Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.04.2008 по делу N А13-2423/2007 Довод ИФНС об обязанности ОАО включить в базу, облагаемую ЕСН, суммы премий, выплаченных работникам на основании приказов о поощрении к юбилейным и праздничным датам, мотивированный тем, что названные поощрения относятся к стимулирующим выплатам, необоснован, поскольку данные выплаты обусловлены не производственной деятельностью работника, а наступлением определенного события (праздничной даты), не предусмотрены коллективным и трудовыми договорами и выплачены ОАО за счет чистой прибыли.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 2008 г. по делу N А13-2423/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Корабухиной Л.И. и Морозовой Н.А., при участии от открытого акционерного общества “Череповецкий порт“ Сумароковой А.М. (доверенность от 15.04.2008 N 49-13/08), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2007 по делу N А13-2423/2007 (судья Кудин А.Г.),

установил:

открытое акционерное общество “Череповецкий порт“ (далее - Общество, ОАО “Череповецкий порт“) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области (далее - налоговая инспекция) от 28.02.2007 N 11-15/155-134/6 в части доначисления 44 944,41 руб. единого социального налога, 9 327,98 страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, начисления 17 508,99 руб. пеней за нарушение срока уплаты единого социального налога и страховых взносов, а также в части привлечения налогоплательщика к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за неуплату (неполную уплату) единого социального налога в виде взыскания 7 538,67 руб. штрафа.

Решением суда первой инстанции от 30.08.2007 заявление Общества удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права - статей 236 и 255 НК РФ, а также статей 129 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты ОАО “Череповецкий порт“ единого социального налога за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период с 01.01.2005 по 31.12.2005. В ходе проверки выявлен ряд нарушений, которые отражены в акте от 13.12.2006 N 11-15/155-134ДСП. По результатам рассмотрения материалов проверки и представленных Обществом возражений налоговый орган принял решение от 29.01.2007 N 11-15/3Д о
проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В результате проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган пришел к выводу, что Общество неправомерно в 2003 - 2005 годах не включило в базу, облагаемую единым социальным налогом, суммы премий, выплаченные работникам организации на основании приказов о поощрении “За долголетний, добросовестный труд на речном транспорте и в связи с юбилейными датами“, “За добросовестный труд и в связи с профессиональным праздником“, “За добросовестный труд и в связи с празднованием Дня работников морского и речного флота“. За проверенный период сумма названных выплат составила 160 869 руб. (в 2003 году - 33 464 руб., 2004 году - 60 348 руб., 2005 году - 67 054 руб.) Налоговая инспекция признала неправомерным неучет налогоплательщиком этой суммы премий при исчислении единого социального налога.

Спорные выплаты предусмотрены коллективным договором и трудовыми договорами.

Так, в пункте 6.1.6 коллективного договора указано на поощрение работников в связи с 50-летним юбилеем (по ходатайству трудового коллектива в лице руководителя подразделения и председателя цеховой профсоюзной организации в зависимости от стажа непрерывной работы в Череповецком порту АО “СЗП“ и в ОАО “Череповецкий порт“). Нарушители трудовой дисциплины, допустившие в течение года прогулы, появление на работе в нетрезвом виде, не поощряются. В пункте 6.1.9 коллективного договора предусмотрена выплата добросовестно работающим работникам порта 1 раз в 10 лет ко дню рождения (30, 40 и т.д. лет) поощрения в размере 100 руб. при стаже непрерывной работы 10 лет и более (по ходатайству трудового коллектива в лице руководителя подразделения и председателя цеховой профсоюзной организации, кроме случаев предусмотренных пунктами 6.1.6 и 6.1.7 коллективного договора).

В пункте 3.3 трудовых
договоров, заключенных Обществом с работниками, установлено, что работодатель (Общество) обязуется производить доплаты, определенные коллективным договором, способствовать повышению производительности труда и квалификации работника.

Налоговая инспекция считает, что суммы вышеназванных поощрений относятся к стимулирующим выплатам и подлежат включению в состав расходов на оплату труда в соответствии с пунктом 2 статьи 255 НК РФ по налогу на прибыль, поскольку зависят от оклада (месячной тарифной ставки), стажа работы, направлены на материальную заинтересованность при выполнении трудовых обязанностей работников Общества. Соответственно на основании пунктов 1 и 3 (абзацев первого и второго) статьи 236 и статьи 237 НК РФ суммы выплаченных премий подлежат обложению единым социальным налогом.

Следовательно, в результате неправомерного невключения в базу, облагаемую единым социальным налогом, выплаченных работникам сумм поощрений, Общество занизило сумму подлежащего уплате в бюджет единого социального налога.

Кроме того, неучет Обществом названных выплат привел к неполной уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2005 год.

Решением налоговой инспекции от 28.02.2007 N 11-15/155-134/6 Обществу доначислено и предложено уплатить в срок, указанный в требовании, 46 123,93 руб. единого социального налога, 9 327,98 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 17 508,99 руб. пеней за нарушение срока уплаты налога и страховых взносов. Кроме того, ОАО “Череповецкий порт“ привлечено к ответственности за неуплату (неполную уплату) единого социального налога на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 7 538,67 руб. штрафа.

Общество оспорило решение налогового органа от 28.02.2007 N 11-15/155-134/6 (за исключением эпизода, связанного с необоснованным уменьшением единого социального налога, подлежащего уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации за 2005 год, описанного в пункте 1.3 мотивировочной части
решения) в арбитражном суде.

Суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы налоговой инспекции.

Объектом обложения страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование и базой для их начисления согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ являются объект налогообложения и база, облагаемая единым социальным налогом, установленные главой 24 “Единый социальный налог“ Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьями 236 и 237 НК РФ, объектом обложения единым социальным налогом для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые этими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Налоговая база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц. При определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в статье 238 НК РФ), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты.

В пункте 3 статьи 236 НК РФ установлено исключение из общего правила. Указано, что перечисленные в пункте 1 этой статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся, а также от вида заключенного договора - трудовой или гражданско-правовой) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если такие выплаты не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Вопрос об отнесении спорных выплат к расходам, уменьшающим или не уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу, решается на основании норм
главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 252 НК РФ предусмотрено, что расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации, прочие расходы (пункт 2 статьи 253 НК РФ).

Как следует из статьи 255 НК РФ, в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. К расходам на оплату труда относятся начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, и начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда. В пункте 25 статьи 255 НК РФ указано, что к названным расходам относятся и другие виды расходов, произведенных в пользу работников, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором (пункты 2 и 3 статьи 255 НК РФ).

При этом не все выплаты, связанные с оплатой труда, могут быть отнесены к расходам, уменьшающим облагаемую налогом на прибыль базу.

В статье 270 “Расходы, не учитываемые в целях налогообложения“ Налогового кодекса Российской Федерации приведен перечень расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Так, в пункте 21 статьи 270 НК РФ указано, что не учитываются при определении налоговой базы расходы на любые
виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).

Правовое регулирование отношений по оплате труда работников осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ). Как следует из статьи 129 ТК РФ, заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты стимулирующего характера. Системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются работникам организаций коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами (статья 135 ТК РФ в редакции, действовавшей в спорный период). Работодатель вправе устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Такие системы могут устанавливаться также коллективным договором (статья 144 ТК РФ). В статье 191 ТК РФ указано, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что Общество в 2003 - 2005 годах в связи с юбилейными и праздничными датами на основании приказов “О поощрении“ производило начисление и выплату работникам премий.

Оценив представленные в материалы дела документы, суд пришел к выводу, что спорные премии подпадают под действие пункта 21 статьи 270 НК РФ, поскольку обусловлены не производственной деятельностью работника, его производственными результатами, профессиональным мастерством, высокими достижениями в труде и иными подобными показателями, а наступлением определенного события - юбилейной или праздничной даты.

Вывод суда согласуется с позицией Министерства финансов Российской Федерации, изложенной в письмах от 16.11.2007 N 03-04-06-02/208, от 23.11.2004 N 03-03-01-04/1-140.

Ссылка налоговой инспекции
на то, что спорные премии предусмотрены коллективным договором и трудовыми договорами Общества с работниками, обоснованно отклонена судом.

Трудовыми договорами (пункт 3.3) установлена обязанность работодателя производить работникам доплаты, определенные коллективным договором. Перечень этих доплат приведен в разделе IV “Организация и оплата труда“ коллективного договора. Так, в пункте 4.1.8 предусмотрена доплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными условиями труда, пункте 4.1.10 - доплата за совмещение профессий (должностей) или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника, пункте 4.1.14 - доплата за работу в ночное время и т.д.

Выплаты премий и поощрений к юбилейным датам и дням рождениям предусмотрены в другом разделе коллективного договора - разделе VI “Социальные льготы и гарантии“. Эти выплаты не отвечают понятию доплат, указание на которые имеется в трудовых договорах. Кроме того, суд выяснил, что премии к праздничным датам, выданные Обществом работникам на основании ряда приказов, не предусмотрены ни коллективным, ни трудовыми договорами.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 270 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2003 - 2004 годах) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм распределяемого дохода. Согласно новой редакции этого же пункта, действовавшей 2005 году (установленной Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, и действие которой распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2005), не учитываются при определении базы, облагаемой налогом на прибыль, расходы в виде сумм прибыли после налогообложения.

То есть любые расходы, осуществленные за счет прибыли, оставшейся после налогообложения, независимо от характера таких расходов, не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.

Суд первой инстанции, исследовав представленные Обществом
документы, установил, что премии к юбилейным датам и к дням рождениям, предусмотренные коллективным договором, выплачены налогоплательщиком за счет чистой прибыли. Налоговый орган не опроверг достоверность представленных Обществом материалов, не доказал их несоответствие фактическим обстоятельствам ни в ходе проверки, ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Этот вывод суда соответствует имеющимся в деле доказательствам.

Следовательно, в силу положений пункта 3 статьи 236 НК РФ налогоплательщик правомерно не включал в базу, облагаемую единым социальным налогом, суммы премий, выплаченные работникам за счет чистой прибыли.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал необоснованными доводы налоговой инспекции об обязательности включения спорных сумм премий в расходы, уменьшающие базу, облагаемую налогом на прибыль, а следовательно, и в базу, облагаемую единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование.

Решение суда соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2007 N 13342/06, от 03.07.2007 N 1441/07).

Правовых оснований для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения жалобы налогового органа отсутствуют.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.08.2007 по делу N А13-2423/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.Г.КУЗНЕЦОВА

Судьи

Л.И.КОРАБУХИНА

Н.А.МОРОЗОВА