Решения и определения судов

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 N А33-3125/2008-03АП-2148/2008, А33-3125/2008-03АП-2083/2008 по делу N А33-3125/2008 Решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не является окончательным правовым актом, на основании которого вносится запись об исключении юридического лица из реестра.

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2008 г. N А33-3125/2008-03АП-2148/2008,

А33-3125/2008-03АП-2083/2008

Резолютивная часть постановления объявлена 12 августа 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2008 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бычковой О.И.

судей: Колесниковой Г.А., Дунаевой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Снытко Е.А.,

с участием представителей:

заявителя - Мирзы А.Э. по доверенности от 25.04.2008,

Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Красноярска - Леонтьевой Т.П. по доверенности от 22.04.2008,

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю - Алексеевой Н.В. по доверенности от 06.06.2008 N 04-13/10783,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Красноярска,
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от 9 июня 2008 года по делу N А33-3125/2008, принятое судьей Вахитовым Р.С.,

установил:

участник общества с ограниченной ответственностью “Заслон“ Хайленко Андрей Александрович обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Красноярска о признании незаконными действий налогового органа об исключении общества с ограниченной ответственностью “Заслон“ из Единого государственного реестра юридических лиц и обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю устранить нарушения прав заявителя.

В качестве заинтересованного лица в деле участвует Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 9 июня 2008 года заявление удовлетворено.

Не согласившись с данным судебным актом, Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Красноярска и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.

В апелляционной жалобе и дополнении к жалобе Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Красноярска ссылается на следующие доводы:

- статьей 22 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ не предусмотрено вынесение специального решения об исключении недействующего юридического лица из реестра;

- заявителем пропущен срок обжалования действий регистрирующего органа, поскольку началом течения срока исковой давности является дата публикации сообщения о предстоящем исключении общества из Единый государственный реестр юридических лиц;

- регистрирующий орган не обязан извещать участников юридического лица о предстоящем исключении из реестра.

В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция
Федеральной налоговой службы N 23 по Красноярскому краю указывает, что процедура исключения общества из ЕГРЮЛ не нарушена, поскольку законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа принимать решения об исключении недействующего юридического лица из реестра.

Заявитель представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

Общество с ограниченной ответственностью “Заслон“ зарегистрировано в качестве юридического лица 17.06.2004, в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1042401789979, выдано свидетельство серии 24 N 002236025.

Согласно справке регистрирующего органа N 346 от 13.04.2006 общество имеет признаки недействующего юридического лица: бухгалтерская отчетность и налоговые декларации не представлялись с даты постановки на налоговый учет, движение денежных средств по расчетному счету за период с 01.01.2005 по 21.03.2006 не осуществлялось.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Красноярска 14.04.2006 в отношении общества принято решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц N 347.

Решение о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц N 347 опубликовано в журнале “Вестник государственной регистрации“ N 15 (66) от 19.04.2006. Сведения об исключении общества из ЕГРЮЛ опубликованы в журнале “Вестник государственной регистрации“ N 6 (108) от 14.02.2007.

В Единый государственный реестр юридических лиц 07.08.2006 внесена запись об исключении юридического лица общества с ограниченной ответственностью “Заслон“, фактически прекратившего свою деятельность, из реестра по
решению регистрирующего органа за государственным регистрационным номером 2062460079450.

Заявителем 06.03.2008 получена выписка из ЕГРЮЛ со сведениями об исключении общества из реестра.

В подтверждение ведения обществом деятельности, предусмотренной уставом, в материалы дела представлены: Распоряжение администрации города Красноярска от 05.09.2007 N 2511-арх “О предоставлении ООО “Заслон“ земельного участка“, договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.11.2007 N Г-С-771, технические условия N 01036 для проектирования водопроводно-канализационных сетей и сооружений от 01.11.2006.

Хайленко А.А. с действиями налогового органа по исключению общества из ЕГРЮЛ не согласен, считает их не соответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы последнего, в связи с чем, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий регистрирующего органа незаконными и обязании устранить допущенные нарушения прав участника.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно пункту 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

В соответствии с пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ юридическое лицо, которое
в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 21.1 указанного Закона, при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Как следует из материалов дела, общество с даты постановки на учет не представляло документов финансовой отчетности, движение денежных средств по расчетному счету за период с 01.01.2005 по 21.03.2006 не осуществляло, о чем налоговым органом составлена справка от 13.04.2006 N 346. Данные факты обществом не оспариваются.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.

В силу требований пункта 3 статьи 21.1 указанного Закона, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по
которому могут быть направлены заявления.

Согласно пункту 4 статьи 21.1 указанного Закона заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Как следует из материалов дела, решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Красноярска от 14.04.2006 N 347 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ опубликовано в журнале “Вестник государственной регистрации“ N 15 (66) от 19.04.2006. Одновременно с решением о предстоящем исключении опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Суд апелляционной инстанции считает, что Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Красноярска нарушена процедура исключения общества из Единого государственного реестра юридических лиц на основании следующего.

В установленный пунктом 4 статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ трехмесячный срок заявления от перечисленных лиц в регистрирующий орган не поступили. Налоговый орган, не принимая решения об исключении общества из ЕГРЮЛ, 7 августа 2006 года внес в ЕГРЮЛ запись об исключении юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Основанием для внесения указанной записи в ЕГРЮЛ явилось решение от 14.04.2006 N 347 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, принятое в
отношении общества.

Из правового смысла и буквального содержания норм пункта 1 статьи 11 и пункта 4 статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, в их системной взаимосвязи, усматривается, что основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр является решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом. Следовательно, основанием исключения юридического лица из государственного реестра юридических лиц является, в том числе, решение регистрирующего органа об исключении юридического лица из реестра.

Анализ правовых норм, регулирующих процедуру исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, позволяет сделать вывод о том, что решение о предстоящем исключении юридического лица из реестра не является окончательным правовым актом, на основании которого вносится запись об исключении юридического лица из реестра.

Из смысла пунктов 3 и 4 статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ следует, что после вынесения налоговым органом решения о предстоящем исключении юридического лица из реестра недействующему юридическому лицу, кредиторам или иным лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, предоставляется право направить соответствующие заявления в налоговый орган. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц не принимается, и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Таким образом, решение об исключении юридического лица из реестра выносится в том случае, если от указанных выше лиц не поступили заявления, и является основанием для внесения записи об исключении юридического лица из реестра.

На основании вышеизложенного, доводы апелляционных жалоб о том,
что законом не предусмотрена обязанность регистрирующего органа принимать решения об исключении недействующего юридического лица из реестра, является несостоятельным.

В материалы дела представлены документы, свидетельствующие об осуществлении обществом хозяйственной деятельности:

- Распоряжение администрации города Красноярска от 05.09.2007 N 2511-арх “О предоставлении ООО “Заслон“ земельного участка“, согласно которому обществу предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок для строительства производственной базы с инженерным обеспечением;

- договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям от 12.11.2007 N Г-С-771;

- технические условия к договору от 12.11.2007 N Г-С-771;

- технические условия N 01036 для проектирования водопроводно-канализационных сетей и сооружений от 01.11.2006.

Оценив в совокупности представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Красноярска по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении из реестра общества с ограниченной ответственностью “Заслон“, фактически осуществляющего хозяйственную деятельность, противоречат требованиям и правовому смыслу Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“.

При рассмотрении арбитражным судом дела о признании решения (действия) государственного органа незаконным обязательным является установление обстоятельств, свидетельствующих о нарушении данным решением (действием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд апелляционной инстанции считает, что заявитель доказал нарушение оспариваемыми действиями налогового органа прав и законных интересов последнего, поскольку исключение из Единого государственного реестра юридических лиц фактически осуществляющего хозяйственную деятельность юридического лица нарушает права участника общества.

Довод апелляционной жалобы о том, что заявителем пропущен срок обжалования действий регистрирующего органа, рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен по следующим основаниям.

В соответствии с частью 4 статьи 198
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

Согласно части 8 статьи 22 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

В заявлении в арбитражный суд Хайленко А.А. указал, что об исключении общества из ЕГРЮЛ узнал 06.03.2008, после получения выписки из ЕГРЮЛ.

Регистрирующий орган не опроверг доводы заявителя о том, что ему стало известно об исключении общества из ЕГРЮЛ 06.03.2008, также как не обосновал, почему Хайленко А.А. должен был узнать об исключении общества из сообщения, опубликованного в журнале “Вестник государственной регистрации“ N 15 (66) от 19.04.2006.

Заявление Хайленко А.А. по настоящему делу поступило в канцелярию Арбитражного суда Красноярского края 18.03.2008. Следовательно, срок обжалования действий регистрирующего органа не пропущен.

Довод апелляционной жалобы о том, что регистрирующий орган не обязан извещать участников юридического лица о предстоящем исключении из реестра, не оценивается судом апелляционной инстанции, поскольку в оспариваемом решении суда первой инстанции отсутствует вывод суда о наличии такой обязанности.

При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не
установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Красноярского края от 9 июня 2008 года по делу N А33-3125/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий

О.И.БЫЧКОВА

Судьи:

Л.А.ДУНАЕВА

Г.А.КОЛЕСНИКОВА