Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.02.2008 по делу N А13-2823/2007 Суд отказал в удовлетворении иска Ростехнадзора о взыскании с ОАО платы за негативное воздействие на окружающую среду, поскольку из материалов дела следует, что обществом, имеющим оформленное в установленном законом порядке разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ в атмосферу и размещение отходов, осуществлены платежи за загрязнение окружающей среды как в пределах, так и сверх установленных нормативов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 февраля 2008 г. по делу N А13-2823/2007

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Казанцевой Р.В., Коробова К.Ю., при участии от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области Кретова А.В. (доверенность от 04.02.2008 N 11), Илюшичевой В.Ю. (доверенность от 29.01.2008 N 10), Зотиковой Д.И. (доверенность от 29.01.2008 N 9), от ОАО “СеверСталь“ Бурлакова С.А. (доверенность от 15.05.2006), Макарова А.Н. (доверенность от 12.02.2007), рассмотрев 06.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.08.2007 (судья
Сальников Е.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 (судьи Зайцева А.Я., Журавлев А.В., Митрофанов О.В.) по делу N А13-2823/2007,

установил:

Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к открытому акционерному обществу “СеверСталь“ (далее - Общество) о взыскании 38 955 424 руб. 22 коп., составляющих плату за негативное воздействие на окружающую среду, оказанное в 2006 году, в том числе 7 791 084 руб. 84 коп. в федеральный бюджет, 15 582 169 руб. 69 коп. в бюджет Вологодской области и 15 582 169 руб. 69 коп. в бюджет города Череповца.

Решением от 29.08.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.10.2007, в иске отказано.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.

По мнению подателя жалобы, обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно: субъекта Российской Федерации - Вологодской области и муниципального образования - города Череповца.

Управление считает, что суд не применил следующие нормативные правовые акты, подлежащие применению: пункт 5.1 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей среды, утвержденных Министерством природы Российской Федерации от 26.01.1993 и зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190 (далее - Указания), и пункты 1.3 и 3.3 Приложения N 1 к Указаниям; пункт 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от
28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы).

Ссылаясь на указанные нормативные правовые акты, Управление полагает, что превышение нормативных (при отсутствии утвержденных временно согласованных выбросов (ВСВ), временно согласованных сбросов (ВСС) или лимитов) или временно согласованных (лимитных выбросов (сбросов)), считается сверхлимитными выбросами (сбросами).

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представители Управления поддержали доводы кассационной жалобы, а представители Общества с ними не согласились.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, в связи с негативным воздействием Общества на окружающую среду для него установлены предельно допустимые нормативы выбросов загрязняющих веществ (ПДВ) и предельно допустимые нормативы сбросов загрязняющих веществ (ПДС).

Общество не отрицает превышения в 2006 году ПДВ и ПДС, что подтверждается представленными им в Управление формами федерального государственного статистического наблюдения N 2-ТП (водхоз) “Сведения об использовании воды“ и N 2-ТП (воздух) “Сведения об охране атмосферного воздуха“.

В 2006 году Общество обратилось в Ростехнадзор с заявлением об установлении лимитов на выбросы и сбросы, однако ему было отказано в утверждении этих лимитов.

Управление, ссылаясь на то, что выбросы и сбросы, произведенные Обществом в 2006 году сверх нормативных (ПДВ, ПДС), в силу пункта 5.1 Указаний являются сверхлимитными, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске, исходя из того, что к спорным правоотношениям сторон не применяется пункт 6 Порядка определения платы, поскольку его применение обусловлено отсутствием у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, в то время как Обществу были установлены показатели предельно допустимых выбросов и сбросов (ПДВ
и ПДС).

Кассационная инстанция считает выводы судов обеих инстанций правильными, соответствующими действующему законодательству в области охраны окружающей среды и подтвержденными материалами дела.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Статьей 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ установлено, что негативное воздействие на окружающую среду является платным.

Частью 2 той же статьи определены виды негативного воздействия на окружающую среду, а именно: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления.

Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона “Об охране окружающей среды“ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка определения платы установлены два вида базовых нормативов платы:

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

- за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 Порядка определения платы.

Нормативы платы за загрязнение окружающей среды в пределах установленных допустимых нормативов выбросов и в пределах установленных лимитов выбросов установлены постановлением Правительства Российской
Федерации от 12.06.2003 N 344 “О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления“ и применяются с использованием коэффициентов, учитывающих экологические факторы.

Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды осуществляется по формулам, приведенным в Инструктивно-методических указаниях, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, согласованных Министерством финансов Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации (зарегистрированы в Минюсте Российской Федерации 24.03.1993 N 190). Данные указания разработаны в соответствии с Порядком определения платы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 нормативное правовое регулирование по вопросам взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Ростехнадзор осуществляет функции по контролю за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты сумм платы, а также взысканию задолженности по плате в бюджет (в том числе в судебном порядке).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду полностью перечисляется в отделение Федерального казначейства по месту учета плательщика, отделение Федерального казначейства перечисляет указанную плату в бюджеты всех уровней по установленным нормативам (Приказ Министерства финансов России от 16.12.2004 N 116н “Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации“).

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 Ростехнадзор выдает разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух.

Судами обеих инстанций установлено, что Обществом, имеющим разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую
среду и выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, в 2006 году осуществлены платежи за загрязнение окружающей среды как в пределах установленных нормативов, так и сверх установленных нормативов.

Как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, основания для расчета платы исходя из пунктов 5 и 6 Порядка определения платы отсутствуют ввиду наличия у Общества как природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов, выданного Управлением 17.01.2006 и 14.02.2006 со сроком действия с 01.01.2006 до 31.12.2006.

Довод Управления о необходимости применения пунктов 1.3 и 3.3 Приложения N 1 к Указаниям суд обеих инстанций обоснованно отклонил со ссылкой на невозможность их использования при расчете платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ ввиду отсутствия утвержденных лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

Кроме того, судами при вынесении обжалуемых судебных актов учтено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Вологодской области от 20.02.2007 по делу N А13-509/2007-27 отменено как незаконное постановление Управления о привлечении Общества к административной ответственности на основании статьи 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кассационная инстанция считает, что при рассмотрении данного дела судами правильно установлены фактические обстоятельства, проверены доводы и возражения сторон, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства, применены нормы материального права, подлежащие применению в данном споре, нормы процессуального права не нарушены.

Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание кассационной инстанцией, поскольку они являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и были мотивированно отклонены.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 29.08.2007 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2007 по делу N А13-2823/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

О.Ю.НЕФЕДОВА

Судьи

Р.В.КАЗАНЦЕВА

К.Ю.КОРОБОВ