Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.11.2008 N А33-5966/2008-03АП-2950/2008 по делу N А33-5966/2008 Неисполнение контрагентами налогоплательщика своих налоговых обязанностей, неотражение ими в налоговой отчетности операций, на основании которых налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты, отсутствие поставщиков по юридическому адресу безусловно не свидетельствует о получении последним необоснованной налоговой выгоды вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 ноября 2008 г. N А33-5966/2008-03АП-2950/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 ноября 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Борисова Г.Н.,

судей: Дунаевой Л.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии:

от общества - Корнеева И.Г., представителя по доверенности N 64/2 от 10.01.2006;

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2008 года по делу N А33-5966/2008, принятое судьей Федотовой Е.А.,

установил:

закрытое акционерное общество “Красноярская компания по производству лесоматериалов “Красноярсклесоматериалы“ (далее - заявитель,
общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Красноярскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным ее решения N 138 от 15.02.2008 в части отказа в применении вычетов по налогу на добавленную стоимость на общую сумму 13 096 300 рублей и о возложении на налоговый орган обязанности возместить указанную сумму налога на добавленную стоимость.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2008 года заявление общества удовлетворено частично, решение инспекции N 138 от 15.02.2008 признано недействительным в части отказа в применении вычета по налогу на добавленную стоимость в сумме 12 139 950 рублей, на инспекцию возложена обязанность устранить нарушение прав заявителя путем возмещения указанной суммы налога. В остальной части заявленных требований отказано.

Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в части признания недействительным решения N 138 от 15.02.2008 об отказе в применении налоговых вычетов в сумме 9 711 524 рубля по счетам-фактурам, выставленным ООО “ТД “КЛМ Ко“ и в удовлетворении требований обществу в указанной части отказать.

Из апелляционной жалобы следует, что ООО “ТД “КЛМ Ко“ является комиссионером по договору комиссии, заключенному с заявителем, по условиям договора должно самостоятельно осуществлять грузоперевозки или оплачивать транспортные расходы. При этом комиссионер не является продавцом приобретенного для комитента товара и плательщиком налога на добавленную стоимость, указанного в выставленных им счетах-фактурах, поэтому инспекция считает, что в счет-фактуру, выставленный комиссионером, должны быть перенесены сведения о действительном продавце товара.

Также инспекция указывает, что у общества и его комиссионера отсутствуют документы, подтверждающие транспортные расходы, факт перемещения
товара от комиссионера к обществу не подтвержден товарно-транспортными накладными.

Инспекция о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена (уведомление от 27.10.2008 N 09634), своих представителей на судебное заседание не направила.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу и дополнениях к нему не согласилось с изложенными в жалобе доводами, полагая правильными выводы суда о том, что при сложившейся схеме приобретения пиломатериала через комиссионера налогоплательщик документально подтвердил право на применение налоговых вычетов, а налоговый орган не доказал получение заявителем необоснованной налоговой выгоды. В связи с этим общество просит решение Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения,

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, проверяется только в обжалуемой части.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Обществом в инспекцию 20.09.2007 представлены налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за август 2007 года и документы в подтверждение права на применение налоговой ставки 0 процентов. Также налогоплательщиком 30.10.2007 и 13.11.2007 представлены в инспекцию уточненные налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за тот же налоговый период. Согласно указанным налоговым декларациям сумма налога на добавленную стоимость, заявленная к вычету по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена, составляет 28 170 032 рубля; к возмещению заявлен налог на добавленную стоимость в сумме 29 479 887 рублей.

По результатам камеральной налоговой проверки этих деклараций инспекцией составлен акт
N 1445 от 10.01.2008 и принято решение от 15.02.2008 N 138, в которых налоговый орган пришел к выводу о том, что обществом неправомерно заявлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, в том числе в сумме 9 711 524 рубля по счетам-фактурам, выставленным ООО “ТД “КЛМ Ко“.

При этом инспекция исходила из того, что счета-фактуры оформлены с нарушением установленных требований; товар для заявителя по договору комиссии приобретен у проблемных поставщиков, которые либо не находятся по юридическому адресу, либо не представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность, либо в такой отчетности не отражают операции по реализации товаров в адрес ООО “ТД “КЛМ Ко“; общество и его контрагенты не представили товарно-транспортные документы, подтверждающие движение товара от поставщиков; комиссионер приобретал пиловочник по завышенным ценам, что свидетельствует об отсутствии разумной деловой цели и экономической оправданности сделок.

Общество, считая, что им соблюдены положения статей 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении налоговых вычетов, оспорило указанное решение инспекции в судебном порядке.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных
органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

В соответствии со статьей 143 Кодекса общество является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, согласно пункту 1 статьи 173 Кодекса определяется как сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 166 Кодекса, уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса. Если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, то в соответствии с пунктом 2 статьи 173 Кодекса положительная разница подлежит возмещению в порядке, установленном статьей 176 Кодекса.

Из статей 169, 171, 172 Кодекса следует, что право на применение налогоплательщиком вычета по налогу на добавленную стоимость возникает при соблюдении следующих условий:

- наличие надлежащим образом составленного счета-фактуры, в котором сумма налога выделена отдельной графой;

- приобретение товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения,

- принятие приобретенных товаров (работ, услуг) к учету.

Согласно пункту 3 статьи 172 Кодекса для применения вычетов сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса, в
отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, также необходимо представление в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 53 имеет дату 12.10.2006, а не 12.11.2006.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 1 Постановления N 53 от 12.11.2006 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды“ разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

По результатам камеральной проверки налоговой декларации и уточненных налоговых деклараций за август 2007 года инспекция подтвердила правомерность применения обществом налоговой ставки 0 процентов по операциям реализации лесопродукции на экспорт.

Обществом в подтверждение правомерности применения вычетов налога на добавленную стоимость, предъявленного ООО “ТД “КЛМ Ко“, был представлен договор комиссии N 3 от 03.11.2003, согласно условиям которого ООО “ТД “КЛМ Ко“ (комиссионер) по поручению общества (комитента) осуществляет комплексное обеспечение комитента пиловочником путем заключения договоров поставки от своего имени и за счет комитента. Оплата пиловочника по договорам, заключенным комиссионером с поставщиками, производится комитентом согласно его акту приемки, счету-фактуре и письму комиссионера.

Передача комиссионером пиломатериала заявителю во исполнение условий договора комиссии налоговым органом не оспаривается. Инспекция считает, что доставка пиломатериала комиссионером должна подтверждаться транспортными документами.

Между тем, из условий договора комиссии не следует, что приобретенный для комитента пиломатериал должен доставляться комиссионером. Доставка пиломатериала по договорам поставки, заключенным комиссионером,
обеспечивалась поставщиками, товар принимался комиссионером и передавался им заявителю без его фактического перемещения. Данные пояснения не противоречат условиям договора, поэтому доводы инспекции о том, что передача товара комиссионером заявителю должна подтверждаться транспортными документами, не соответствуют сложившейся схеме поставки товара через комиссионера.

При этом налоговым органом не представлены доказательства истребования при проведении камеральной проверки у заявителя либо его комиссионера транспортных документов, подтверждающих доставку пиломатериала по договорам поставки, заключенным комиссионером.

Также налогоплательщиком в инспекцию представлены счета-фактуры N 12/2 от 14.01.2007; N 11/8 от 15.01.2007; N 9/4, 10/6, 13/35, 13/40, 14/5, 14/6, 14/8, 14/9, 20/52, 21/33, 21/34 от 31.01.2007; N 46/5 от 05.02.2007; N 46/13 от 11.02.2007; N 46/21 от 16.02.2007; N 44/1, 44/2, 44/3, 45/2, 45/3, 45/4, 45/5, 45/6, 45/7, 45/8, 45/9, 46/37, 46/38, 46/40, 46/41, 46/45, 46/46, 58/59, 61/24, 62/01 от 28.02.2007; N 75/2, 75/3 от 13.03.2007; N 76/2, 76/4 от 26.03.2007; N 77/1 от 30.03.2007, N 75 от 31.03.2007, N 224/3 от 31.08.2007, выставленные ООО “ТД “КЛМ Ко“.

Налоговый орган, ссылаясь на письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404, пришел к выводу о том, что указанные счета-фактуры не соответствуют требованиям к их выставлению и оформлению.

Согласно указанному письму, в случае если счет-фактура выставлен продавцом на имя комиссионера (агента), то основанием у комитента (принципала) для принятия налога на добавленную стоимость к вычету является счет-фактура, полученный от посредника. Счет-фактура выставляется посредником комитенту, принципалу с отражением показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом посреднику.

По мнению налогового органа, заявителем нарушен порядок оформления счетов-фактур при исполнении договора комиссии, так как при передаче пиловочника налогоплательщику ООО “ТД
“КЛМ“ оформляло счета-фактуры, отражая показатели по нескольким счетам-фактурам разных поставщиков в одном документе. При этом в счетах-фактурах комиссионера указаны иные, чем в счетах-фактурах поставщиков, количество и ассортимент поставляемого товара, а также указана разная цена пиловочника.

Между тем, письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в соответствии со статьей 4 Кодекса не относится к актам законодательства о налогах и сборах, статья 169 Кодекса и Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914, не содержат требований, указанных в этом письме.

Поскольку налоговым законодательством не предусмотрены особые требования к порядку оформления комиссионером счетов-фактур при передаче комитенту товара, приобретенного для него по договорам поставки, в указанной ситуации счета-фактуры должны быть оформлены в соответствии с общими требованиями, установленными пунктами 5 и 6 статьи 169 Кодекса.

Согласно свидетельству о государственной регистрации и учредительным документам ООО ТД “КЛМ“, адрес, указанный в счетах-фактурах, является юридическим адресом названного общества. Указание данного адреса в счетах-фактурах соответствует положениям пункта 5 статьи 169 Кодекса и приложению N 1 к Правилам ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914

Отсутствие налогоплательщика по адресу, указанному в его учредительных документах, не предусмотрено нормами главы 21 Кодекса в качестве основания для отказа налогоплательщику в возмещении сумм налога на добавленную стоимость.

Таким образом, счета-фактуры, выставленные ООО “ТД “КЛМ Ко“, содержат реквизиты, указанные в пунктах 5 и 6 статьи 169 Кодекса.
Налоговым органом не представлены доказательства недостоверности сведений, содержащихся в этих счетах-фактурах.

При таких обстоятельствах необоснованными являются доводы инспекции о применении заявителем налоговых вычетов на основании счетов-фактур, оформленных с нарушением установленного порядка их составления и выставления.

Налоговый орган при проведении камеральной проверки установил, что комиссионером пиломатериал по вышеуказанным счетам-фактурам был приобретен у обществ “Техлесэкспо“, “Технопромсбыт“, “Космос“, “ЛесИнвест“, “КДК плюс“, “Парис“, “КанскЛесСнабСбыт“,, “Курс“, “Элкон“, “Аврора-С“, предпринимателя Манченко А.Л., которые либо не представляют налоговую и бухгалтерскую отчетность, либо представляют такую отчетность с нулевыми показателями, налог на добавленную стоимость не уплачивают, по юридическому адресу не находятся.

Налоговый орган считает, что заявителем получена необоснованная налоговая выгода в виде применения налоговых вычетов, так как им не проявлены должная осмотрительность и осторожность в отношении организаций, осуществляющих поставку товаров. Поскольку заявитель является учредителем ООО “ТД “КЛМ Ко“, и эти организации согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20 Кодекса - взаимозависимыми лицами, комитент в силу данного обстоятельства и на основании условий договора комиссии должен был знать о заключенных комиссионером договорах поставки.

Однако согласно пункту 10 вышеназванного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом

Следовательно, неисполнение контрагентами налогоплательщика своих налоговых обязанностей, неотражение ими в налоговой отчетности операций, на основании которых налогоплательщиком заявлены налоговые вычеты, отсутствие поставщиков по
юридическому адресу, безусловно не свидетельствуют о получении последним необоснованной налоговой выгоды вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Налоговый орган не представил доказательства, подтверждающие осведомленность общества о вышеизложенных обстоятельствах.

Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда о необоснованности довода инспекции об отсутствии разумной деловой цели и экономической оправданности осуществляемой деятельности ввиду заключения комиссионером заявителя сделок с поставщиками по завышенным ценам, так как данный довод носит предположительный характер и не основан на экономическом анализе сложившихся рыночных цен на лесопродукцию. Правильность применения рыночных цен при совершении операций по приобретению лесопродукции налоговым органом в соответствии со статьей 40 Кодекса не устанавливалась.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении обществом положений статей 169, 171 и 172 Кодекса при применении налоговых вычетов, поэтому решение инспекции N 138 от 15.02.2008 в части отказа в вычете налога на добавленную стоимость в сумме 9 711 524 рубля противоречит положениям налогового законодательства.

На основании изложенного суд первой инстанции правомерно признал недействительным решение инспекции N 138 от 15.12.2008 в обжалуемой части. Третий арбитражный апелляционный суд считает, что отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Красноярского края

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 августа 2008 года по делу N А33-5966/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА