Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2008 по делу N А56-21734/2005 Суд правомерно удовлетворил требования ОАО “РЖД“ о взыскании с Минфина РФ расходов, возникших в результате предоставления инвалидам предусмотренных федеральным законом льгот по оплате проезда на междугородних линиях железнодорожного транспорта, поскольку средств федерального бюджета, выделенных в рассматриваемом периоде субъекту РФ, оказалось недостаточно для возмещения расходов, связанных с предоставлением данных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 мая 2008 г. по делу N А56-21734/2005

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Сосниной О.Г., Тарасюка И.М., при участии от Министерства финансов Российской Федерации Гольцова Н.С. (доверенность от 27.12.2007), от открытого акционерного общества “Российские железные дороги“ Селезнева В.В. (доверенность от 28.02.2008), рассмотрев 13.05.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2008 по делу N А56-21734/2005 (судья Жбанов В.Б.),

установил:

открытое акционерное общество “Российские железные дороги“ в лице филиала “Октябрьская железная дорога“ (далее - ОАО “РЖД“, Общество) обратилось в Арбитражный суд
города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Ленинградской области в лице Комитета финансов Ленинградской области (далее - Комитет финансов) о взыскании 544 204, 3 руб. расходов, возникших в результате предоставления в июне 2004 года отдельным категориям граждан льгот во исполнение Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон N 181-ФЗ).

Определением от 20.09.2005 в качестве ответчика к участию в деле привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), в качестве третьего лица - Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области.

Решением от 23.06.2006 ОАО “РЖД“ в иске отказано.

Постановлением кассационной инстанции от 31.10.2006 решение от 23.06.2006 отменено, дело передано на новое рассмотрение.

Определением от 19.03.2007 суд привлек к участию в деле в качестве второго ответчика Российскую Федерацию в лице Минфина РФ.

Решением от 18.01.2008 иск ОАО “РЖД“ удовлетворен частично, с Российской Федерации в лице Минфина РФ за счет средств казны Российской Федерации в пользу Общества взыскано 279 632 руб. 76 коп. и 7 092 руб. 66 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В иске к Комитету финансов отказано.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Минфин РФ просит отменить обжалуемое решение, ссылаясь на нарушения норм материального права, и направить дело на новое рассмотрение. Податель жалобы указывает, что суд не рассмотрел вопрос о том, были ли учтены в составе Фонда компенсаций в 2004 году средства на реализацию Закона N 181-ФЗ, достаточно ли выделено средств из федерального бюджета и каково их целевое использование. По мнению Минфина РФ, со стороны Российской Федерации обязанность по
учету расходов субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией Закона N 181-ФЗ, выполнена полностью. Минфин РФ полагает, что истец не доказал оснований для компенсации расходов, в материалах дела отсутствует расчет размера заявленных исковых требований.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “РЖД“ предоставляло отдельным категориям граждан льготы, в результате чего понесло расходы, невозмещение которых в полном размере послужило основанием для его обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

Суд, удовлетворяя требования истца, пришел к выводу, что льготы, предоставленные Обществом и установленные Законом N 181-ФЗ, должны возмещаться за счет средств казны Российской Федерации и что истец доказал факт предоставления льгот частично.

Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.

В соответствии со статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными нормативными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно статье 30 Закона N 181-ФЗ (в редакции от 23.10.2003) инвалидам предоставляется 50-процентная скидка со стоимости проезда на междугородных линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с 1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года. Инвалидам I и II групп и детям-инвалидам предоставляется право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно, если законодательством Российской Федерации не установлены более льготные условия.

Пунктами 18 и 19 статьи 4 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование
показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов государственной власти.

Источник финансирования указанных льгот Законом N 181-ФЗ не определен.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 утвержден Порядок предоставления и расходования средств Фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“ (далее - Порядок). Этот Порядок действовал и в 2004 году (постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80). В силу пункта 2 Порядка предоставление субсидий и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляет Минфин РФ на основании сводной бюджетной росписи федерального бюджета в пределах объемов финансирования и лимитов бюджетных обязательств, утверждаемых в установленном порядке.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ (далее - Закон о федеральном бюджете) установлены размеры субсидий и субвенций, выделяемых из Фонда компенсаций и направляемых в том числе и на реализацию Закона N 181-ФЗ (пункт 3 статьи 47 названного Закона).

В соответствии с приложением 14 к Закону о федеральном бюджете субъекту Российской Федерации - Ленинградской области на реализацию Закона N 181-ФЗ предусмотрено выделить 212 322, 2 тыс. руб.

Согласно приложению 2 Закона Ленинградской области от 31.12.2003 N 105-оз “Об областном бюджете Ленинградской области на 2004 год“ в редакции от 24.11.2004 (далее - Закон Ленинградской области) субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, за исключением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, составили 188 605 тыс. руб.

Из ведомственной структуры расходов областного бюджета Ленинградской области за 2004 год в редакции от 24.11.2004 следует, что
расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов составляют 31 000 тыс. руб. (приложение 8 Закона Ленинградской области).

В соответствии с приложениями 2, 8 Закона Ленинградской области в редакции от 06.05.2005 сумма субсидий на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ составила 276 596 тыс. руб., а расходы на оплату проезда ветеранов и инвалидов - 69 550 тыс. руб.

В силу приложений 2 и 4 закона Ленинградской области от 07.10.2005 N 85-оз “Об исполнении областного бюджета Ленинградской области за 2004 год“ на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ Законом Ленинградской области о бюджете на 2004 год утверждено и соответственно исполнено 276 596 тыс. руб., в отношении расходов на оплату проезда ветеранов и инвалидов утверждено и соответственно исполнено 69 550 тыс. руб.

Следовательно, Ленинградская область полностью распределила все перечисленные ей средства.

Суд, проанализировав названные нормы, пришел к правильному выводу о том, что расходы подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция отклоняет довод подателя жалобы о том, что суд не исследовал вопрос, в каком размере в федеральном бюджете на 2004 год были предусмотрены средства на реализацию Закона N 181-ФЗ, как не подтвержденный материалами дела.

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 8 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26.07.2002 N 30 (далее - Правила), продажа проездных документов (билетов) на сети железных дорог на поезда
дальнего и местного следования производится с помощью автоматизированной системы учета “Экспресс“ (далее - АСУ “Экспресс“).

Пунктом 24 Правил установлено обязательное наличие при оформлении льготных проездных билетов данной категории лиц отрывных талонов на право бесплатного проезда, полученных в обмен на бесплатные или льготные проездные документы (билеты) и прилагаемых к отчету билетного кассира.

В подтверждение факта предоставления льгот и размера расходов истец представил реестры АСУ “Экспресс“, а также копии купонов кассира с талонами на льготный проезд на сумму 279 632, 76 руб.

Податель жалобы ссылается на то, что истец не доказал размер заявленных к возмещению расходов, так как не представил расчет суммы иска. Кассационная инстанция отклоняет указанный довод, поскольку из решения суда следует, что истец представил расчет в судебное заседание. При этом суд указал, что налог на добавленную стоимость не включен в сумму иска. Кроме того, в материалах дела имеется представленный ОАО “РЖД“ расчет, из которого ясно, из каких сумм складываются понесенные Обществом расходы, налог на добавленную стоимость в указанную сумму не включен (лист дела 24 тома 3).

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы и считает, что решение принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.01.2008 по делу N А56-21734/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

А.А.КУСТОВ

Судьи

О.Г.СОСНИНА

И.М.ТАРАСЮК