Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2008 по делу N А05-7152/2007 Таможня неправомерно отказала ОАО в принятии ГТД, в которой в таможенном режиме экспорта заявлена партия товаров (картона), указав на заявление в названной декларации товаров одного наименования, поскольку данная партия состоит из картона различной плотности, что является определяющим критерием для классификации товаров по разным кодам ТН Ф.И.О. 5, 7 и 8 знаков.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2008 г. по делу N А05-7152/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А., при участии от Архангельской таможни Малютина М.Е. (доверенность от 17.04.08 N 16), от открытого акционерного общества “Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат“ Артюгина С.В. (доверенность от 29.12.07 N 7-205 юр), рассмотрев 21.04.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Архангельской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.07 (судья Пигурнова Н.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.08 (судьи Пестерева О.Ю., Богатырева В.А., Виноградова Т.В.) по делу N А05-7152/2007,

установил:

открытое акционерное общество “Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее -
общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными действий Архангельской таможни (далее - таможня), выразившихся в отказе обществу в принятии грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), оформленной 10.04.07 на бланке N 31710175 в порядке статьи 128 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).

Решением суда от 01.10.07 заявление общества удовлетворено, оспариваемые действия таможенного органа признаны незаконными, не соответствующими пункту 2 статьи 132 ТК РФ. На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обязал таможню устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем аннулирования незаконного отказа и восстановления нарушенных прав.

Постановлением апелляционной инстанции от 23.01.08 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе таможня просит отменить судебные акты как вынесенные с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, при применении упрощенного порядка декларирования обществом не соблюдены условия, предусмотренные статьей 128 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ): в таможенной декларации указаны товары одного наименования, не облагаемые вывозной таможенной пошлиной.

В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения.

В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель общества возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что 10.04.07 в порядке, предусмотренном статьей 128 ТК РФ, общество подало в таможню ГТД, согласно которой в таможенном режиме экспорта с указанием одного классификационного кода заявлена товарная партия, состоящая из небеленого, немелованного картона “КРАФТ-ЛАЙНЕР“ различных форматов и плотности. В спорном периоде ставки вывозной таможенной пошлины в отношении экспортируемых обществом
товаров не установлены. В графе 31 ГТД сделана запись: “Товары, согласно прилагаемому списку“. При этом заявителем уплачено 50 000 руб. таможенных сборов (таможенный приходный ордер N ТВ-0681291). Таможенный орган отказал заявителю в принятии декларации со ссылкой на пункт 2 статьи 132 ТК РФ, в результате чего обществу пришлось подать другую ГТД, добавочные листы к ней и вторично уплатить таможенные сборы за таможенное оформление в том же размере.

В мае 2007 года общество обратилось с жалобой к начальнику таможни на действия таможенного поста. Решением начальника таможни от 06.06.07 N 07-38/7 действия поста по отказу в принятии ГТД и возврате 50 000 руб. таможенных сборов признаны правомерными в связи с несоблюдением формы декларирования товаров, установленной приказом Федеральной таможенной службы (далее - ФТС) от 11.08.06 N 762, что и послужило заявителю поводом для обращения в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели правовых оснований для отказа обществу в принятии ГТД.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия считает, что суды первой и апелляционной инстанций правильно применили нормы материального права.

В силу требований пунктов 1 и 2 статьи 124 ТК РФ декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации, в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только теми сведениями, которые необходимы для целей исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 132
ТК РФ поданная таможенная декларация принимается таможенным органом в день ее получения, за исключением случаев, если:

таможенная декларация подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации;

таможенная декларация подается ненадлежащим лицом;

в таможенной декларации не указаны необходимые сведения (перечень основных сведений, подлежащих указанию при декларировании, содержится в пункте 3 статьи 124 ТК РФ);

таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

при подаче таможенной декларации не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с пунктом 5 статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации;

в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Форма декларирования определяется федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации (пункт 6 статьи 124 ТК РФ).

Вместе с тем согласно положениям статьи 128 ТК РФ по желанию декларанта содержащиеся в одной товарной партии товары различных наименований могут декларироваться с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности при условии, что этому классификационному коду соответствует ставка таможенной пошлины наиболее высокого уровня. При этом, если товарам соответствует несколько классификационных кодов по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности с одинаковыми ставками таможенных пошлин, указанию подлежит тот классификационный код товара, которому соответствует наиболее высокий уровень ставки акциза, а при равных ставках акциза - наиболее высокий уровень ставки налога на добавленную стоимость (пункт 1). Сведения о наименовании и количестве всех товаров, содержащихся в одной
товарной партии, заявляются декларантом путем представления списка товаров. В качестве такого списка могут использоваться отгрузочные спецификации, упаковочные листы, описи или другие подобные документы. Список товаров рассматривается для таможенных целей в качестве неотъемлемой части таможенной декларации (пункт 2). Если к отдельным товарам, содержащимся в одной товарной партии, применяются ограничения, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, декларирование таких товаров с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности не освобождает декларанта от соблюдения указанных ограничений (пункт 3).

В силу пункта 2 статьи 325 ТК РФ для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, соответствующие наименованию и классификации товаров в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, а также предусмотренных статьей 282 ТК РФ при применении единых ставок таможенных пошлин, налогов к товарам, перемещаемым через таможенную границу физическими лицами для личного пользования.

При декларировании товаров нескольких наименований с указанием одного классификационного кода по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности в соответствии со статьей 128 ТК РФ в отношении всех таких товаров применяются ставки таможенных пошлин, налогов, соответствующие этому классификационному коду (абзац второй пункта 2).

По смыслу приведенных нормативных положений упрощенный порядок декларирования товарной партии применяется, если при этом не нарушаются фискальные интересы бюджета. Именно этим обусловлено требование классификации товаров кодом, которому соответствует наибольшие ставки таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем положения статьи 128 ТК РФ призваны прежде всего упростить и ускорить таможенную процедуру, сократить объем временных и финансовых затрат, которые для государства не могут рассматриваться как оправданные своими интересами.
При этом законодатель не преследует цель необоснованно увеличить подлежащие уплате суммы таможенных платежей. Цель закона в данном случае - не потерять (не уменьшить) соответствующие платежи и упростить таможенное оформление товаров с учетом баланса частных и публичных интересов.

Согласно материалам дела ГТД подана надлежащим лицом в полномочный таможенный орган по форме, утвержденной приказом ФТС от 03.08.06 N 724. В ней содержатся все необходимые сведения, перечисленные в пункте 3 статьи 124 ТК РФ. К декларации приложены все документы, необходимые в рассматриваемом случае для таможенного оформления. Вывозимые товары отвечают критериям единой товарной партии (пункт 5 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утвержденной приказом ФТС от 11.08.06 N 762; зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.09.06 за N 8225, далее - Инструкция). Спорная ГТД также отвечает положениям пункта 9 Инструкции.

В данном случае товары не облагаются вывозной таможенной пошлиной, налогом на добавленную стоимость и акцизами. Однако (с учетом приведенного выше толкования нормативных положений) такая ситуация не может быть оценена как препятствующая декларированию товарной партии в упрощенном порядке с указанием одного классификационного кода и приложением списка товаров. Сумма таможенных платежей в этом случае равна нулю и не превышает сумму, подлежащую уплате при декларировании товаров в общем порядке с использованием добавочных листов к основной декларации, и не меньше ее. В то же время как при общем, так и при упрощенном порядке декларирования уплачиваются таможенные сборы за таможенное оформление. Оспариваемый отказ таможни не сопряжен с какими-либо ограничениями, соблюдение которых исключало бы право декларанта применить порядок декларирования, установленный статьей 128 ТК РФ, либо создавало бы для
этого дополнительные трудности в тех или иных интересах государства и общества.

Суд кассационной инстанции отклоняет довод таможенного органа о том, что в таможенной декларации заявлены товары одного наименования. Предъявленная к вывозу товарная партия состоит из картона различной плотности, которая, в свою очередь, является определяющим критерием классификации Ф.И.О. 5, 7 и 8 знаков. В товарную партию входят товары, относящиеся к подсубпозициям 4804111100, 4804111500, 4804111900 и 4804315800 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Оспариваемые действия таможни не соответствуют закону, нарушают права и законные интересы заявителя, создают ему определенные затруднения в осуществлении экономической деятельности. Причем такие затруднения нельзя признать оправданными ни конкретными правилами, ни основами публичного порядка.

Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.10.07 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.08 по делу N А05-7152/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Архангельской таможни - без удовлетворения.

Председательствующий

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи

И.С.ЛЮБЧЕНКО

Л.А.САМСОНОВА