Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.02.2008 по делу N А66-4936/2007 Удовлетворяя иск о признании недействующим приказа Региональной энергетической комиссии в части установления тарифов на услуги для населения по водоснабжению и водоотведению, суд указал, что при установлении оспариваемых тарифов РЭК не оценила их влияние на рост коммунальных платежей граждан и не установила их уровень для населения конкретного МО в соответствии с требованиями действующего законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 февраля 2008 г. по делу N А66-4936/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кирейковой Г.Г., судей Кравченко Т.В., Старченковой В.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью “Система жизнеобеспечения“ Грачева О.Ю. (доверенность от 03.12.2007), от администрации города Ржева Павлова Р.А. (доверенность от 05.03.2007), рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Система жизнеобеспечения“ на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2007 по делу N А66-4936/2007 (судьи Ильина В.Е., Бачкина Е.А., Пугачев А.А.),

установил:

глава города Ржева Тверской области обратился в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействующим приказа Региональной энергетической
комиссии Тверской области (далее - РЭК) от 29.11.2006 N 277-нп “О тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые обществом с ограниченной ответственностью “Системы жизнеобеспечения“ (далее - Общество) потребителям города Ржев“ в части установления тарифов на услуги для населения города Ржева по водоснабжению и водоотведению (с учетом уточнений требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ). В обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение этим приказом общих принципов государственного регулирования и формирования тарифов, установленных Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (далее - Закон N 210-ФЗ).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация города Ржева и Общество. В порядке, установленном частью 5 статьи 52 АПК РФ, в дело вступил прокурор.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2007 (с учетом определения от 21.12.2007 об исправлении опечатки) заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, изменение тарифов после признания приказа РЭК N 277-нп незаконным повлечет возникновение у Общества убытков. Кроме того, сделав вывод о превышении максимального уровня роста тарифов по Тверской области на услуги организаций коммунального комплекса на 2007 год, суд не учел судебные акты по делу N А66-1145/2007, которым устранено превышение предельного уровня роста платы населения за коммунальные услуги.

В отзыве прокурор, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы, просит принятый по делу судебный акт оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель администрации города Ржева считает решение
суда законным и обоснованным.

Остальные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда от 24.12.2007 проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, приказом РЭК от 29.11.2006 N 277-нп с 01.01.2007 утверждены тарифы на услуги водоснабжения в размере 11,60 руб. за куб. метр (без НДС) и водоотведения в размере 9,92 руб. за куб. метр (без НДС), оказываемые Обществом для всех потребителей города Ржева.

Ранее тарифы для населения были установлены решением Ржевской городской Думы от 30.11.2005 N 72: по водоснабжению - 9 руб. 20 коп. за куб. метр, по водоотведению - 5 руб. 44 коп. за куб. метр.

Глава города Ржева посчитал, что приказ РЭК не соответствует требованиям пункта 3 статьи 4 Закона N 210-ФЗ, нарушает интересы населения по оплате коммунальных услуг в той части, в какой утвержденные им тарифы на эти услуги превышают установленные государством цены и тарифы, а также предельные индексы максимально возможного изменения размера платы за коммунальные услуги. Заявитель также указал, что порядок опубликования приказа N 277-нп не соблюден.

Суд, частично удовлетворяя заявленные требования, сделал вывод о том, что при установлении приказом N 277-нп тарифов на водоснабжение и водоотведение РЭК не оценила их влияние на рост коммунальных платежей граждан и не установила их уровень для населения конкретного муниципального образования в соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, суд указал, что названный приказ применялся до 28.06.2007, не будучи опубликованным в установленном законом порядке.

Кассационная
инстанция не находит оснований для отмены судебного акта.

Как следует из материалов дела, приказ РЭК N 277-нп адресован неограниченному кругу лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения. Эти обстоятельства правомерно учтены судом при оценке оспариваемого приказа как нормативного правового акта.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (части 4 и 5 статьи 194 АПК РФ).

Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса установлены Законом N 210-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 4 Закона N 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа РЭК) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением (далее - федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок), ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации. Указанные предельные
индексы устанавливаются с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, а также с учетом региональных и иных особенностей. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Положением о Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, к полномочиям ФСТ отнесено установление предельных индексов максимального (минимального) возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в среднем по субъектам Российской Федерации (пункт 5.3.1.31.4), а также предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации (5.3.1.31.5). На 2007 год такие предельные индексы установлены приказом ФСТ от 01.08.2006 N 168-э/3 (в редакции от 11.08.2006).

Согласно приложениям N 1 и 3 к этому приказу предельный индекс максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в Тверской области составляет 112%, а предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг в том же субъекте - соответственно 115% и
116%.

Администрация Тверской области в соответствии с полномочиями, предоставленными ей частью 3 статьи 4 Закона N 210-ФЗ, постановлением от 30.11.2006 N 287-ПА утвердила предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги на 2007 год. Согласно названному постановлению указанные предельные индексы по городу Ржеву составили соответственно 115%, 111% и 116%.

В силу пункта 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 названной статьи (далее - органы регулирования субъектов Российской Федерации, а также органы регулирования), в том числе устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.

При этом частью 5 статьи 4 Закона N 210-ФЗ определено, что органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов
(муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80% товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.

В данном случае, как правильно установлено судом, Общество соответствует критериям, перечисленным в части 5 статьи 4 Закона N 210-ФЗ, в связи с чем тарифы на его товары и услуги, подлежащие регулированию, должны утверждаться РЭК, а не органами местного самоуправления. Довод заявителя об обратном противоречит названному положению Закона N 210-ФЗ и правомерно отклонен судом первой инстанции.

Таким образом, приказ от 29.11.2006 N 277-нп вынесен в пределах полномочий, предоставленных РЭК.

Вместе с тем судом на основании представленных в материалы дела расчетов установлено, что утвержденные указанным приказом РЭК тарифы по оплате услуг Общества по водоснабжению и водоотведению на 2007 год в отношении населения значительно превысили применявшиеся в 2006 году тарифы и их рост составил 26% и 82% соответственно, а в среднем по коммунальным услугам - 122,9%.

При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый приказ РЭК не соответствует положениям пункта 4 части 4 статьи 4 Закона N 210-ФЗ и приказу ФСТ от 01.08.2006 N 168-э/3, в связи с чем является незаконным и не подлежит применению в отношении населения.

Довод жалобы Общества о возникновении у него убытков в случае неприменения утвержденных приказом РЭК тарифов не имеет правового значения в рамках настоящего дела.

Поскольку законность оспариваемого нормативного акта проверяется судом на момент его принятия, несостоятельны также и ссылки Общества на судебные акты по делу N А66-1145/2007.

С учетом изложенного кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу Общества - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьями 286,
287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Тверской области от 24.12.2007 по делу N А66-4936/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Системы жизнеобеспечения“ - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Г.КИРЕЙКОВА

Судьи

Т.В.КРАВЧЕНКО

В.В.СТАРЧЕНКОВА