Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 31.03.2008 по делу N А56-13548/2006 Суд прекратил производство по заявлению ИФНС о взыскании с ЗАО штрафа за неполную уплату земельного налога, указав, что взыскание с организаций налоговых санкций, не превышающих 50000 рублей, осуществляется во внесудебном порядке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 марта 2008 г. по делу N А56-13548/2006

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Малышевой Н.Н., рассмотрев 27.03.08 в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Петродворцовое“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.07 по делу N А56-13548/2006 (судья Алешкевич О.А.),

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о взыскании с закрытого акционерного общества “Петродворцовое“ (далее - Общество) 3 266 руб. 40 коп. штрафа, начисленного на
основании решения от 27.09.05 N 07-20/8769.

Определением суда первой инстанции от 26.04.06 по ходатайству Инспекции производство по делу было приостановлено в связи с рассмотрением Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области дела N А56-57208/2005 о признании недействительным решения Инспекции от 27.09.05 N 07-20/8769.

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления дела, суд первой инстанции определением от 15.12.06 возобновил производство по делу N А56-13548/2006.

Решением суда первой инстанции от 11.12.07 заявление Инспекции удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 11.12.07 и прекратить производство по делу. По мнению подателя жалобы, налоговым органом нарушены положения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), введенной в действие Федеральным законом от 04.11.05 N 137-ФЗ “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров“ (далее - Закон от 04.11.05 N 137-ФЗ), которой с 01.01.06 предусмотрен бесспорный порядок взыскания с организаций налоговых санкций, не превышающих 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период.

Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, решением от 27.09.05 N 07-20/8769, вынесенным Инспекцией по результатам выездной налоговой проверки, Общество привлечено к ответственности в виде взыскания штрафов: 4 382 руб. за неполную уплату земельного налога (пункт 1 статьи 122 НК РФ) и 150 руб. за непредставление налоговому органу правоустанавливающих
документов (пункт 1 статьи 126 НК РФ).

В требовании от 03.10.05 N 652 Инспекция предложила налогоплательщику уплатить в добровольном порядке начисленные суммы штрафов в срок до 10.10.05.

В связи с неисполнением Обществом требования от 03.10.05 N 652 налоговый орган 27.02.06 обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафных санкций.

Суд первой инстанции решением от 11.12.07 удовлетворил заявление Инспекции.

Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает, что решение от 11.12.07 подлежит отмене с учетом следующего.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Законом от 04.11.05 N 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.06, внесены изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок взыскания налоговых санкций.

В соответствии с пунктом 1 статьи 114 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.07) налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на налогоплательщика-организацию, не превышает 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах (пункт 7 статьи 114 НК РФ).

Порядок взыскания налоговым органом штрафных санкций
применительно к спорному периоду был установлен статьей 103.1 НК РФ, действовавшей до 01.01.07. Согласно пункту 1 названной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает 50 000 руб. по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.

Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“. В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“ (пункты 7 и 8 статьи 103.1 НК РФ).

Таким образом, в силу пункта 2 статьи 3 Закона от 04.11.05 N 137-ФЗ с 01.01.06 дела о взыскании с организаций налоговых санкций, не превышающих 50 000 руб., не
подлежат рассмотрению в арбитражных судах (за исключением дел по заявлениям, поданным до 01.01.06).

В случае принятия к производству заявления о взыскании налоговых санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, поданного после 31.12.05, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.06 N 105).

Учитывая, что Инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Общества налоговых санкций 27.02.06, суд должен был прекратить производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

Суд первой инстанции отклонил ходатайство Общества о прекращении производства по делу со ссылкой на то, что с 01.01.07 налоговые санкции взыскиваются в судебном порядке, поскольку статья 103.1 НК РФ утратила силу.

Кассационная коллегия считает выводы суда не основанными на нормах налогового законодательства. Действительно, Федеральным законом от 27.07.06 N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования“ (далее - Закон от 27.07.06 N 137-ФЗ) статья 103.1 НК РФ с 01.01.07 признана утратившей силу.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...пунктом 18 статьи 3...“ имеется в виду “...пунктом 18 статьи 7...“.

Вместе с тем пунктом 18 статьи 3 Закона от 27.07.06 N 137-ФЗ предусмотрено, что налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.07, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу этого Закона, то есть во внесудебном порядке.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный
акт подлежит отмене, а производство по делу - прекращению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 286, пунктом 6 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.12.07 по делу N А56-13548/2006 отменить.

Производство по делу прекратить.

Председательствующий

Е.В.БОГЛАЧЕВА

Судьи

С.А.ЛОМАКИН

Н.Н.МАЛЫШЕВА