период, превышающий 70 дней после родов. Поскольку листки нетрудоспособности
были выданы медицинскими учреждениями в сроки, превышающие 30 недель беременности и на срок более 70 дней после родов, данные листки считаются выданными с нарушениями установленного порядка их выдачи и не подлежат оплате за счет средств социального страхования. Ответчик полагает, что замена дородового отпуска послеродовым или удлинение послеродового отпуска за счет неполучения дородового, законодательством не предусмотрены.

Заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Фондам проведена проверка Банка по вопросу расходов на цели обязательного страхования, произведенных страхователем - плательщиком ЕСН в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, за период с 01.01.2005 по 31.12.2007. По результатам выездной проверки составлен Акт от 06.07.2008 N 355 с/с и принято решение от 14.07.2008 N 193, которым в том числе, не приняты к зачету в счет средств социального страхования 44 563 руб. 06 коп., выплаченных по листкам нетрудоспособности работницам Ружниковой Н.В., Сорокиной Е.Е., Крутохвостовой Н.В. и Борисовой А.Н.

Основанием для отказа Фондом в зачете указанной суммы послужил факт принятия Банком к оплате неправильно выданных по беременности и родам листков нетрудоспособности.

Не согласившись с данным решением Фонда в указанной части, Банк обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Оценив обстоятельства дела, суд считает требования заявителя законными и обоснованными.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 235 Налогового кодекса Российской Федерации Банк является плательщиком ЕСН.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального
страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Пособие по беременности и родам в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ “Об основах обязательного социального страхования“ является страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию.

Порядок выдачи листка временной нетрудоспособности по беременности и родам определен разделом 8 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан.

Согласно пункту 8.1 Инструкции выдача листка нетрудоспособности по беременности и родам производится с 30 недель беременности единовременно продолжительностью 140 календарных дней (70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов).

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона “Об основах обязательного социального страховании“ предусмотрено право страховщиков не принимать к зачету расходы на обязательное пенсионное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

При этом, отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

Согласно статье 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов
- восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов.

Как установлено в судебном заседании, Банком выплачены пособия по беременности и родам работницам Ружниковой Н.В. за период с 18.05.2005 по 04.10.2005, Сорокиной Е.Е. за период с 16.06.2005 по 02.11.2005, Крутохвостовой Н.В. за период с 21.12.2005 по 09.05.2006 и Борисовой А.Н. за период с 01.10.2007 по 17.02.2008. Выплаты произведены на основании листков временной нетрудоспособности выданных за 19, 48, 34 и 59 дней до родов соответственно. Листки временной нетрудоспособности выданы на 140 календарных дней каждый.

Суд полагает, что Фондом при вынесении оспариваемого решения была неверно истолкована статья 255 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающая отпуск по беременности и родам в 140 календарных дней независимо от числа дней, фактически использованных женщиной до родов.

Поскольку листки временной нетрудоспособности были выданы медицинскими учреждениями в полном соответствие с требованиями статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ единовременно продолжительностью в 140 календарных дней, требования о единовременности и продолжительности выдачи лечебным учреждением листка нетрудоспособности для предоставления отпуска по беременности и родам были соблюдены и соответствуют нормам действующего законодательства, Банк правомерно выплатил пособия по беременности и родам за счет средств социального страхования и предъявил спорную сумму в Фонд к зачету.

Таким образом, суд полагает, что у Фонда не было оснований для отказа Банку в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога на
цели обязательного страхования в сумме 44 563 рублей 06 копеек.

Решение Фонда в оспариваемо части не соответствует положениям статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, подлежит признанию недействительным, а требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.

Судебные расходы относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить полностью.

Решение Государственного учреждения - Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Карелия от 14.07.2008 N 193, проверенное на соответствие положениям статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации и статьи 7 Федерального закона “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, признать недействительным в части непринятия к зачету расходов, произведенных Центральным банком Российской Федерации в лице Национального банка Республики Карелия на цели обязательного социального страхования в сумме 44 563 руб. 06 коп.

Со дня вынесения настоящего решения Решение Государственного учреждения - Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Карелия от 14.07.2008 N 193 не подлежит применению в указанной части.

2. Взыскать с Государственного учреждения - Регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по Республики Карелия в пользу Центрального банка Российской Федерации в лице Национального банка Республики Карелия расходы по госпошлине в сумме 2 000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

3. Решение подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления
решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

В.В.ЯКОВЛЕВ