Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2008 по делу N А05-8979/2007 Инспекция Гостехнадзора необоснованно отказала ООО в проведении государственной регистрации автопогрузчиков, сославшись на отсутствие паспортов на названные автомашины, поскольку указанные транспортные средства выпущены предприятием-изготовителем до момента введения паспортов на самоходные машины, первоначальным собственником данная техника не регистрировалась и предъявленными в инспекцию документами общество подтвердило свое право собственности на автопогрузчики.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2008 г. по делу N А05-8979/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Афанасьева С.В., Нефедовой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2007 (судья Бунькова Е.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 (судьи Виноградова Т.В., Чельцова Н.С., Бочкарева И.Н.) по делу N А05-8979/2007,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Ремспецтех“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственной инспекции по надзору за техническим
состоянием самоходных машин и других видов техники Архангельской области (далее - Инспекция Гостехнадзора), в котором, с учетом последующих уточнений, просило признать незаконными действия Инспекции Гостехнадзора, выразившиеся в отказе произвести государственную регистрацию следующих видов техники:

- автопогрузчик АП 40814, год выпуска 1988, заводской N 00014, двигатель N 2384568;

- автопогрузчик АП 40814, год выпуска 1990, заводской N 15782, двигатель N 263110;

- автопогрузчик BALKANCAR марки ДВ-1661.28, год выпуска 1989, заводской N 950415, двигатель 98751;

- автопогрузчик BALKANCAR марки ДВ-1661.28, год выпуска 1989, заводской N отсутствует, двигатель 117986.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2007 требования Общества удовлетворены частично.

Суд признал действия Инспекции Гостехнадзора, выразившиеся в отказе Обществу в проведении государственной регистрации трех автопогрузчиков незаконными, и обязал Инспекцию Гостехнадзора провести регистрацию данной техники, за исключением снятого с учета автопогрузчика АП 40814, год выпуска 1988, заводской N 00014, двигатель N 2384568, а также возместить Обществу расходы по государственной пошлине.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция Гостехнадзора, ссылаясь на неправильное, по ее мнению, применение судом норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.

Как указывает в жалобе ее податель, отказ в регистрации автопогрузчиков связан с отсутствием у Общества технических характеристик, руководства по эксплуатации, а также паспорта машины, как основного документа, подтверждающего право собственности на технику.

Инспекция Гостехнадзора полагает, что действовала в рамках предоставленных ей полномочий, подлежащая регистрации техника должна быть списана как несоответствующая правилам техники безопасности.

Кроме того, податель жалобы считает противоречивыми выводы суда апелляционной инстанции.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы,
однако для участия в судебном заседании своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная инстанция проверила законность обжалуемых судебных актов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.04.2007 между обществом с ограниченной ответственностью “Промснаб“ (продавец) и Обществом (покупатель) заключены два договора купли-продажи (л.д. 7 - 9, 16 - 19), в соответствии с которыми в собственность Общества передаются, в том числе, автопогрузчик АП 40814, год выпуска 1988, заводской N 00014, двигатель N 2384568; автопогрузчик АП 40814, год выпуска 1990, заводской N 15782, двигатель N 263110; автопогрузчик BALKANCAR марки ДВ-1661.28, год выпуска 1989, заводской N 950415, двигатель N 98751; автопогрузчик BALKANCAR марки ДВ-1661.28, год выпуска 1989, заводской N отсутствует, двигатель N 117986.

Представленными в материалы дела актами приема-передачи, составленными по форме N ОС-1, и платежными поручениями подтверждается, что названная техника передана Обществу и оплачена им в соответствии с условиями договора (л.д. 12 - 15, 28 - 37).

Отказ Инспекции Гостехнадзора в регистрации приобретенной техники в связи с отсутствием документов, предусмотренных пунктами 2.1 и 2.8.6 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом Российской Федерации 16.01.1995 и зарегистрированных в Минюсте Российской Федерации 27.01.1995 N 785 (далее - Правила регистрации), а именно: паспортов самоходной машины (л.д. 46 - 49), послужил поводом для обращения Общества в суд с настоящим заявлением.

Частичное удовлетворение иска мотивировано тем, что спорные автопогрузчики выпущены предприятием-изготовителем до 01.09.1995, то есть до момента введения паспортов на самоходные
машины, первоначальным собственником данная техника не регистрировалась, представленными документами подтверждено право собственности Общества на предъявленные для регистрации автопогрузчики, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень документов, предъявляемых для регистрации самоходных машин.

Отказывая в государственной регистрации автопогрузчика АП 40814, год выпуска 1988, заводской N 00014, двигатель N 2384568, суд установил, что ранее данный автопогрузчик был снят Инспекцией Гостехнадзора с учета по причине списания.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.

Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ установлено, что допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

Из пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 N 938 “О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации“ следует, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака “Транзит“ или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

По смыслу
указанных норм материального права регистрация транспортных средств как объектов движимого имущества устанавливается не в целях регистрации (возникновения, изменения, прекращения) вещных прав владельцев на них, а для допуска транспортных средств к участию в дорожном движении и осуществления технического учета транспортных средств на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации государственной регистрации на территории Российской Федерации подлежат автотранспортные средства, тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см и прицепы к ним.

Из пункта 4 упомянутого постановления Правительства Российской Федерации следует, что регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим или физическим лицам, производятся на основании паспортов соответствующих транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговлю транспортными средствами, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

В пункте 1.5 Правил регистрации приведены те же положения, что и в пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994.

Согласно пункту 2.1 Правил регистрации машины регистрируются за юридическим или физическим лицом, указанным в документе, подтверждающем право собственности, и в паспорте самоходной машины и других видов техники, а снятые с учета в связи с изменением места регистрации (без изменения владельца), - в паспорте машины.

В силу пункта 2.8.6 указанных Правил, регистрация приобретенных машин, номерных агрегатов, ранее состоящих на учете (кроме указанных в пункте 2.8.2 Правил), производится за владельцами при представлении регистрационных документов с отметкой о снятии их с учета по прежнему месту регистрации, паспортов машин и документов, подтверждающих право собственности на
машину, номерной агрегат.

Как установлено судом, постановка автопогрузчиков на учет не осуществлялась, в базе данных отдела по угону указанная техника не числилась. Из пояснений Общества следует, что автопогрузчики были приобретены без паспортов самоходной машины.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 “О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации“ предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, с 1 сентября 1995 года. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Пунктом 2 данного постановления Правительства Российской Федерации предусмотрено, что паспорта выдаются, в том числе, и органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 г., ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 сентября 2001 г., а также полученные от Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, при предъявлении их к регистрации.

Пунктом 2.1 Положения о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденного Госстандартом Российской Федерации 26.06.1995, Минсельхозпродом Российской Федерации 28.06.1995, установлено, что паспорт выдается физическим и юридическим лицам - собственникам машин с заполнением предусмотренных в нем реквизитов, в том числе, государственными инспекциями гостехнадзора по месту жительства или юридическому адресу собственника на машины, выпущенные предприятиями-изготовителями, до введения паспортов, предусмотренных названным Положением.

Судом установлено и Инспекцией Гостехнадзора не оспаривалось, что спорные автопогрузчики выпущены предприятием-изготовителем до 1 сентября 1995 года.

Оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации собранные по делу доказательства, учитывая, что Обществом
для регистрации были предъявлены автопогрузчики, выпущенные до 1 сентября 1995 года, которые первоначальным собственником не регистрировались, что представленными Обществом документами подтверждено его право собственности на предъявленные для регистрации автопогрузчики; что действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых для регистрации самоходных машин, суд признал несоответствующим требованиям действующего законодательства отказ Инспекции Гостехнадзора в регистрации автопогрузчиков, за исключением автопогрузчика, снятого с учета по причине списания.

Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.11.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2008 по делу N А05-8979/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Р.В.КАЗАНЦЕВА

Судьи

С.В.АФАНАСЬЕВ

О.Ю.НЕФЕДОВА