Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2008 по делу N А56-17526/2007 Суд признал незаконным постановление ИФНС о привлечении ЗАО к ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ за продажу без применения ККТ чая и шоколада “Баунти“ в буфете-столовой государственного образовательного учреждения, поскольку в соответствии с действующим законодательством при обеспечении питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений организации могут производить расчеты без применения ККТ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 7 марта 2008 г. по делу N А56-17526/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2008 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 07 марта 2008 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Любченко И.С., Самсоновой Л.А., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Сбитневой И.Г. (доверенность от 14.09.2007 N 17-01/32431), от закрытого акционерного общества “Фирма “Флоридан“ Ангрезиус Ю.Ю. (доверенность от 09.01.2008 N 002), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2007 по делу N
А56-17526/2007 (судьи Гафиатуллина Т.С., Савицкая И.Г., Семенова А.Б.),

установил:

закрытое акционерное общество “Фирма Флоридан“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 14.06.2007 N 244 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением от 12.10.2007 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.12.2007 решение отменено, постановление Инспекции от 14.06.2007 N 244 признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить постановление, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить постановление апелляционной инстанции от 07.12.2007 без изменения, полагая его правомерным.

В судебном заседании представитель Инспекции подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Общества - доводы, изложенные в отзыве на нее.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, на основании государственного контракта от 27.12.2006 N 7 и дополнительного соглашения к нему от 12.01.2007 N 1, заключенных с Администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга, Общество осуществляет деятельность по организации общественного питания и обеспечению питанием учащихся в общеобразовательных учреждениях, в том числе в государственном образовательном учреждении “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского района“ (далее - ГОУ “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского района“). Между Обществом и ГОУ “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского района“ заключен договор от 26.01.2007, в соответствии с которым Общество обязано предоставлять горячее питание и буфетную продукцию учащимся и преподавателям ГОУ “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского
района“.

Инспекцией 04.05.2007 в буфете-столовой ГОУ “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского района“ по адресу: Санкт-Петербург, Большой проспект, дом 88, проведена проверка выполнения Обществом требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон о ККТ). В ходе проверки сотрудникам Инспекции без применения контрольно-кассовой техники были проданы чай с сахаром, шоколад “Баунти“, леденцы “Орбит“, всего на сумму 37 руб.

Данный факт Инспекция расценила как нарушение требований статей 2, 5 Закона о ККТ, составила в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 31.05.2007 N 0221 и вынесла постановление от 14.06.2007 N 244 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в арбитражный суд.

В соответствии со статьей 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.

Пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ предусмотрено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно статье 5 названного Закона организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), обязаны
выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки.

Вместе с тем пунктом 3 статьи 2 Закона о ККТ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в том числе при обеспечении питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий.

Согласно Типовому положению о межшкольном учебном комбинате, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.1999 N 1437, межшкольный учебный комбинат является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично собственником, обеспечивающей адаптацию обучающейся молодежи к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии в ходе трудовой и профессиональной подготовки, осуществляемой в соответствии с государственными образовательными стандартами основного общего и среднего (полного) общего образования; межшкольный учебный комбинат реализует общеобразовательные программы основного общего, среднего (полного) общего образования в части изучения дисциплины “Технология“, а также дополнительные образовательные программы, имеющие целью трудовое воспитание, профессиональную ориентацию и подготовку обучающихся (пункты 2, 3).

Аналогичные положения содержит устав ГОУ “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского района“, утвержденный распоряжением Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга от 28.05.2001 N 331 и приказом отдела образования и культуры Территориального управления Василеостровского административного района от 25.05.2001 N 164 и зарегистрированный распоряжением главы Территориального управления Василеостровского административного района от 07.06.2001 N 1075-р.

Таким образом, поскольку ГОУ “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского района“ осуществляет деятельность по реализации общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования и, учитывая,
что нормативно-правовыми актами не определен перечень видов приравненных к общеобразовательным школам учебных заведений, кассационная инстанция считает правомерным вывод суда апелляционной инстанции о возможности отнесения ГОУ “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского района“ к приравненным к общеобразовательным школам учебным заведениям (для целей применения Закона о ККТ).

Доводы жалобы о недействительности дополнительного соглашения от 12.01.2007 N 1 к государственному контракту от 27.12.2006 N 7 и договора от 26.01.2007 кассационная инстанция отклоняет. Данные договоры в установленном порядке недействительными не признаны. Вопрос об их действительности не входит в круг обстоятельств, подлежащих установлению в рамках настоящего дела. Кроме того, этот вопрос не может быть предметом рассмотрения в рамках настоящего дела и в связи с тем, что Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга и ГОУ “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского района“ к участию в деле не привлечены.

Поскольку судом апелляционной инстанции по материалам дела установлено, что проверка проводилась Инспекцией во время учебных занятий, и Инспекцией не доказано, что у сотрудника Общества - буфетчицы имелась реальная возможность отличить проверяющих от работников ГОУ “Межшкольный учебный комбинат N 1 Василеостровского района“, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ, нельзя считать доказанным.

При таком положении кассационная инстанция считает правильным вывод суда апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных Обществом требований (с учетом положений статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2007 по делу N А56-17526/2007 оставить без изменения, а кассационную
жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.О.МАТЛИНА

Судьи

И.С.ЛЮБЧЕНКО

Л.А.САМСОНОВА