Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.02.2008 по делу N А05-9252/2007 Суд признал незаконным постановление управления Росфиннадзора о привлечении ОАО к административной ответственности за несоблюдение установленного порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, указав, что нарушение обществом сроков представления справки о подтверждающих документах не образует состав вменяемого ему правонарушения, поскольку названная справка в спорный период не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 февраля 2008 г. по делу N А05-9252/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Самсоновой Л.А., Хохлова Д.В., при участии от Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области Юсупова Т.А. (доверенность от 10.10.2007 N 24-01-21/27), рассмотрев 26.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 по делу N А05-9252/2007 (судьи Маганова Т.В., Виноградова Т.В., Чельцова Н.С.),

установил:

открытое акционерное общество “Архангельский траловый флот“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании постановления
Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области (далее - управление) от 28.08.2007 N 11-07/98-ФС о назначении обществу административного наказания на основании части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Решением суда от 28.09.2007 (судья Пигурнова Н.И.) обществу отказано в удовлетворении заявления.

Постановлением апелляционной инстанции от 28.11.2007 решение суда отменено. Оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить постановление апелляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению управления, общество правомерно привлечено к административной ответственности применительно к части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в связи с несвоевременным представлением в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах. Согласно Указанию Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У “О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж“ (далее - Указание ЦБ РФ N 1950-У) соответствующая справка является формой учета по валютным операциям для резидентов, а следовательно, выводы апелляционной коллегии ошибочны.

В отзыве на жалобу общество просит оставить ее без удовлетворения.

В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.

Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что 10.02.2006 общество (принципал) и фирма-нерезидент “BERGENHUS SHIPPING SERVICES AS“ (агент) заключили договор N 21/16, согласно которому агент за вознаграждение обязуется совершать по поручению принципала юридические и иные действия от имени и за счет принципала по обслуживанию судов принципала на территории Норвегии. В связи с
этим 20.06.2006 обществом в уполномоченном банке (Архангельский филиал ОАО “Фондсервисбанк“) открыт паспорт сделки N 06020004/2989/0001/4/0 к договору.

По результатам проверки соблюдения обществом валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования управление выявило нарушение заявителем установленного пунктом 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций (далее - Положение) срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в связи с оказанием услуг по названному контракту. По мнению управления, поскольку соответствующие подтверждающие документы (счета) оформлены в ноябре 2006 года, справка о подтверждающих документах должна быть представлена обществом в уполномоченный банк не 22.12.2006, а не позднее 15.12.2006.

Постановлением управления от 28.08.2007 N 11-07/98-ФС общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и привлечено к административной ответственности в виде 40 000 руб. (400 МРОТ) штрафа. Действия общества квалифицированы как несоблюдение установленных порядка и сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, установив наличие в действиях общества состава вмененного правонарушения и отклонив доводы заявителя о малозначительности деяния и повторности оспариваемого постановления.

Апелляционный суд посчитал, что в действиях общества отсутствуют признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, кассационная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы суда апелляционной инстанции основаны на правильном истолковании норм материального права, подлежащих применению в спорном периоде.

Объективную
сторону административного правонарушения образуют несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

В соответствии с положениями части 4 статьи 5 и пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле“ (далее - Закон) резиденты обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их предоставления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации.

Вместе с тем согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона Центральным банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам).

В спорный период порядок представления в уполномоченный банк подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И “О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок“.

Согласно пункту 2.1 Положения, принятого в соответствии с Законом, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением, резидент в порядке, установленном Положением, представляет в банк, регулирующий порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (банк ПС), документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие, в частности, факт выполнения
работ, оказания услуг (подтверждающие документы).

Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к Положению (пункт 2.2 Положения).

В соответствии с пунктом 2.4 Положения подтверждающие документы и справка представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг.

По смыслу приведенных нормативных положений следует различать документы и информацию, связанные с проведением валютных операций (часть 4 статьи 23 Закона), и документы, являющиеся формами учета и отчетности по валютным операциям. В спорном периоде в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов Центральным банком Российской Федерации не установлены формы учета и отчетности по валютным операциям, равно как порядок и сроки их представления.

Поскольку в рамках спорных правоотношений справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, нарушение обществом сроков представления данной справки не образует объективной стороны вмененных административных правонарушений (часть 6 статьи 15.25 КоАП РФ).

В силу пункта 1.3 Указания ЦБ РФ N 1950-У справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения и составляемая в соответствии с приложением 1 к Положению, отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов, установленным компетентным органом (часть 4 статьи 5 Закона).

Однако ссылка подателя жалобы на Указание ЦБ РФ N 1950-У, действующее с 27.01.2008, не может быть принята во внимание, поскольку этот акт не имеет обратной силы и не применяется к
спорным правоотношениям.

Основания для изменения либо отмены обжалуемого постановления отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2007 по делу N А05-9252/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ

Судьи

Л.А.САМСОНОВА

Д.В.ХОХЛОВ