Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 по делу N А05-9595/2007 Суд отказал в признании незаконными действий управления Государственного автодорожного надзора по проведению проверки содержания администрацией МО улично-дорожной сети города, поскольку управление наделено полномочиями по осуществлению контроля и надзора в сфере автомобильного транспорта в отношении вопросов безопасности дорожного движения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 мая 2008 г. по делу N А05-9595/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А., при участии от Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Юркина Е.В. (доверенность от 09.01.2008 N 9), от администрации муниципального образования “Северодвинск“ Кожанова Е.А. (доверенность от 25.12.2007 N 03-52/2718), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования “Северодвинск“ на решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2007 (судья Хромцов В.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Чельцова Н.С.) по делу N А05-9595/2007,

установил:

администрация
муниципального образования “Северодвинск“ (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Управление) по проведению проверки содержания улично-дорожной сети города Северодвинска и о признании недействительными предписаний от 14.09.2007 N 34 и 35, вынесенных по итогам данной проверки.

Решением от 28.11.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, проверка проведена Управлением с превышением полномочий.

В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить судебные акты без изменения, полагая их правомерными.

В судебном заседании представитель Администрации подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 13.09.2007 Управлением проведена проверка содержания улично-дорожной сети города Северодвинска. В ходе проверки обнаружено, что состояние покрытия проезжей части дорог не соответствует требованиям Государственного стандарта Российской Федерации “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения“ ГОСТ Р 50597-93, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221. Результаты проверки отражены в актах от 13.09.2007.

По итогам проверки Управление вынесло в отношении Администрации предписания от 14.09.2007 N 34 и 35 об устранении выявленных нарушений.

Полагая действия Управления по проведению проверки и вынесению предписаний незаконными, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением. При этом Администрация не оспаривала наличие у нее обязанности по надлежащему
содержанию улично-дорожной сети города Северодвинска, а также факт несоответствия дорог требованиям ГОСТ Р 50597-93. Незаконность проверки, по мнению заявителя, обусловлена отсутствием у Управления права на осуществление функций по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта в отношении вопросов безопасности дорожного движения.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398, установлено, что Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере гражданской авиации (кроме вопросов использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), морского (включая морские торговые, специализированные, рыбные порты, кроме портов рыбопромысловых колхозов), внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства.

Таким образом, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контрольные и надзорные функции в том числе и в сфере дорожного хозяйства, причем применительно к данной сфере изъятий в отношении вопросов безопасности дорожного движения не установлено.

Согласно пункту 4 данного Положения Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В Архангельской области и Ненецком автономном округе функции вышеназванной Федеральной службы по надзору и контролю деятельности в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства осуществляет Управление, действующее на основании Положения, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 22.12.2004 N АН-332ФС. В соответствии с пунктом 2.3.6 данного Положения Управлению предоставлены полномочия
по контролю и надзору за соблюдением требований нормативных документов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования, а также за деятельностью организаций по выполнению законодательства Российской Федерации и нормативных документов в данной сфере деятельности.

При таком положении доводы Администрации относительно отсутствия у Управления полномочий на проведение проверки соответствия состояния улично-дорожной сети города Северодвинска ГОСТ Р 50597-93, требования которого направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, кассационная инстанция отклоняет как необоснованные. Кроме того, поскольку из раздела 1 “Область применения“ ГОСТ Р 50597-93 следует, что требования данного государственного стандарта направлены не только на обеспечение безопасности дорожного движения, но и на сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды, доводы жалобы не могут быть приняты и по этому основанию.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов, которыми отказано в удовлетворении заявления Администрации о признании незаконными действий Управления по проведению проверки содержания улично-дорожной сети города Северодвинска и о признании недействительными предписаний от 14.09.2007 N 34 и 35.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 28.11.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2008 по делу N А05-9595/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования “Северодвинск“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

О.А.АЛЕШКЕВИЧ

Л.А.САМСОНОВА