Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05.09.2008 N А33-6364/2008-03АП-1974/2008 по делу N А33-6364/2008 Расходование заявителем бюджетных средств на оплату единого социального налога, взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование со счета 327 “Обеспечение деятельности подведомственных учреждений“ на цели, расходы по которым предусмотрены счетом 530 “Финансирование расходов, осуществляемое за счет средств от сдачи в аренду имущества“ статьи 213 “Начисления на оплату труда“, является нецелевым использованием средств федерального бюджета и образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 сентября 2008 г. N А33-6364/2008-03АП-1974/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 5 сентября 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей: Борисова Г.Н., Демидовой Н.М.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.,

при участии представителей:

заявителя - Спиричева М.Н. по доверенности от 02.06.2008,

административного органа - Сафьяновой Е.Г. по доверенности от 25.06.2008 N 17,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования “Красноярский политехнический техникум“

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 5 июня 2008 года по делу N А33-6364/2008, принятое судьей Крицкой И.П.,

установил:

государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Красноярский
политехнический техникум“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае о признании незаконными и отмене постановлений от 24 апреля 2008 года N 03-14-70/1ю, 03-14-70/2ю, 03-14-70/3ю, 03-14-70/4ю, 03-14-70/5ю, 03-14-70/6ю, 03-14-70/7ю, 03-14-70/8ю, 03-14-70/9ю о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 июня 2008 года в удовлетворении заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом в части, учреждение обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконными и отмене постановлений от 24.04.2008 N 03-14-70/1-ю, 03-14-70/4-ю, 03-14-70/6-ю.

В апелляционной жалобе учреждение указывает, что постановления N 03-14-70/1-ю, 03-14-70/4-ю, 03-14-70/6-ю вынесены за нецелевое использование бюджетных средств в незначительных суммах от 35,49 рублей до 354,85 рублей, указанные правонарушения являются малозначительными. Суммы назначенного штрафа значительно превышают суммы правонарушений, чем нарушены принципы справедливости и соразмерности наказания.

Административный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Лица, участвующие в деле, возражений не заявили.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования “Красноярский политехнический техникум“ зарегистрировано в качестве юридического лица, в Единый
государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1022402302427.

Согласно плану контрольной работы на 2008 год административным органом проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

В ходе ревизии установлено, что работникам учреждения Лихачевой А.А., Рыхтер З.И., Рябочкиной А.В., Сливе С.П., Демушкиной Л.Н. за повышенный объем работ производилась доплата к заработной плате за счет средств, полученных от сдачи имущества в аренду (дополнительное бюджетное финансирование КБК 530 “Финансирование расходов, осуществляемое за счет средств от сдачи в аренду имущества“ статья 213 “Начисления на оплату труда“). Единый социальный налог, исчисленный с сумм отпускных, в размере 354,85 рублей и 195,17 рублей, взносы по страховым тарифам на обязательное социальное страхование, исчисленные с сумм отпускных, в размере 35,49 рублей оплачены за счет средств по КБК 327 “Обеспечение деятельности подведомственных учреждений“ статье 213 “Начисления на оплату труда“, что подтверждается платежными поручениями от 05.07.2007 N 528, 529, 531.

Расходование бюджетных средств с КБК 327 “Обеспечение деятельности подведомственных учреждений“ на цели, расходы по которым предусмотрены КБК 530 “Финансирование расходов, осуществляемое за счет средств от сдачи в аренду имущества“, квалифицировано административным органом в качестве нецелевого использования бюджетных денежных средств, что является правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

По результатам проверки административным органом составлены акт от 11.03.2008, протоколы об административном правонарушении от 11.03.2008 N 1, 4, 6.

Постановлениями от 24.04.2008 N 03-14-70/1-ю, 03-14-70/4-ю, 03-14-70/6-ю о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении учреждение привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде штрафа в размере 40
000 рублей за каждый факт нецелевого использования бюджетных денежных средств.

Учреждение с указанными постановлениями не согласно, считает их не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы последнего, в связи с чем, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истек ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении
к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Судом апелляционной инстанции проверено наличие соответствующих полномочий должностных лиц административного органа на составление протокола об административном правонарушении и принятие оспариваемого постановления о назначении административного наказания.

Протоколы об административном правонарушении от 11.03.2008 N 1, 4, 6 составлены уполномоченным должностным лицом - главным контролером-ревизором Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Астаховой Н.А. на основании части 1 статьи 28.3, статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Приказа Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17.11.2004 N 102 “О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях“.

Постановления от 24.04.2008 N 03-14-70/1-ю, 03-14-70/4-ю, 03-14-70/6-ю о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесены исполняющим обязанности заместителя руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае Гонштейн И.В., действовавшим на основании пункта 3 части 2 статьи 23.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановления от 24.04.2008 N 03-14-70/1-ю, 03-14-70/4-ю, 03-14-70/6-ю о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении вынесены в пределах срока, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части
1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

В силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер
и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Согласно пункту 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2007 N 126 “О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2007 год“ доходы, полученные в 2007 году от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным государственным учреждениям, в том числе, образовательным, финансируемым на основании смет доходов и расходов, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и направляются в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования на содержание и развитие материально-технической базы указанных бюджетных учреждений сверх сумм, предусмотренных сводной росписью, с отражением операций на лицевых счетах, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно уведомлению о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей от 16.01.2007, смете доходов и расходов федерального бюджета по средствам, поступающим в доход бюджета от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, в разрезе предметных статей на 2007 год, утвержденных в отношении учреждения Федеральным агентством по образованию, расходы по начислениям на оплату труда за счет средств, поступающих от сдачи в аренду имущества, предусмотрены по КБК 530 “Финансирование расходов, осуществляемое за счет средств от сдачи в аренду имущества“ статье 213 “Начисления на оплату труда“.

Как следует
из материалов дела, работникам учреждения Лихачевой А.А., Рыхтер З.И., Рябочкиной А.В., Сливе С.П., Демушкиной Л.Н. за повышенный объем работ производилась доплата к заработной плате за счет средств, полученных от сдачи имущества в аренду (дополнительное бюджетное финансирование КБК 530 “Финансирование расходов, осуществляемое за счет средств от сдачи в аренду имущества“ 213 “Начисления на оплату труда“). Единый социальный налог, исчисленный с сумм отпускных, в размере 354,85 рублей и 195,17 рублей, взносы по страховым тарифам на обязательное социальное страхование, исчисленные с сумм отпускных, в размере 35,49 рублей оплачены за счет средств по КБК 327 “Обеспечение деятельности подведомственных учреждений“ статье 213 “Начисления на оплату труда“, что подтверждается платежными поручениями от 05.07.2007 N 528, 529, 531.

Данные факты подтверждены материалами дела (актом от 11.03.2008, протоколами об административном правонарушении от 11.03.2008 N 1, 4, 6) и учреждением не оспариваются.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что расходование бюджетных средств на оплату единого социального налога, взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование с КБК 327 “Обеспечение деятельности подведомственных учреждений“ статьи 213 “Начисления на оплату труда“, при наличии КБК 530 “Финансирование расходов, осуществляемое за счет средств от сдачи в аренду имущества“ статьи 213 “Начисления на оплату труда“, на которую подлежат отнесению указанные расходы, является нецелевым использованием средств федерального бюджета и образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Часть 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в
отношении которых установлена его вина.

Исследование вопроса о вине лица, привлекаемого к административной ответственности, входит в предмет доказывания по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и является обязательным.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина учреждения подтверждена материалами дела. Соблюдение установленного порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации является обязанностью учреждения. Доказательства, свидетельствующие об объективной невозможности произвести оплату единого социального налога и взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование с КБК 530 “Финансирование расходов, осуществляемое за счет средств от сдачи в аренду имущества“ статьи 213 “Начисления на оплату труда“, учреждением не представлены.

Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия учреждения по расходованию бюджетных средств на оплату единого социального налога и взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование с КБК 327 “Обеспечение деятельности подведомственных учреждений“ статьи 213 “Начисления на оплату труда“, содержат все признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

За совершение каждого правонарушения обществу назначен штраф в размере 40000 рублей, что соответствует размеру минимальной санкции, предусмотренной частью 1 статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы апелляционной жалобы о том, что правонарушения являются малозначительными, суммы назначенного штрафа значительно превышают суммы правонарушений, чем нарушены принципы
справедливости и соразмерности наказания, рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Статьей 2.9, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Составы административных правонарушений, предусмотренные статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются формальными. Наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данное административное правонарушение посягает на установленный порядок функционирования бюджетной системы Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 15.14 указанного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств влечет для юридического лица наказание в виде штрафа в размере от сорока до пятидесяти тысяч рублей. Соразмерность указанного правонарушения и наказания определена законодателем. При этом, размер санкции указанной статьи не зависит от суммы денежных средств, использованных не по целевому назначению. Правонарушение не может квалифицироваться в качестве малозначительного исходя только из суммы правонарушения.

Учитывая, что нецелевое использование бюджетных средств нарушает порядок функционирования бюджетной системы Российской Федерации, учреждение не предприняло своевременные и достаточные меры для расходования бюджетных средств в соответствии с указаниями главного распорядителя, признаки малозначительности административного правонарушения отсутствуют.

На основании вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июня 2008 года по делу N А33-6364/2008 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.М.ДЕМИДОВА