Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.12.2008 N А74-1928/2008-03АП-3173/2008 по делу N А74-1928/2008 Предъявление населению платы за предоставленные коммунальные услуги без учета предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2008 г. N А74-1928/2008-03АП-3173/2008

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 3 декабря 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 8 декабря 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.

судей: Борисова Г.Н., Дунаевой Л.А.,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия (г. Абакан)

на решение Арбитражного суда Республики Хакасия

от 22 сентября 2008 года по делу N А74-1928/2008, принятое судьей Хабибулиной Ю.В. по заявлению прокурора Республики Хакасия, город Абакан,

к Государственному комитету по тарифам Республики Хакасия, город Абакан,

о признании незаконным и отмене постановления от 16 июля 2008 года о прекращении производства по делу об
административном правонарушении,

с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью “Тепловые системы“, город Черногорск, администрации города Черногорска, город Черногорск,

при участии в судебном заседании представителей:

заявителя (прокурора Республики Хакасия): Тарановой Е.В. - на основании служебного удостоверения N 89485,

ответчика (Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия): Ливинцова С.А. - по доверенности от 11.01.2008 N Р/01-13,

третьего лица (общество с ограниченной ответственностью “Тепловые системы“): Нагаева В.Г. - по доверенности от 10.06.2008,

третьего лица (администрации г. Черногорска): Трейзе Т.А. - по доверенности от 05.11.2008,

при ведении протокола настоящего судебного заседания секретарем судебного заседания И.П. Скрипниковой,

установил:

прокурор Республики Хакасия обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия (далее - Госкомитет по тарифам РХ) о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 16 июля 2008 года.

Определениями от 8 августа и 3 сентября 2008 года арбитражный суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью “Тепловые системы“ (далее - ООО “Тепловые системы“, общество) и администрацию города Черногорска (далее - администрация г. Черногорска).

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 сентября 2008 года заявление удовлетворено.

Не согласившись с данным судебным актом, Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия обратился с апелляционной жалобой, мотивируя следующими доводами:

- в решении суда не указан закон, который был нарушен Государственным комитетом по тарифам Республики Хакасия при производстве по делу об административном правонарушении, что является основанием для отмены судебного акта,

- Федеральная служба по тарифам России определила на 2008 год для
Республики Хакасия предельный рост тарифов на тепловую энергию в размере 114,5%,

- общество “Тепловые системы“ не допустило завышения или занижения регулируемых государством тарифов,

- умысел директора общества на нарушение жилищных прав граждан по административному делу не установлен,

- Госкомитет пришел к выводу об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

- срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек.

Прокуратура Республики Хакасия и администрация г. Черногорска с доводами апелляционной жалобы не согласились по основаниям, изложенным в отзывах.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

ООО “Тепловые системы“ зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Хакасия 27 ноября 2007 года за основным государственным регистрационным номером 1071903001510, имеет свидетельство серии 19 N 000709812.

В соответствии с пунктом 2.2 устава общества с ограниченной ответственностью “Тепловые системы“ предметом деятельности общества, в том числе, является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными, передача пара и горячей воды (тепловой энергии), распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).

Согласно договору аренды N ТеСис-1 от 11 декабря 2007 года ООО “Тепловые системы“ получило в аренду котельную на срок с 1 февраля 2008 года по 31 декабря 2008 года.

20 декабря 2007 года ООО “Тепловые системы“ обратилось в Госкомитет по тарифам с заявлением об установлении тарифа на выработку тепловой энергии на 2008 год. 25 марта 2008 года общество представило скорректированные экономические расчеты на
выработку тепловой энергии на 2008 год в размере 464 рублей 97 копеек за 1 Гкал. Постановлением от 28 марта 2008 года N 19 Госкомитет по тарифам утвердил и ввел в действие с 1 апреля 2008 года по 31 декабря 2008 года тариф на производство тепловой энергии для ООО “Тепловые системы“ в размере 464 рублей 97 копеек за 1 Гкал.

Постановлением Госкомитета по тарифам РХ от 14 февраля 2008 года N 10 ООО “Тепловые системы“ включено в Реестр энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.

1 февраля 2008 года ООО “Тепловые системы“ и ООО “Центр Делового Сотрудничества“ заключили агентский договор N ТеСис-24. В соответствии с которым ООО “Центр Делового Сотрудничества“ обязуется от своего имени производить сбор наличных и безналичных денежных средств с абонентов ООО “Тепловые сети“ (физических и юридических лиц) за поставленную им тепловую энергию и горячую воду, и аккумулировать собранные денежные средства на своем счете (пункт 1.1 договора).

26 мая 2008 года в прокуратуру г. Черногорска поступило заявление от жителей улиц Красногвардейской, Сибирской, переулка Клубный, жителей домов N 61, 61а, улицы Советской с просьбой проверить обоснованность увеличения стоимости услуг по отоплению.

16, 18 июня 2008 года заявления с просьбой рассмотреть обоснованность повышения оплаты за теплоэнергию и горячее водоснабжение ООО “Тепловые сети“ поступили от жильцов домов N 20, 32, 34, 36, 44 по улице Советской, жильцов улиц Б.Хмельницкого, Сибирякова, от жильцов дома N 4 по улице Горького, домов N 21, 23, 26 по улице Металлистов. На основании перечисленных обращений прокуратурой г. Черногорска была проведена проверка обстоятельств повышения платы за коммунальные
услуги ООО “Тепловые сети“. В ходе проверки прокуратурой г. Черногорска взяты письменные объяснения у начальника абонентско-договорного отдела ООО “Центр Делового Сотрудничества“ Катречко Г.В. от 26 июня 2008 года, которая пояснила следующее. Между ООО “Центр Делового Сотрудничества“ и ООО “Тепловые сети“ заключен агентский договор, в соответствии с которым ООО “ЦДС“ осуществляет начисление платы абонентам, в том числе физическим лицам, за оказанные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, а также осуществляет разнесение по каждому лицевому счету оплаты за вышеуказанные услуги. С 1 апреля 2008 года ООО “ЦДС“ производит начисление платы за коммунальные услуги для абонентов ООО “Тепловые системы“ по экономически обоснованным тарифам. Квитанции для населения со стоимостью услуг за апрель 2008 года были разнесены в мае 2008 года, что связано с тем, что теплоснабжающие организации пытались решить с администрацией г. Черногорска вопрос об установлении тарифов с учетом максимально допустимого индекса роста на 2008 год. Письменные пояснения 26 июня 2008 года также даны генеральным директором ООО “Тепловые системы“ Субач В.И., который пояснил, что в результате установления с 1 апреля 2008 года тарифа на выработку 1 Гкал, при предъявлении населению платы за оказанные коммунальные услуги, исходя из экономически обоснованных тарифов и установленных тарифов, предприятие осознавало, что будет превышен предельный индекс роста платы для населения. Обращение в администрацию города Черногорска не дало положительного результата, в силу чего общество вынуждено предъявить населению экономически обоснованный тариф.

26 июня 2008 года по результатам проведенной проверки прокурором г. Черногорска Бауэр О.А. в соответствии со статьей 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принято постановление о возбуждении административного производства по делу
об административном правонарушении в отношении ООО “Тепловые сети“ по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно постановлению о возбуждении административного производства по делу об административном правонарушении от 26 июня 2008 года в деятельности ООО “Тепловые системы“ выявлены нарушения требований законодательства о ценообразовании, а именно: при предъявлении счетов населению на оплату предоставленных коммунальных услуг не был соблюден установленный Приказом Федеральной службы по тарифам от 11 апреля 2007 года N 68-э/5 предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги, в связи с этим совокупный размер платы населения за все предоставленные коммунальные услуги возрос свыше 115%.

Данный вывод основан на счетах, предъявленных в конце мая 2008 года ООО “Центр делового сотрудничества“ абонентам ООО “Тепловые сети“ - физическим лицам на оплату за потребленные услуги за апрель 2008 года.

Постановление о возбуждении административного производства по делу об административном правонарушении от 26 июня 2008 года составлено в присутствии законного представителя ООО “Тепловые системы“ - генерального директора Субач В.И.

Определением от 1 июля 2008 года N 1 Государственный комитет по тарифам Республики Хакасия принял к производству дело об административном правонарушении, возбужденном 27 июня 2008 года прокурором города Черногорска в отношении ООО “Тепловые системы“ по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предложил руководителю (представителю) общества представить письменные пояснения по обстоятельствам дела.

И.о. генерального директора общества Любчич Е.В., учредителем общества Нагаевым В.Г. 7 июля 2008 года в материалы административного дела представлены письменные пояснения. Представители общества в своих пояснениях указывают, что при расчете платы населению брались нормативы теплопотребления, утвержденные администрацией г. Черногорска в
конце 2007 года. Поскольку плата за теплопотребление по некоторым видам жилья возросла больше чем на 14,5%, общество обратилось в администрацию с просьбой об установлении экономически обоснованных тарифов и об отмене существующих нормативов теплопотребления. Администрация, со ссылкой на то, что данный вопрос в их компетенцию не входит, отказалась решать данный вопрос. Для дальнейшего решения ситуации общество было вынуждено обратиться в суд. 26 июня 2008 года арбитражным судом было вынесено решение об отмене нормативов теплопотребления. Плату населению с 26 июня 2008 года будут начислять по предыдущим нормативам.

16 июля 2008 года Государственным комитетом по тарифам Республики Хакасия вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО “Тепловые системы“. Прекращая производство по административному делу, Госкомитет по тарифам исходил из того, что, применяя тариф в размере 464 рублей 97 копеек за 1 Гкал, ООО “Тепловые системы“ не допустило завышения или занижения регулируемых государством тарифов. Иное нарушение установленного порядка ценообразования - увеличение стоимости коммунальных услуг для граждан потребителей, произошло не по вине ООО “Тепловые системы“, своевременно в письменном виде обратившегося в орган местного самоуправления за решением вопроса установления тарифа на отопление жилых помещений, но не получившим положительного решения.

В связи с этим Госкомитет по тарифам пришел к выводу о том, что в действиях ООО “Тепловые системы“ отсутствует событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Считая принятое Госкомитетом по тарифам постановление незаконным, прокурор Республики Хакасия в установленный законом десятидневный срок, обратился с
соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, суд должен установить наличие двух условий:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии с частью 1 статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом.

Следовательно, прокурор имел полномочия на возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление прокурора от 26 июня 2008 года о возбуждении в отношении ООО “Тепловые системы“ дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, и вынесено в сроки, установленные статьей 28.5 КоАП РФ. Данное постановление вместе с материалами дела об административном правонарушении направлено прокурором в Госкомитет по тарифам РХ для рассмотрения по существу.

Исходя из частей 1.1, 3 статьи 23.51 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положения о Государственном комитете по тарифам Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 марта 2005 года N 74, Госкомитет по тарифам Республики Хакасия как орган, уполномоченный в области государственного регулирования тарифов, рассматривает дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное), устанавливаемые или регулируемые
уполномоченными на то государственными органами.

В пункте 16 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в ред. от 21.07.2008) “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“, Постановлением Росстата от 27.10.2006 N 61 “Об утверждении порядка отражения в формах федерального государственного статистического наблюдения сведений об объеме платных услуг населению“ коммунальные услуги включают услуги: электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения). Следовательно, горячее водоснабжение и отопление (теплоснабжение) являются частью коммунальных услуг.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.

В силу Федерального закона от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ государственному регулированию подлежат тарифы на электрическую и тепловую энергию.

Правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ “Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса“ (в ред. от 18.10.2007 N 230-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением ежегодно до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период устанавливает предельные индексы в среднем по субъектам Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332 “Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам“ Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением. Согласно п. 5.3.1.11 Положения одним из полномочий ФСТ является установление предельных (минимальный и (или) максимальный) уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе предельных уровней тарифов для населения.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 г. N 68-э/5 “Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год“ для Республики Хакасия предельный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги для населения Республики Хакасия определен 115%.

Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 22.06.2007 г. N 9 “Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2008 год“ (в ред. от 21.09.2007 N 14) предельный индекс изменения размера платы за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги для населения г. Черногорска определен 115%.

Следовательно, органы регулирования в соответствии со своими полномочиями утверждают тарифы на тепловую энергию для теплоснабжающих организаций и предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги для населения.

Предельно возможные индексы роста размера платы граждан за услуги организаций коммунального комплекса относятся ко всем видам коммунальных услуг, в том числе к отоплению (теплоснабжению) и поставке горячей воды.

Тарифы и предельные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги, установленные уполномоченными органами в области государственного регулирования тарифов, обязательны для применения всеми энергоснабжающими организациями.

Постановлением Госкомитета по тарифам РХ от 14 февраля 2008 года N 10 ООО “Тепловые системы“ включено в Реестр энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Следовательно, теплоснабжающее предприятие - ООО “Тепловые системы“ обязано было производить начисление оплаты населению за оказанные услуги по тарифам, установленным Постановлением Государственного комитета по тарифам Республики Хакасия от 28.03.2008 г. N 20 с учетом предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги. Требование о возмещении “выпадающих доходов“ могло быть предъявлено в установленном законом порядке.

В постановлении прокурора г. Черногорска о возбуждении административного производства об административном правонарушении от 26 июня 2008 г. и прилагаемых к нему документах отражено, что ООО “Тепловые системы“ с 1 апреля 2008 г. предъявляло плату населению г. Черногорска по экономически установленным тарифам без учета предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги, установленных Приказом Федеральной службы по тарифам от 11.04.2007 г. N 68-э/5. В связи с этим платежи населения за предоставленные коммунальные услуги с 1 апреля 2008 года возросли более, чем на 115%. ООО “Тепловые системы“ подтверждает факт предъявления населению платы за предоставленные коммунальные услуги (теплоснабжение и горячее водоснабжение) без учета предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.

При этом, исследование стоимости всех составляющих коммунальных услуг свидетельствует, что по сравнению с первым кварталом 2008 года во втором квартале 2008 года возросла лишь совокупная стоимость отопления, передачи тепловой энергии, горячей воды и транспортировки горячей воды.

Предъявление ООО “Тепловые системы“ населению платы за предоставленные коммунальные услуги без учета предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги квалифицировано прокурором по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из оспариваемого Постановления Госкомитета по тарифам Республики Хакасия от 16.07.2008 основанием прекращения производства по делу об административном правонарушении явился вывод Госкомитета по тарифам Республики Хакасия о том, что ООО “Тепловые системы“ при применении установленного тарифа в размере 558 рублей 13 копеек за 1 Гкал не допущено завышения или занижения регулируемых государством тарифов, а иное нарушение установленного порядка ценообразования - увеличение стоимости коммунальных услуг для граждан потребителей - произошло не по вине ООО “Тепловые системы“. Административный орган посчитал, что в действиях ООО “Тепловые системы“ отсутствует событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, умысел должностного лица - генерального директора ООО “Тепловые системы“ Субач В.И. и исполняющей обязанности генерального директора Любчич Е.В. на нарушение жилищных прав граждан по административному делу не установлен.

Суд первой инстанции правильно указал на необоснованность вывода Госкомитета по тарифам Республики Хакасия об отсутствии в действиях общества события и состава административного правонарушения.

В нарушение статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Госкомитет по тарифам Республики Хакасия не исследовал обстоятельства совершения обществом правонарушения в виде иного нарушения установленного порядка ценообразования, выразившегося в превышении предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги, как это зафиксировано в постановлении прокурора от 26 июня 2008 года о возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, оспариваемое постановление Госкомитета по тарифам Республики Хакасия от 16.07.2008, как вынесенное без исследования обстоятельств превышения предельного индекса изменения размера платы за коммунальные услуги, является незаконным и подлежит отмене.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апелляционной жалобы Госкомитета по тарифам Республики Хакасия о том, что общество “Тепловые системы“ не допустило завышения или занижения регулируемых государством тарифов (предельный индекс роста тарифов на тепловую энергию в размере 114,5%), вина директора общества на нарушение жилищных прав граждан по административному делу не установлена, что опровергается анализом произведенных расчетов за коммунальные услуги, объяснениями генерального директора Субач В.И. (т. 1, л. 63, 64).

Довод Госкомитета по тарифам Республики Хакасия об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является несостоятельным, поскольку в силу части 1 статьи 4.5 Кодекса срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) составляет один год со дня совершения административного правонарушения.

Следовательно, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 22 сентября 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 22 сентября 2008 года по делу N А74-1928/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи

Г.Н.БОРИСОВ

Л.А.ДУНАЕВА