Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.08.2008 N А33-03368/2007-03АП-1912/2008 по делу N А33-03368/2007 Отсутствие государственной регистрации права собственности должника на объект недвижимости само по себе не является основанием для признания недействительным заключенного по итогам публичных торгов договора купли-продажи, если такое право возникло до момента вступления в силу ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2008 г. N А33-03368/2007-03АП-1912/2008

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Хасановой И.А.,

судей: Магда О.В., Радзиховской В.В.,

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - Специализированного государственного учреждения при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ филиал в Красноярском крае, г. Красноярск

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 23 мая 2008 года по делу N А33-03368/2007, принятое судьей Ермаковой И.И.,

В судебном заседании участвовали:

от истца Глинянова Н.В. - представитель по доверенности от 18 января 2008 года,

от Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю: Сунцова И.А. - представитель по доверенности от 27.12.2007 г.

Протокол настоящего судебного заседания велся К.В. Шкреба

Резолютивная
часть постановления объявлена в судебном заседании 20 августа 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 21 августа 2008 года.

Открытое акционерное общество “Ужурское молоко“ (далее - истец, ОАО “Ужурское молоко“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Ужурское молоко“ (далее - ответчик, ООО “Ужурское молоко“), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о:

признании недействительной (ничтожной) сделки по продаже арестованного имущества ОАО “Ужурское молоко“, оформленной протоколом проведения торгов по продаже недвижимого имущества от 28 сентября 2004 года, в части реализации:

- лота N 1 - нежилое здание, незавершенное строение цеха по производству сыра, общей площадью 924,3 кв.м.;

- лота N 2, включающего в себя: 1) нежилое здание, сооружение контейнер-скважина, общей площадью 2,5 кв.м.; 2) нежилое здание склада, инв. N 2, общей площадью 26,2 кв.м.; 3) нежилое здание, сооружение градирня, общей площадью 18,9 кв.м.; 4) нежилое здание, сооружение - павильон скважины, общей площадью 10,8 кв.м.; 5) нежилое здание, проходная, общей площадью 9,6 кв.м.;

применении последствий недействительной, ничтожной сделки в виде:

1) обязания ООО “Ужурское молоко“ возвратить имущество Специализированному государственному учреждению при Правительстве РФ “Российский фонд федерального имущества“ в лице филиала в Красноярском крае, переданное по сделке, оформленной протоколом по результатам торгов от 28 сентября 2006 года:

лот N 1 - нежилое здание, незавершенное строение цеха по производству сыра, общей площадью 924,3 кв.м., расположенное но адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113;

лот N 2, включающий в себя:

- нежилое здание, сооружение контейнер-скважина, общей площадью 2,5 кв.м., расположенное по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113;

- нежилое здание склада, инв. N 2,
общей площадью 26,2 кв.м., расположенное по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113, стр. 5;

- нежилое здание, сооружение градирня, общей площадью 18,9 кв.м., расположенное по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113, стр. 3;

- нежилое здание, сооружение - павильон скважины, общей площадью 10.8 кв.м., расположенное по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113, стр. 16;

- нежилое здание, проходная, общей площадью 9,6 кв.м. расположенное по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113, стр. 7;

2) обязании Специализированного государственного учреждения при Правительстве РФ “Российский фонд федерального имущества“ в лице филиала в Красноярском крае возвратить денежные средства, полученные по сделке покупателю - ООО “Ужурское молоко“.

В качестве ответчиков по делу привлечены: Специализированное государственное учреждение при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ филиал в Красноярском крае (далее - СГУ при Правительстве РФ “Российский фонд федерального имущества“) и общество с ограниченной ответственностью “Красноярская торговая компания“ (далее - ООО “Красноярская торговая компания“).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее - УФССП по КК), закрытое акционерное общество “Ситниковский молочно-консервный комбинат“ (далее - ЗАО “Ситниковский молочно-консервный комбинат“), администрация Ужурского района Красноярского края (далее - администрация Ужурского района КК).

Решением суда от 23 мая 2008 года исковые требования удовлетворены.

Не согласившись с судебным актом, СГУ при Правительстве РФ “Российский фонд федерального имущества“ обратилось с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд. В апелляционной жалобе заявитель просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2008 года отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе
в удовлетворении исковых требований.

По мнению СГУ при Правительстве РФ “Российский фонд федерального имущества“, решение суда первой инстанции необоснованно, незаконно, принято с нарушением норм материального и процессуального права, на основании следующего:

- все реализованное имущество построено до вступления в силу Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“;

- наличие или отсутствие в регистрационном органе регистрации права собственности на выставленное на торги имущество не может нарушать права ОАО “Ужурское молоко“. Кроме того, отсутствие государственной регистрации права собственности должника на объект недвижимости само по себе не является основанием для признания недействительным заключенного по итогам публичных торгов договора купли-продажи, если такое право возникло до момента вступления в силу Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“;

- имущество было изъято и передано на реализацию на законных основаниях. Вырученные от продажи деньги, пошли на погашение задолженности истца;

- истец, заявляя требования о возврате ему недвижимого имущества, не представил доказательства, подтверждающие нахождение данного имущества у ответчика.

В судебном заседании представитель истца представила отзыв на апелляционной жалобу, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, поскольку:

- право собственности ОАО “Ужурское молоко“ на спорные объекты недвижимости не зарегистрировано, тогда как в силу положений ст. 2 и 6 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ наличие государственной регистрации обязательно при совершении сделки с недвижимым имуществом, право на которое возникло после введения в действие данного Закона;

- требования истца основаны на признании оформленной протоколом торгов сделки недействительной в силу ничтожности, поскольку данная сделка совершена
с нарушением норм действующего гражданского законодательства. Продажа имущества с торгов привела к его изъятию из фактического обладания истца, что расценивается как нарушение прав и законных интересов истца;

- выдача разрешения на строительство спорных объектов застройщику - ОАО “Ужурское молоко“, подтверждает фактическое возведение строения и его соответствие градостроительным нормам.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю в отзыве просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 23.05.2008 г. отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, указывая, что до признания в судебном порядке торгов недействительными не может быть признан недействительным и договор, заключенный с лицом, выигравшим торги.

Ответчики и иные третьи лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились и не направили своих представителей. Ходатайства об отложении рассмотрении апелляционной жалобы либо о рассмотрении жалобы без участия их представителей, не поступало.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства:

постановлением судебного пристава-исполнителя Подразделения Службы судебных приставов Красноярского края по Ужурскому району Богуцкой С.А. от 13.07.2004 на основании исполнительного листа Арбитражного суда Тюменской области N 070598 от 22.06.2004 возбуждено исполнительное производство N 369002/2/04-П-1 о взыскании с открытого акционерного общества “Ужурское молоко“ в пользу закрытого акционерного общества “Ситниковский молочно-консервный комбинат“ 1 690 352 руб. 25 коп. (л.д. 64 том N 1)

По актам описи и ареста имущества N 76 и 77 от 19.08.2004 (л.д. 65 том N 1) судебным приставом-исполнителем подвергнуто описи и аресту, в том числе, следующее имущество открытого акционерного общества “Ужурское молоко“:

-
нежилое здание, незавершенное строение цеха по производству сыра, общей площадью 924,3 кв.м.;

- нежилое здание, сооружение контейнер-скважина, общей площадью 2,5 кв.м.,

- нежилое здание склада, инв. N 2, общей площадью 26,2 кв.м.,

- нежилое здание, сооружение градирня, общей площадью 18,9 кв.м.,

- нежилое здание, сооружение - павильон скважины, общей площадью 10,8 кв.м.,

- нежилое здание, проходная, общей площадью 9,6 кв.м.

Специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации “Российский фонд федерального имущества“ в лице Красноярского регионального отделения (доверитель) и обществом с ограниченной ответственностью “Красноярская торговая компания“ (поверенный) заключен договор поручения N ДП-03/24967 от 17.03.2003, согласно статье 1 которого доверитель поручает, а поверенный обязуется на условиях договора, письменных поручений и указаний доверителя за вознаграждение совершать от имени доверителя юридические действия по реализации арестованного имущества, на которое обращено взыскание в соответствии с ФЗ от 21.07.1997 N 119-ФЗ, на территории Красноярского края. (л.д. 51 - 55 том N 3)

20.08.2004 доверителем выдано поверенному поручение N 1299 на совершение от имени Российского фонда федерального имущества юридических и иных действий по реализации арестованного имущества, принадлежащего ОАО “Ужурское молоко“ (акты описи и ареста N 76, 77 от 19.08.2004), согласно заявке ПССП Красноярского края по Ужурскому району исх. N 4497 от 19.08.2004 на сумму 734 050 руб., за подписью судебного пристава-исполнителя Богуцкой С.А. (л.д. 48 том N 3)

Согласно протоколу проведения торгов по продаже недвижимого имущества от 28.09.2004 общество с ограниченной ответственностью “Красноярская торговая компания“ организовало и провело открытые торги недвижимого имущества (л.д. 89 том N 4):

- лота N 1 - нежилое здание, незавершенное строение цеха по производству сыра, общей площадью 924,3 кв.м. (начальная цена лота
- 157 000 руб.);

- лота N 2, включающего в себя: нежилое здание - водонапорная башня, общей площадью 4 кв.м.; нежилое здание, сооружение контейнер-скважина, общей площадью 2,5 кв.м.; нежилое здание склада, инв. N 2, общей площадью 26,2 кв.м.; нежилое здание, сооружение градирня, общей площадью 18,9 кв.м.; нежилое здание, сооружение - павильон скважины, общей площадью 10,8 кв.м.; нежилое здание, проходная, общей площадью 9,6 кв.м. (начальная цена лота - 134 000 руб.).

В процессе торгов наиболее высокая цена (за лот N 1 - 172 700 руб. и за лот N 2 - 147 400 руб.) предложена обществом с ограниченной ответственностью “Ужурское молоко“, которое признано покупателем.

Указанное имущество передано обществу с ограниченной ответственностью “Ужурское молоко“ по акту от 18.10.2004. В данном акте стороны также указали, что оплата за переданные объекты недвижимости покупателем произведена полностью (л.д. 184 том N 1).

Согласно справке Отдела судебных приставов по Ужурскому району от 27.08.2007 в ходе исполнительного производства взыскателю - ООО “Ситниковский молочно-консервный комбинат“ в 2004 году было перечислено всего 1 143 944 руб. 42 коп. (л.д. 2 том N 2)

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02.02.2006 г. по делу N А33-4991/2005 открытое акционерное общество “Ужурское молоко“ г. Ужур признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. (л.д. 9 - 10 том N 1)

Как указывает истец, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.08.2004 г. (л.д. 21 том N 1) право собственности ОАО “Ужурское молоко“ на объекты, проданные по лоту N 1 и 2 (кроме нежилого здания - водонапорной башни, общей площадью 4 кв.м.)
не было зарегистрировано.

Полагая, что сделка по продаже объектов арестованного имущества заключена с нарушением требований статей 46, 51, 58 ФЗ “Об исполнительном производстве“, статей 153, 168, 219, 447, п. 5 ст. 448 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 статьи 6, 25 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ истец обратился с настоящим иском в суд.

Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ от 21.07.1997 (далее Закон об исполнительном производстве), действующего в спорный период, мерой принудительного исполнения является, в том числе, обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Закона об исполнительном производстве продажа недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения торгов специализированными организациями, имеющими право совершать операции с недвижимостью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Порядок проведения торгов определяется ГК РФ (пункт 2 статьи 63 Закона об исполнительном производстве).

В соответствии с пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В ходе исполнительного производства, возбужденного в отношении ОАО “Ужурское молоко“, по заявке судебного пристава-исполнителя и по поручению Российского фонда федерального имущества обществом с ограниченной ответственностью “Красноярская торговая компания“ посредством проведения открытых торгов были проданы ООО “Ужурское молоко“ 6 объектов недвижимого имущества, включая 1 объект незавершенного строительства.

Согласно статье 58 ФЗ “Об исполнительном производстве“ в случае отсутствия у должника-организации денежных средств, достаточных
для погашения задолженности, взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (за исключением имущества, изъятого из оборота либо ограничиваемого в обороте), независимо от того, где и в чьем фактическом пользовании оно находится.

На это имущество налагается арест или с ним производятся иные исполнительные действия в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него спорные объекты недвижимого имущества N 4/2004-89 от 17.08.2004 не указаны объекты недвижимого имущества, проданные на торгах согласно протоколу проведения торгов по продаже недвижимого имущества от 28.09.2004.

Доказательства регистрации права собственности ОАО “Ужурское молоко“ на спорные объекты недвижимости до момента их реализации на торгах отсутствуют. Таким образом, на открытых торгах, оформленных протоколом проведения торгов по продаже недвижимого имущества от 28.09.2004 продано недвижимое имущество, право собственности на которое не зарегистрировано.

Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что в плане приватизации Ужурского молзавода (правопредшественник ОАО “Ужурское молоко“), утвержденного председателем Краевого комитета по управлению государственного имуществом 15.11.1993, с прилагаемыми к нему актами оценки спорные объекты не указаны, а представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют об окончании строительства объектов в 2004 году. В этой связи, для возникновения у ОАО “Ужурское молоко“ права собственности на спорные объекты недвижимости необходима была государственная регистрация права.

Поскольку государственная регистрация отсутствовала, суд пришел к выводу, что сделка купли-продажи на торгах недвижимого имущества, не принадлежащего должнику на праве собственности, не соответствует статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, а потому является ничтожной сделкой
на основании статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанным выводом суда.

Статьей 217 Гражданского кодекса предусмотрено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Статьями 15, 12 Закона Российской Федерации от 03.07.1991 N 1531-1 “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации“ одним из способов приватизации предприятий указано их акционирование.

В соответствии с пунктом 10 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества“ с момента регистрации акционерного общества активы и пассивы предприятия, подразделения принимаются акционерным обществом. Акционерное общество становится правопреемником прав и обязанностей преобразованного предприятия. Состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.

В материалы дела представлен план приватизации Ужурского молочного завода, утвержденным Краевым комитетом по управлению государственным имуществом 15.11.1993 г., согласно которому Ужурский молочный завод расположен в северной части г. Ужура, площадь земельного участка составляет 23 665 кв.м., из которых застроена площадь 3038 кв.м. Территория заасфальтирована. На ней расположены: административное здание, здание молзавода, гаражи, котельная. (л.д. 47 том N 2)

Согласно акта оценки стоимости зданий, строений, сооружений по состоянию на 01.04.1993 г. в состав Ужурского молочного завода входили производственные фонды, в том числе гараж, водонапорная башня, контора, здание молочного завода. (л.д. 42 том 2, л.д. 91 - 110 том N 2)

В копии технического паспорта Ужурского молочного завода (л.д. 125 - 147 том 3) по состоянию на 1980 год под литерами А, а, А1, В, В5, В1, В2, В3, В4, Г, Г1 перечислены объекты различной площади, в том числе здание проходной общей площадью 9,6 кв.м. (литера А1), вошедшее в состав имущества, проданного по лоту N 2, и три водонапорные башни с отмостками (лит. В1, В2, В3) Из ответа ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ в лице Ужурского отделения на запрос апелляционного суда следует, что объекты:

- сооружение контейнер-скважина, общей площадью 2,5 кв.м. (год постройки 1976),

- нежилое здание склада, инв. N 2, общей площадью 26,2 кв.м.(год постройки 1976),

- нежилое здание, сооружение градирня, общей площадью 18,9 кв.м. (год постройки 1976),

- нежилое здание, сооружение - павильон скважины, общей площадью 10.8 кв.м. (год постройки 1976), нежилое здание, проходная, общей площадью 9,6 кв.м.,

входили в состав имущества Ужурского молочного завода, были обследованы 14.05.1980 г. и проинвентаризированы 04.10.2002 г.

Указанные доказательства свидетельствуют, что объекты, проданные по лоту N 2 были созданы задолго до приватизации Ужурского молочного завода и входили в состав его имущества.

Истцом представлено письмо N 238/2433 от 06.08.2008 г. ФГУП “Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ“ в лице Ужурского отделения о том, что спорные объекты не входят в состав объекта недвижимого имущества - нежилого здания молзавода, расположенного по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113, стр. 11, лит. В.В5, В10, В11, В12, В13. Вместе с тем, указанные сведения представлены после проведения инвентаризации в 2002 году строений, расположенных по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма 113, тогда как на момент приватизации Ужурского молочного завода существовал технический тцом не представлена проектная и техническая документация, акты ввода приватизированных объектов в эксплуатацию, первичные бухгалтерские документы 80 - 90 годов, свидетельствующие о том, что объекты, созданные в 1976 году, за год до ввода в эксплуатацию зданий конторы, молочного завода, гаража (1977 год) не вошли в состав приватизированного имущества в составе указанных зданий, а потому не принадлежали открытому акционерному обществу “Ужурское молоко“, на имущество которого обращено взыскание.

Представленные: постановление N 461 от 01.06.2004 “Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113, стр. 5“, акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.05.2004, постановление N 463 от 01.06.2004 “Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113, стр. 16“, акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.05.2004, постановление N 464 от 01.06.2004 “Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113, стр. 3“, акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.05.2004, постановление N 464 от 01.06.2004 “Об утверждении акта госкомиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта по адресу: г. Ужур, ул. Победы Социализма, 113, стр. 7“, акт приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 28.05.2004 (л.д. 114 - 121 том N 1) вынесенные администрацией Ужурского района в отношении объектов, построенных в 1976 г., не могут служить доказательством фактического их возведения в мае - июне 2004 г. Истцом не представлены первичные документы, подтверждающие создание им объектов после введения в действие ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ (договоры подряда, акты формы КС-2 и КС-3, платежные поручения на оплату выполненных работ).

В соответствии со статьей 6 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Пункт второй указанной нормы права в редакции Федерального закона от 09.06.2003 N 69-ФЗ, действовавшей на момент совершения оспариваемой сделки, предусматривал, что государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без оплаты.

Таким образом, в случае, когда законом предусмотрена государственная регистрация перехода права собственности, установленная пунктом 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации, необходимость регистрации ранее возникшего права первоначального собственника является обязательным условием государственной регистрации перехода права, но не условием совершения самой сделки.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации РФ в пункте 12 Информационного письма N 101 от 22.12.2005 г. разъяснил, что отсутствие государственной регистрации права собственности должника на объект недвижимости само по себе не является основанием для признания недействительным заключенного по итогам публичных торгов договора купли-продажи, если такое право возникло до момента вступления в силу Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Таким образом, оснований для признания недействительной сделки продажи недвижимого имущества, перечисленного в лоте N 2 не имелось.

В отношении продажи по лоту N 1 нежилого здания, незавершенного строения цеха по производству сыра, общей площадью 924,3 кв.м. суд исходит из следующего.

Постановлением администрации Ужурского района Красноярского края N 395 от 26.07.2001 г. утвержден акт выбора и обследования земельного участка от 15.06.2001 г. по строительству цеха для установки линии по производству твердого сычужного сыра производительностью 3 тонны в смену. Разрешено ОАО “Ужурское молоко“ проектирование и строительство цеха. (л.д. 57 том N 2). В материалах дела имеются акт выбора и обследования земельного участка под строительство от 15.06.2001 г., разрешение на строительство цеха от 25.04.2002 г., свидетельствующие о начале строительство здания цеха после введения ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ от 21.07.1997 N 122-ФЗ право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания. Право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, указанных в настоящей статье.

В пункте 17 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 “Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ указано, что объект незавершенного строительства не может быть продан с публичных торгов в порядке исполнительного производства до тех пор, пока право собственности должника на данный объект не будет зарегистрировано самим должником или судебным приставом-исполнителем в соответствии со статьей 25 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

Таким образом, право собственности ОАО “Ужурское молоко“ на объект незавершенного строительства - цех по производству сыра, общей площадью 924,3 кв.м подлежало обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре прав до его продажи с публичных торгов.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В обоснование своих требований, истец не указали, в чем состоит его заинтересованность и каким образом отсутствие за должником зарегистрированного права собственности на реализованные объекты нарушает его права. Истцом не были представлены доказательства того, что отсутствие государственной регистрации права должника на объект незавершенного строительства привело к снижению стоимости проданного имущества по результатам проведения торгов. Истец не представил доказательства наличия на момент обращения с иском объекта незавершенного строительства, а следовательно и возможность применения реституции, тогда как в отзыве ответчик ссылается на завершение строительства объекта и придание ему новых характеристик.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований истца отсутствовали.

Суд первой инстанции не указал, в чем заключается интерес истца при оспаривании торгов и каким образом возврат имущества фонду сможет восстановить его права.

Согласно статье 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на истца.

Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 23 мая 2008 года по делу N А33-03368/2007 отменить. Принять по делу новый судебный акт.

В иске отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “Ужурское молоко“ в доход федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины по иску и 1000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья

И.А.ХАСАНОВА

Судьи:

О.В.МАГДА

В.В.РАДЗИХОВСКАЯ