Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2008 по делу N А13-2322/2007 Необоснован довод ЗАО о том, что представление им в суд всех надлежащим образом оформленных документов в целях получения вычета по НДС является основанием для его предоставления независимо от того, заявлялись ли вычеты в соответствующих налоговых декларациях, поскольку право налогоплательщика на представление в суд документов в обоснование правомерности заявленных вычетов не отменяет законодательно установленной обязанности по их декларированию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 2008 г. по делу N А13-2322/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Ломакина С.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области Парыгина Р.В. (доверенность от 22.05.2007 N 03-13/4519), рассмотрев 08.04.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2007 по делу N А13-2322/2007 (судья Тарасова О.А.),

установил:

закрытое акционерное общество “Череповецкий фанерно-мебельный комбинат“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, предмет которого уточнен
в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области (далее - Инспекция) от 24.01.2007 N 2 в части начисления 27 619 руб. 36 коп. налога на добавленную стоимость и требования об уплате налога от 14.02.2007 N 5 в соответствующей сумме.

Решением суда первой инстанции от 07.12.2007 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционном суде дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, налоговые вычеты носят заявительный характер и Инспекция не вправе при проведении проверки по вопросу правомерности применения льгот проверять также суммы вычетов, которые налогоплательщик не указал в налоговой декларации.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.

Представители Общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль 2006 года.

По результатам проверки налоговым органом принято решение от 24.01.2007 N 2 об отказе в привлечении Общества к налоговой ответственности.

В ходе налоговой проверки Инспекция установила, что Обществом в нарушение статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) неправомерно заявлена льгота в отношении услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном
фонде всех форм собственности, поскольку в пользование предоставлялись комнаты в общежитиях, на которые указанная льгота не распространяется. В результате данного нарушения льгота применена неправомерно к операциям по реализации услуг в сумме 226 097 руб.

Налогоплательщик согласился с выводами Инспекции о неправомерности применения льготы в отношении операций по реализации услуг в сумме 20 000 руб., а в остальной части оспорил решение налогового органа в арбитражный суд.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорная льгота применена правомерно к реализации услуг в сумме 3 718 руб. 85 коп., а объем остальных услуг Общества, оказываемых как нанимателям, так и другим лицам, проживающим временно или постоянно в жилом помещении, в том числе и по содержанию общего имущества жилого дома, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Вместе с тем суд указал, что при доначислении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, должен учитываться не только налог, исчисленный с реализации услуг (в сумме 33 269 руб. 76 коп.), но и налог, подлежащий вычету на основании статей 171 и 172 НК РФ (в сумме 23 791 руб. 12 коп.). При этом суд отклонил довод Инспекции о том, что указанный налоговый вычет может быть предоставлен только при отражении налогоплательщиком данной суммы в уточненной декларации и представлении ее в налоговый орган.

Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, считает, что решение суда первой инстанции подлежит изменению по следующим основаниям.

В ходе камеральной проверки Инспекция установила, что Обществом в уточненной декларации по коду 1010239 отражена стоимость услуг по предоставлению жилья в общежитиях в размере 226
867 руб.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что в спорных помещениях постоянно проживают граждане, являющиеся работниками Общества и члены их семей, и граждане, ранее состоявшие в трудовых отношениях с заявителем и члены их семей. Жилые помещения в общежитиях также предоставлялись заявителем сотрудникам общества с ограниченной ответственностью “Сибтехстройсервис“, гражданам, командированным по служебным вопросам другими организациями, и открытому акционерному обществу “Череповецкий молочный комбинат“.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения), перечислены в статье 149 НК РФ.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ (в редакции, введенной в действие с 01.01.2004) не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.

До 1 января 2004 года от обложения налогом на добавленную стоимость освобождалась реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях, за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду (статья 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“).

Следовательно, операции по реализации услуг по
предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности подлежали освобождению от налогообложения налогом на добавленную стоимость как до 1 января, так и после 1 января 2004 года.

Других условий применения льготы, предусмотренной подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ, в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится.

В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение понятий “жилое помещение“ и “жилищный фонд“, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ подлежат применению институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации.

Как следует из статей 4 и 7 Жилищного кодекса РСФСР (действовавшего до 01.03.2005) и статей 19 и 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующего с 01.03.2005), общежития относятся к жилищному фонду.

Согласно пункту 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В пункте 3 названной статьи предусмотрено разделение жилищного фонда в зависимости от целей использования.

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены жилые помещения в общежитиях.

Порядок предоставления общежитий в пользование и документального оформления такого предоставления определен в главе 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в постановлении Совета Министров РСФСР от 11.08.1988 N 328 “Об утверждении примерного положения об общежитиях“.

Суд оценил имеющиеся в деле доказательства и пришел к правильному выводу о выполнении налогоплательщиком условия применения спорной льготы по налогу на добавленную стоимость к реализации услуг в сумме 3 718 руб. 85 коп. (плата за наем).

При этом суд обоснованно указал, что оплата остальных услуг, оказываемых Обществом как нанимателям,
так и другим лицам, проживающим временно или постоянно в жилых помещениях, в том числе по содержанию общего имущества жилого дома, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленного с реализации таких услуг, составляет 33 269 руб. 76 коп., что подтверждается заявителем в представленных в материалы дела расчетах.

Вместе с тем при вынесении обжалуемого судебного акта суд ошибочно применил налоговый вычет в сумме 23 791 руб. 12 коп.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в представленной налоговой декларации Общество не заявило спорный налоговый вычет. В ходе камеральной проверки никаких документов в подтверждение указанной суммы вычетов налогоплательщик также не представил.

Довод заявителя о том, что суд первой инстанции обязан был проверить представленные им в судебное заседание документы, свидетельствующие, по мнению налогоплательщика, о правомерности заявленной к вычету спорной суммы налога, не принимается кассационной инстанцией.

Оценка законности решения налогового органа должна осуществляться судом исходя из тех обязательных для представления в силу закона документов, которые на момент вынесения Инспекцией решения были представлены налогоплательщиком для подтверждения обоснованности заявленных в декларации сумм налога.

В данном случае при осуществлении судебного контроля за законностью обжалуемого акта, принятого налоговым органом, не представляется возможным осуществить проверку тех обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на возмещение налога на добавленную стоимость и проверка которых может быть осуществлена только путем проведения мероприятий налогового контроля. Правом на проведение таких мероприятий судебные органы не располагают, а следовательно, формальное соответствие требованиям законодательства документов, представленных налогоплательщиком только в судебное заседание в обоснование заявленных налоговых вычетов, не может свидетельствовать ни о реальном
осуществлении хозяйственных операций на внутреннем рынке, ни о характере взаимоотношений с контрагентами.

При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает ошибочной позицию Общества, поддержанную судом первой инстанции, относительно того, что представление в суд всех надлежащим образом оформленных документов в целях получения налогового вычета является основанием для его предоставления, независимо от того, заявлялись ли вычеты в соответствующих налоговых декларациях. Право налогоплательщика на представление в суд документов в обоснование правомерности заявленных вычетов не отменяет законодательно установленной обязанности по их декларированию.

Кроме того, суд, оценив представленные Обществом в обоснование вычетов документы, вышел за пределы заявленных требований, поскольку оспариваемое решение налогового органа не касалось указанных сумм.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемое решение суда подлежит изменению в части выводов о применении налогового вычета.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует взыскать со сторон по 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2007 по делу N А13-2322/2007 изменить.

Изложить резолютивную часть решения Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2007 по делу N А13-2322/2007 в следующей редакции:

“Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области от 24.01.2007 N 2 и требование об уплате налога от 14.02.2007 N 5 в части доначисления налога на добавленную стоимость с выручки от реализации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений.

В остальной части заявление закрытого акционерного общества “Череповецкий фанерно-мебельный комбинат“ оставить без удовлетворения“.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Череповецкий фанерно-мебельный комбинат“
и Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Вологодской области по 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

М.В.ПАСТУХОВА

Судьи

Е.В.БОГЛАЧЕВА

С.А.ЛОМАКИН