Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.09.2008 N А33-9166/2008-03АП-2647/2008 по делу N А33-9166/2008 В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ отказано правомерно, так как материалами дела установлено наличие вины в действиях заявителя, поскольку, являясь фактическим исполнителем услуги по холодному водоснабжению, заблаговременно не принял мер по текущему ремонту данного участка водопровода.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 сентября 2008 г. N А33-9166/2008-03АП-2647/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего - судьи Демидовой Н.М.,

судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скрипниковой И.П.,

при участии представителей:

заявителя - Федорченко А.В., на основании доверенности от 08.08.2008,

административного органа - Шаталовой Н.С., на основании доверенности от 24.04.2008,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ (г. Красноярск)

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 5 августа 2008 года по делу N А33-9166/2008,

принятое судьей Севастьяновой Е.В.,

по заявлению общества с ограниченной ответственностью
“Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ об оспаривании постановления Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края от 10.06.2008 N 143-Ж по делу об административном правонарушении,

установил:

общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края от 10.06.2008 N 143-Ж по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 августа 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным решением, общество с ограниченной ответственностью “Красноярский жилищно-коммунальный комплекс“ обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что выводы суда первой инстанции о наличии оснований для привлечения ООО “КрасКом“ к административной ответственности не соответствует установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам. Не установлена вина ООО “КрасКом“ в совершении вменяемого административного правонарушения.

Служба строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края считает оспариваемое решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края в судебном заседании доводы апелляционной жалобы не признал, сослался на доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил суд апелляционной инстанции оспариваемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной
инстанции установлены следующие обстоятельства.

ООО “КрасКом“ зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1032402976870.

Прокуратурой Свердловского района г. Красноярска проведена проверка по факту прорыва водопровода, произошедшего 11.03.2008 по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова, 5, в результате чего 13.03.2008 в 13 час. 25 мин. была прекращена подача холодного водоснабжения в 32 жилых домах по ул. Матросова N 10, 12, 14, 16, 12 “а“, 12 “б“, 8, 8 “а“, 5 “б“, 3, 7, 7 “а“, 9, 9 “а“, 9 “б“, по ул. Семафорная N 229, 231, 227, 225, 223, 221, 233, 237, 239, 239 “а“, 243, 243 “А“, 245, 245 “а“.

В ходе проверки установлено и в постановлении и.о. прокурора Свердловского района г. Красноярска о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.03.2008, вынесенном в отношении ООО “КрасКом“, зафиксировано, что ремонтно-восстановительные работы осуществлялись ООО “КрасКом“ и были завершены 15.03.2008 в 12 час. 00 мин. Холодное водоснабжение у жителей указанных домов отсутствовало 46 часов. По результатам выезда бригады аварийно-восстановительных работ ООО “КрасКом“ по указанному прорыву и проведения диагностики водопроводной сети было установлено, что причиной возникновения утечки является образование трещины по диаметру чугунной трубы на участке магистрального трубопровода холодного водоснабжения диаметром 500 м.м., проходящем по указанному адресу, вследствие ее значительного фактического износа. В соответствии с договором аренды N 10014 от 05.072006 участок водопровода, на котором произошла авария, находится во временном возмездном пользовании ООО “КрасКом“. В соответствии с п. 4.1.1 указанного договора арендатор - ООО “КрасКом“ обязуется содержать указанные водопроводные сети в соответствии с правилами технической эксплуатации. Пункт 4.1.3 предусматривает
обязанность арендатора поддерживать надлежащее техническое состояние арендуемой “совокупности имущества“, осуществлять за свой счет капитальный и текущий ремонт, модернизацию, нести расходы по содержанию и эксплуатации арендуемого имущества. Указанный магистральный водопровод введен в эксплуатацию в 1966 году. Замена участка магистрального водопровода, на котором произошел прорыв, с момента передачи его в аренду ООО “КрасКом“ не производилась. Общество заключило договор на отпуск питьевой воды с ООО “Жилкомсервис“, осуществляющим управление указанными многоквартирными домами. Однако, фактическим исполнителем услуги по холодному водоснабжению является ООО “КрасКом“.

Усмотрев в действиях ООО “КрасКом“ признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и.о. прокурора Свердловского района г. Красноярска вынес указанное постановление.

10.06.2008 административным органом вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 143-Ж о привлечении ООО “КрасКом“ к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5000,00 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением об административном правонарушении, ООО “КрасКом“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 143-Ж от 10.06.2008.

Из материалов дела следует, что 01.03.2005 между Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью “Жилкомцентр“ был заключен муниципальный контракт на управление муниципальным жилым фондом, в соответствии с которым департамент передает, а общество принимает муниципальный жилищный фонд для управления им с предоставлением соответствующих услуг. В силу пункта 2.1.8 контракта общество приняло на себя обязательство обеспечивать нанимателей и собственников жилых помещений жилищными и коммунальными услугами установленного уровня качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.

24.08.2005
между ООО “КрасКом“ и ООО “Жилкомцентр“ заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ N 23/2109.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ООО “КрасКом“ приняло на себя обязательства по отпуску питьевой воды из системы городского водопровода ООО “Жилкомцентр“ на нужды потребителей (населения Свердловского района г. Красноярска) и приему (сбросу) сточных вод в городскую канализацию от указанных потребителей.

В соответствии с пунктом 3.1.4 договора ООО “КрасКом“ приняло на себя обязательство обеспечить уровень качества питьевой, отвечающий санитарным нормам и правилам и необходимый уровень давления для бесперебойного (круглосуточного) водоснабжения согласно приложению N 2 к договору.

05.07.2006 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска и ООО “КрасКом“ заключен договор аренды N 10014 на совокупность имущества казны г. Красноярска.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора целью договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности производства, содержания и обслуживания, эксплуатации совокупности имущества казны г. Красноярска; являющейся муниципальной собственностью, для эффективного и качественного оказания услуг по обеспечению тепло-, электро-, водоснабжением и водоотведением населения, бюджетных учреждений, предприятий, организаций всех форм собственности и иных потребителей г. Красноярска, в соответствии с установленными требованиями и нормативами.

В соответствии с пунктом 1.2 договора, на основании акта приема-передачи от 01.08.2006 департамент передал обществу во временное владение и пользование, в том числе сети водопроводные, расположенные на ул. Семафорной г. Красноярска.

В силу пункта 4.1 указанного договора на ООО “КрасКом“ возложена обязанность использовать по целевому назначению и содержать в соответствии с уставной деятельностью и правилами технической эксплуатации арендуемую совокупность имущества; обеспечивать сохранность “совокупности имущества“ и за счет своих средств возмещать балансодержателю нанесенные
ему ущерб от порчи, утраты принятой в аренду “совокупности имущества“; поддерживать надлежащее техническое состояние арендуемой “совокупности имущества“, осуществлять за свой счет капитальный и текущий ремонт, модернизацию и нести расходы по содержанию и эксплуатации арендуемой “совокупности имущества“.

Согласно пункта 2.1 устава ООО “КрасКом“ целями деятельности общества являются удовлетворение потребности населения в услугах по содержанию и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, по водоснабжению, водоотведению и доставке тепловой энергии и горячей воды по теплосетям, по газоснабжению и электроснабжению, а также извлечение прибыли.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не установил оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. В соответствии со статьями 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный
порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются действия (бездействия), вызвавшие нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.

Объектом правонарушения являются права потребителей.

Субъектами данного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.

Заявителю вменяется нарушение положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.

Указанными Правилами установлен порядок предоставления коммунальных услуг. Пунктом 1 указанных Правил определено, что настоящие Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В силу пункта 2 Правил действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно пункту 3
Правил:

“коммунальные услуги“ - деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях;

“исполнитель“ - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы;

“управляющая организация“ - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, управляющие многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом;

“ресурсоснабжающая организация“ - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов;

“коммунальные ресурсы“ - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг;

“внутридомовые инженерные системы“ - инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме;

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “... условия предоставления коммунальных услуг.“

“коммунальные услуги надлежащего качества“ - коммунальные услуги, отвечающие требованиям настоящих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего ***

В силу пункта 4 коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия
предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 Правил обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.

В соответствии с пунктом 7 Правил при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.

В силу пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Согласно пункту 49 Правил исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или
с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю; устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в сроки, установленные законодательством Российской Федерации и договором.

Пунктом 75 Правил установлено, что исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за нарушение качества и порядка предоставления коммунальных услуг.

В силу пункта 76 Правил исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, а также лицам, совместно проживающим с ним, вследствие непредставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества независимо от его вины.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Согласно пункту 6 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“ разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07 “О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307“, указано, что на основании пунктов 3 и 49 Правил в зависимости от выбранного в порядке, предусмотренном статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, способа управления многоквартирным домом исполнителем могут быть:

- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;

- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

Согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.

В соответствии с пунктом 3 и подпунктами “а“ - “г“ пункта 49 Правил обязательным признаком статуса исполнителя коммунальных услуг является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Согласно подпункту “г“ пункта 49 Правил исполнитель коммунальных услуг обязан обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, как самостоятельно, так и с привлечением других лиц на основании возмездного договора. То есть исполнителем коммунальных услуг является лицо, отвечающее и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов, и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Ответственность за нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами несет исполнитель коммунальных услуг, а при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, ресурсоснабжающая организация, с которой заключен договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении.

Согласно материалам дела 24.08.2005 между ООО “КрасКом“ и ООО “Жилкомцентр“ заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ N 23/2109.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора ООО “КрасКом“ приняло на себя обязательства по отпуску питьевой воды из системы городского водопровода ООО “Жилкомцентр“ на нужды потребителей (населения Свердловского района г. Красноярска) и приему (сбросу) сточных вод в городскую канализацию от указанных потребителей.

Согласно пункту 3.1 договора N 23/2109 на отпуск воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.08.2005, заключенного ООО “КрасКом“ и ООО “Жилкомцентр“, ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечивать надлежащую эксплуатацию и функционирование систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и договором, заключенным между собственником этих систем и ресурсоснабжающей организацией. Отпускать питьевую воду из системы городского водопровода на нужды населения и принимать сточные воды в систему городской канализации через указанные в приложении N 2 водопроводные вводы и канализационные выпуски ООО “Жилкомцентр“. Отпуск питьевой воды и прием сточных вод осуществляется на границах эксплуатационной ответственности сторон.

В силу пункта 3.2.2 названного договора ООО “Жилкомцентр“ приняло на себя обязательства обеспечивать эксплуатацию находящихся в его ведении систем водоснабжения и канализации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, обеспечивать исправность оборудования и приборов, связанных с потреблением питьевой воды и сбросом сточных вод; соблюдать установленные ему условия и режимы водопотребления и сброса сточных вод.

01.03.2005 между Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью “Жилкомцентр“ был заключен муниципальный контракт на управление муниципальным жилым фондом, в соответствии с которым департамент передает, а общество принимает муниципальный жилищный фонд для управления им с предоставлением соответствующих услуг.

Согласно пункту 1.2 муниципального контракта на управление муниципальным жилым фондом от 01.03.2005, заключенного между Департаментом городского хозяйства администрации г. Красноярска и обществом с ограниченной ответственностью “Жилкомцентр“ департамент передает, а общество принимает муниципальный жилищный фонд для управления им с предоставлением соответствующих услуг. В силу пункта 2.1.8 названного контракта ООО “Жилкомцентр“ приняло на себя обязательство обеспечивать нанимателей и собственников жилых помещений жилищными и коммунальными услугами установленного уровня качества, в объеме, соответствующем установленным нормативам потребления.

05.07.2006 между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений г. Красноярска и обществом “КрасКом“ заключен договор аренды N 10014 на совокупность имущества казны г. Красноярска.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного договора целью договора является создание экономических условий, обеспечивающих повышение эффективности производства, содержания и обслуживания, эксплуатации совокупности имущества казны г. Красноярска, являющейся муниципальной собственностью, для эффективного и качественного оказания услуг по обеспечению тепло-, электро-, водоснабжением и водоотведением населения, бюджетных учреждений, предприятий, организаций всех форм собственности и иных потребителей г. Красноярска, в соответствии с установленными требованиями и нормативами.

В силу пункта 4.1 указанного договора на общество возложена обязанность использовать по целевому назначению и содержать в соответствии с уставной деятельностью и правилами технической эксплуатации арендуемую совокупность имущества; обеспечивать сохранность “совокупности имущества“ и за счет своих средств возмещать балансодержателю нанесенные ему ущерб от порчи, утраты принятой в аренду “совокупности имущества“; поддерживать надлежащее техническое состояние арендуемой “совокупности имущества“, осуществлять за свой счет капитальный и текущий ремонт, модернизацию и нести расходы по содержанию и эксплуатации арендуемой “совокупности имущества“.

В соответствии с пунктом 1.2 договора, на основании акта приема-передачи от 01.08.2006 департамент передал обществу во временное владение и пользование, в том числе сети водопроводные, расположенные на ул. Семафорной г. Красноярска.

Согласно пункту 2.1 устава ООО “КрасКом“ целями деятельности общества являются удовлетворение потребности населения в услугах по содержанию и эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства, по водоснабжению, водоотведению и доставке тепловой энергии и горячей воды по теплосетям, по газоснабжению и электроснабжению, а также извлечение прибыли.

Таким образом, из материалов дела (договора аренды N 10014 на совокупность имущества казны г. Красноярска от 05.07.2006, договора N 23/2109 на отпуск воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.08.2005, муниципального контракта на управление муниципальным жилищным фондом от 01.03.2005) следует, что управление жилыми домами по ул. Матросова N 10, 12, 14, 16, 12 “а“, 12 “б“, 8, 8 “а“, 5 “б“, 3, 7, 7 “а“, 9, 9 “а“, 9 “б“, по ул. Семафорная N 229, 231, 227, 225, 223, 221, 233, 237, 239, 239 “а“, 243, 243 “А“, 245, 245 “а“ осуществляет управляющая компания - общество “Жилкомцентр“. Общество “КрасКом“ является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет отпуск питьевой воды из систем городского водопровода обществу “Жилкомцентр“ на нужды потребителей (населения Свердловского района г. Красноярска) и прием (сброс) сточных вод в городскую канализацию от указанных потребителей на основании договора N 23/2109 на отпуск воды и прием сточных вод и загрязняющих веществ от 24.08.2005.

Следовательно, поскольку:

- управление указанными выше многоквартирными домами осуществляет ООО “Жилкомцентр“,

- общество “КрасКом“ не отвечает за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги,

- общество “КрасКом“ приняло на себя обязательство обеспечить отпуск питьевой воды из систем городского водопровода ООО “Жилкомцентр“ на нужды потребителей (населения Свердловского района г. Красноярска) и прием (сброс) сточных вод в городскую канализацию от указанных потребителей, обеспечить уровень качества питьевой, отвечающий санитарным нормам и правилам и необходимый уровень давления для бесперебойного (круглосуточного) водоснабжения, т.е. фактическим исполнителем услуги по холодному водоснабжению является общество “КрасКом“,

- указанными выше Правилами предусмотрено, что ответственность за нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, несет ресурсоснабжающая организация, с которой заключен договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении,

- из содержания статьи 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не следует, что субъектом данного правонарушения является только исполнитель коммунальных услуг.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 1 приложения N 1 к указанным выше Правилам допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды 8 часов суммарно в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24.

В материалах проверки зафиксировано, что 11.03.2008 произошел прорыв водопровода по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова, 5, в результате чего 13.03.2008 в 13 час. 25 мин. была прекращена подача холодного водоснабжения в 32 жилых дома: по ул. Матросова N 10, 12, 14, 16, 12“а“, 12 “б“, 8, 8“а“, 5“б“, 3, 7, 7“а“, 9, 9 “а“, 9 “б“, по ул. Семафорная N 229, 231, 227, 225, 223, 221, 233, 237, 239, 239“а“, 243, 243“а“, 245, 245“а“.

Ремонтно-восстановительные работы осуществлялись обществом “КрасКом“ и были совершены 15.03.2008 в 12 час. 00 мин. Холодное водоснабжение у жителей указанных домов отсутствовало 46 часов. По результатам выезда бригады аварийно-восстановительных работ ООО “КрасКом“ по указанному прорыву и проведения диагностики водопроводной сети было установлено, что причиной возникновения утечки является образование трещины по диаметру чугунной трубы на участке магистрального трубопровода холодного водоснабжения диаметром 500 м.м., проходящем по указанному адресу, вследствие ее значительного фактического износа.

Таким образом, в действиях заявителя усматриваются признаки объективной стороны правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Довод заявителя об отсутствии вины не соответствует материалам дела.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением призна“тся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно пункту 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с договором аренды N 10014 от 05.07.2006 участок водопровода, на котором произошла авария, находится во временном возмездном пользовании ООО “КрасКом“. В соответствии с пунктом 4.1.1 указанного договора арендатор - ООО “КрасКом“ обязуется содержать указанные водопроводные сети в соответствии с правилами технической эксплуатации. Пункт 4.1.3 предусматривает обязанность арендатора поддерживать надлежащее техническое состояние арендуемой “совокупности имущества“, осуществлять за свой счет капитальный и текущий ремонт, модернизацию нести расходы по содержанию и эксплуатации арендуемого имущества. Указанный магистральный водопровод введен в эксплуатацию в 1966 году. Замена участка магистрального водопровода, на котором произошел прорыв, с момента передачи его в аренду ООО “КрасКом“ не производилась. Следовательно, вина заявителя характеризуется тем, что ООО “КрасКом“ заблаговременно не приняло мер по текущему ремонту данного участка водопровода.

Соблюдение процедуры привлечения к административной ответственности и наличие полномочий административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие постановления о привлечении к административной ответственности ООО “КрасКом“ не оспаривается.

В соответствии с частью 1, пунктом 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса в пределах их компетенции.

Полномочия на рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предоставлены в статье 23.55 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органам государственной жилищной инспекции.

Суд первой инстанции пришел к верному выводу (и это не оспаривается заявителем) о том, что, учитывая существо правонарушения, характер охранительных правоотношении, возникших в связи с неисполнением лицом указанных Правил, необходимо применять годичный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При изложенных обстоятельствах судом апелляционной инстанции не установлено безусловных процессуальных оснований для отмены решения суда первой инстанции от 5 августа 2008 года и для удовлетворения апелляционной жалобы. Таким образом, согласно статье 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение арбитражного суда первой инстанции от 5 августа 2008 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 августа 2008 года по делу N А33-9166/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.

Председательствующий судья

Н.М.ДЕМИДОВА

Судьи:

О.И.БЫЧКОВА

Л.Ф.ПЕРВУХИНА