Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10.10.2008 N А33-9137/2008-03АП-2788/2008 по делу N А33-9137/2008 В удовлетворении заявления об отмене постановлений таможни по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.22 КоАП РФ, отказано правомерно, поскольку факт неуплаты в установленные сроки таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, подтверждается имеющимися в деле доказательствами.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 октября 2008 г. N А33-9137/2008-03АП-2788/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Первухиной Л.Ф.

судей: Демидовой Н.М., Колесниковой Г.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П.,

при участии представителей:

административного органа - Саргиной Е.В. - на основании доверенности от 08.04.2008 N 12/17,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ (п. Емельяново)

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 21 августа 2008 года по делу N А33-9137/2008, принятое судьей Е.А. Ивановой по заявлениям открытого акционерного общества “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ к Красноярской таможне (г.
Красноярск) об оспаривании решений административного органа о привлечении к административной ответственности,

установил:

открытое акционерное общество “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением об отмене постановлений Красноярской таможни от 26.06.2008 по делу об административном правонарушении N 10606000-76/2008, 10606000-78/2008. Данные заявления были приняты к производству Арбитражным судом Красноярского края, возбуждены дела N А33-9137/2008, А33-9140/2008.

Определением Арбитражного суда Красноярского края от 21.08.2008 указанные дела были объединены в одно производство с присвоением делу номера А33-9137/2008.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит оспариваемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных обществом требований, мотивируя следующими доводами:

- вывод Красноярской таможни и суда первой инстанции о нарушении авиакомпанией сроков уплаты таможенных пошлин не соответствует фактическим обстоятельствам,

- на основании части 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации период уплаты причитающихся таможенных платежей за временный ввоз товара начинается с даты помещения товара под таможенный режим и заканчивается предшествующим числом каждого последующего месяца.

Красноярская таможня считает обжалуемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей открытого акционерного общества “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 054087).

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Открытое акционерное
общество “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022400662404.

ОАО АК “Красноярские авиалинии“ по грузовым таможенным декларациям N 10606010/160606/П000214, 10606010/071206/П000831 ввезены на территорию Российской Федерации и помещены под таможенный режим временного ввоза товара с частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов самолеты гражданские пассажирские

- Боинг 737-300 б/н EI-DN T, бывший в употреблении, серийный N 24356, посадочных мест 145, двигатели: 856209, 720852 ВСУ SP-E972513, изготовитель “The Boeing Company“;

- Боинг 757-256ER, бортовой N EI-DUC, бывший в употреблении, серийный N 26248, посадочных мест 184, двигатели: 31637, 31642 ВСУ, серийный N Р-1113, изготовитель “The Boeing Company“.

Согласно заявлениям таможенного режима временного ввоза ОАО АК “Красноярские авиалинии“ от 16.06.2006 N 306/ОТО, 29.11.2006 N 1.1/7Б-06-1494 периодичность уплаты сумм таможенных пошлин, налогов определена ежемесячно.

За март 2008 года периодические таможенные платежи оплачены ОАО АК “Красноярские авиалинии“ 07.03.2008.

По мнению Красноярской таможни ОАО АК “Красноярские авиалинии“ нарушены требования статьи 212 Таможенного кодекса Российской Федерации, поскольку за март периодические таможенные платежи должны были быть оплачены до 29.02.2008.

По данному факту 04.05.2008 ведущим инспектором отдела административных расследований Красноярской таможни Нарбутом А.В. были составлены протоколы об административных правонарушениях N 10606000-76/2008, N 10606000-78/2008.

Постановлениями Красноярской таможни от 26.06.2008 N 10606000-76/2008, 10606000-78/2008 по делам об административных правонарушениях ОАО АК “Красноярские авиалинии“ привлечено к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 50000 рублей за каждое правонарушение.

Не согласившись с указанными постановлениями, ОАО “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и
отмене постановлений о привлечении к административной ответственности.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 209 Таможенного кодекса Российской Федерации временный ввоз является таможенным режимом, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов
и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В силу пункта 2 статьи 212 Таможенного кодекса Российской Федерации при частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения. Указанная сумма уплачивается при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза или периодически по выбору лица, получившего разрешение на временный ввоз. Периодичность уплаты сумм таможенных пошлин определяется лицом, получившим разрешение на временный ввоз, с согласия таможенного органа. При этом конкретные сроки уплаты сумм таможенных пошлин определяются исходя из того, что уплата этих сумм должна производиться до начала соответствующего периода (пункт 3 статьи 212 Таможенного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 9 Таможенного кодекса Российской Федерации определение дня начала и дня окончания, установленных настоящим Кодексом сроков, определенных периодом времени, либо дня наступления события производится в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Следовательно, предельный срок уплаты периодических таможенных платежей за март 2008 года по грузовым таможенным декларациям N 10606010/160606/П000214, 10606010/071206/П000831 - 29.02.2008. Открытым акционерным обществом “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ периодические таможенные платежи за март 2008 года по указанным грузовым таможенным декларациям уплачены 07.03.2008. Таким образом, по состоянию на 01.03.2008 уплата указанных платежей в установленный срок произведена не была.

Довод апелляционной жалобы об отсутствии пропуска сроков уплаты таможенных пошлин не обоснован, противоречит приведенным нормам Таможенного кодекса Российской Федерации. Ссылка административного органа на постановление от 20.06.2008 Третьего арбитражного апелляционного суда по
делу N А33-2212/2008 в части порядка исчисления сроков уплаты таможенных платежей не принимается, поскольку постановлением от 08.09.2008 Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа данное постановление Третьего арбитражного апелляционного суда отменено.

Ответственность за уплату таможенных пошлин в соответствии с пунктом 2 статьи 320 Таможенного кодекса Российской Федерации несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз.

Статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Объективной стороной данного правонарушения является неуплата в установленные сроки таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

Вывод суда первой инстанции о наличии в действиях открытого акционерного общества “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ состава вменяемого ему административного правонарушения соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.

Таким образом, административный орган доказал наличие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протоколов об административном правонарушении и принятие постановлений о привлечении к административной ответственности установлено судом первой инстанции и ОАО “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ не оспаривается.

Частью 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

В
соответствии с частью 1 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Согласно пунктам 1, 4 Постановления Правительства РФ N 429 от 21.08.2004 “О Федеральной таможенной службе“ Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством России функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно, через таможенные органы и представительства службы за рубежом.

В силу пунктов 1, 5 Общего положения о таможне, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 12.01.2005 N 7, таможня является таможенным органом, входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов России и обеспечивающим реализацию задач и функций Федеральной таможенной службы Российской Федерации в регионе деятельности таможни в пределах компетенции, определенной Положением. Таможня осуществляет руководство деятельностью подчиненных таможенных постов и является по отношению к ним вышестоящим органом.

На основании Перечня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание, утвержденного Приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 15.03.2005 N 198, к числу должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, относятся, в том числе ведущие инспекторы.

Из материалов дел об административных правонарушениях N 10606000-76/2008, 10606000-78/2008 следует, что протоколы об административных правонарушениях по данным делам составлены 04.05.2008 ведущим инспектором отдела административных расследований Красноярской таможни. Следовательно, при составлении протоколов об административных правонарушениях по делам об административных правонарушениях должностное лицо Красноярской таможни действовало в пределах своих полномочий.

Согласно пункту 3 части 2 статьи 23.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники таможен, их заместители.

Постановления по делам об административных правонарушениях N 10606000-76/2008, 10606000-78/2008 вынесены заместителем начальника таможни по правоохранительной деятельности Красноярской таможни. Следовательно, при вынесении постановлений по делам об административных правонарушениях должностное лицо Красноярской таможни действовало в пределах своих полномочий.

Открытое акционерное общество “Авиакомпания “Красноярские авиалинии“ имело реальную возможность исполнения возложенных на него обязанностей по уплате периодических таможенных платежей за март 2008 года по грузовым таможенным декларациям N 10606010/160606/П000214, 10606010/071206/П000831, однако не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению таможенного законодательства, что доказывает его виновность в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой
инстанции от 21 августа 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2008 года по делу N А33-9137/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий судья

Л.Ф.ПЕРВУХИНА

Судьи:

Н.М.ДЕМИДОВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА