Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.02.2008 по делу N А56-19500/2007 Признавая недействительным решение ИФНС об отказе ГУП в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, суд указал, что предприятие представило инспекции все предусмотренные действующим законодательством документы, необходимые для внесения названных изменений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 февраля 2008 г. по делу N А56-19500/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Кустова А.А. и Тарасюка И.М., при участии от ГУП “Водоканал Санкт-Петербурга“ Белова А.А. (доверенность от 28.12.2007), от Межрайонной ИФНС России N 15 по Санкт-Петербургу Богомоловой О.В. (доверенность от 29.12.2007), рассмотрев 20.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2007 по делу N А56-19500/2007 (судья Васильева Л.В.),

установил:

государственное унитарное предприятие “Водоканал Санкт-Петербурга“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и
Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 27.04.2007 N 56627-07 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Решением от 25.10.2007 требования заявителя полностью удовлетворены, с Инспекции в пользу Предприятия взыскано 2 000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины.

В апелляционном порядке решение не пересматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить решение и отказать Предприятию в удовлетворении заявленного требования.

По мнению подателя жалобы, решение принято судом без учета положений статей 9, 17, 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ (далее - Закон о регистрации), пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 “Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей“ (далее - Постановление N 439), пункта 3.4 части IV Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 22.12.2004 за N 6220 (далее - Методические разъяснения), в соответствии с которыми в случае внесения изменений в сведения о филиалах организации при подаче заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), заполняется лист Г “Сведения о филиалах юридического лица“, и, в частности, пункт 1 “Причина внесения сведений: создание или прекращение деятельности филиала“. По мнению Инспекции, ненадлежащее заполнение
листа Г приравнивается в данном случае к непредставлению заявления по форме N Р13001.

Кроме того, Инспекция полагает неправомерным взыскание с нее в пользу Предприятия расходов по уплате государственной пошлины.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал кассационную жалобу и подтвердил изложенные в ней доводы. Представитель Предприятия просил оставить без изменения решение суда, считая его законным и обоснованным.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Предприятие зарегистрировано решением Регистрационной палаты администрации Санкт-Петербурга от 13.01.1993 N 2012.

Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 07.03.2007 N 516-рз утверждены изменения, вносимые в устав Предприятия относительно места нахождения его филиала “Левобережный Водоканал“

В связи с изменением места нахождения указанного филиала Предприятие 23.04.2007 представило в Инспекцию заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), в котором знаком “V“ отмечен пункт 2.4 о внесении изменений в сведения о его филиалах, заполнив на листе Г пункт 2 “Адрес (место расположения) филиала юридического лица на территории Российской Федерации“.

По результатам рассмотрения представленных документов Инспекция 27.04.2007 приняла решение N 56627-07 об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, на основании подпункта “а“ пункта 1 статьи 23 Закона о регистрации в связи с непредставлением документов, определенных статьей 17 указанного Закона.

Как указано в оспариваемом решении Инспекции, причиной отказа послужило отсутствие заявления по форме N Р13001, “содержащее причину внесения сведений в п. 1 Листе Г“ (лист дела 15).

Предприятие не согласилось с принятым Инспекцией решением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. В обоснование заявленного требования Предприятие указывает, что пункт 1 на листе Г заявления
по форме N Р13001 не заполнялся в связи с тем, что в нем в качестве причины внесения изменений в сведения о филиалах юридического лица не предусмотрено изменение места их нахождения.

Возражая против удовлетворения заявления, Инспекция указывает на его необоснованность по праву, ссылаясь на нарушения, допущенные Предприятием при заполнении заявления по форме N Р13001, приравниваемые, по мнению Инспекции, к его непредставлению, что в свою очередь влечет отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у Инспекции оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителей участников процесса и обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции установил следующее.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом о регистрации.

Согласно пункту 5 статьи 23 Закона о регистрации решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- решение
о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

- документ об уплате государственной пошлины.

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о регистрации требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные требования утверждены Постановлением N 439.

В соответствии с Постановлением N 439 заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, подается по форме N Р13001.

Участниками процесса не оспаривается, что Предприятие представило Инспекции заявление формы N Р13001, однако на листе Г данного заявления не заполнило пункт 1 “Причина внесения сведений: создание или прекращение деятельности филиала“, что расценено Инспекцией как непредставление указанного заявления.

Основания для отказа в государственной регистрации изложены в статье 23 Закона о регистрации, в силу которой отказ в государственной регистрации возможен в случае: а) непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Других оснований для отказа в регистрации юридических лиц названный Закон не предусматривает.

Факт представления Предприятием всех документов, указанных в пункте 1 статьи 17 Закона о регистрации, Инспекцией не оспаривается.

В обоснование заявленного требования Предприятие указывает, что пункт 1 на листе Г заявления по форме N Р13001, поданного им в Инспекцию, не заполнялся в связи с тем, что в указанном пункте в качестве причины внесения изменений в сведения о филиалах юридического лица не предусмотрено изменение места их нахождения.

Пунктом 3.4 части IV Методических разъяснений предусмотрено следующее.

Если знаком “V“ отмечен пункт 2.4 “Сведения о филиалах юридического лица“, заполняется лист Г и указывается количество заполненных листов. В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалы
юридического лица должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Согласно статье 52 Гражданского кодекса Российской Федерации изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных законом, - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о таких изменениях. Таким образом, лист Г Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), заполняется при создании (прекращении деятельности) филиала или представительства юридического лица любой организационно-правовой формы. Учитывая, что согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ, пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ, пункту 5 статьи 5 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ изменения учредительных документов хозяйственных обществ и государственных и муниципальных унитарных предприятий, связанные с изменением сведений о его филиалах и представительствах, вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующих органов, вместо Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, хозяйственные общества и государственные и муниципальные унитарные предприятия вправе представить Уведомление о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

С учетом изложенного суд пришел к правомерному выводу об отсутствии у Инспекции предусмотренных пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации по заявлению Предприятия изменений, вносимых в его учредительные документы.

Довод подателя кассационной жалобы об отсутствии правовых оснований для взыскания с Инспекции в пользу Предприятия 2 000 руб. в качестве возмещения судебных расходов по уплате госпошлины является, по мнению суда кассационной инстанции, несостоятельным.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Действующим законодательством не предусмотрено освобождение налоговых органов от возмещения судебных расходов. Следовательно, при наличии установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации оснований возмещение судебных расходов, понесенных участником процесса по делу, одной из сторон по которому выступает налоговый орган, осуществляется за счет средств налогового органа путем взыскания соответствующей суммы с его расчетного счета.

Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, кассационная инстанция не усматривает.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.10.2007 по делу N А56-19500/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Г.СОСНИНА

Судьи

А.А.КУСТОВ

И.М.ТАРАСЮК